Monthly Archives: September 2012

Обзор объектива Canon EF 16-35/2.8L (II)

Canon EF 16-35/2.8L второй версии
Год выпуска: 2007, апрель

Оптическая схема

Canon EF 16-35/2.8L II ((c) Canon camera museum)

Предыстория: объектив из категории “широкоугольных светосильных зумов” – универсальных объективов, имеющих очень широкий спектр применения. Главным образом, это репортажная съемка (благодаря светосиле), а также разнообразная пейзажная и городская.

Объектив Canon EF 16-35/2.8L II является плодом интересной и очень долгой эволюции объективов этого класса, которая началась с появлением еще в 1978 году, в системе Canon FD, объектива FD24-35mm f/3.5 S.S.C. Aspherical. Этот объектив произвел настоящий переворот в мире фототехники, так как предлагал широкоугольное (2х мм) зум-решение небывалого по тем временам оптического качества. Конкурентам  (Nikon и Pentax) понадобилось более 10 лет для того, чтобы выпустить аналоги по фокусным, которые все равно уступали оптически современной им версии зума от Canon. Секрет успеха этого объектива, а также его прямого потомка в лице New FD24-35mm f/3.5L, заключался в инновационном применении большого и высокоточного переднего асферического элемента, который и управляет поведением объектива на разных фокусных расстояниях. Фактически, это был первый зум-объектив с массовым применением асферики. Разработка доступного для широкого потребителя высококачественного широкоугольного зум-объектива – это настоящий вызов для разработчиков, так как в рамках традиционной сферической оптики обеспечить приемлемое оптическое качество при сколь-нибудь серьезном разбеге фокусных – задача практически нереальная, и только с появлением технологии массового получения точных асферических линз решение этой проблемы стало возможным. Нужно отметить, что Canon явился пионером в этой области и даже специально разработал высокоточные шлифовальные машины для получения требуемой точности асферических линз (а она чрезвычайно высока!). Эта технологическая база, а также уникальные методики точного расчета асферических поверхностей с помощью первых ЭВМ, и определили тот факт, что Canon на многие годы обошел конкурентов в способности создавать зумы-объективы повышенного качества, которые впоследствии легли в основу знаменитой линейки L-оптики.

Технологии асферических линз явились фундаментом не только для ШУ зумов класса 2х-35L, но также и для универсальных стандартных L-зумов типа 2х-70/2.8L. А методики получения крупных шлифованных асферических линз с годами усовершенствовались и, несмотря на появление новых, более дешевых технологий литья асферических линз под давлением (которые в основном и применяют конкуренты), применяются до сих пор – как обеспечивающие максимальное качество, например в объективах Canon EF 24-70/2.8L, Canon EF 16-35/2.8L II, Canon 85/1.2L II и в новейшем Canon EF 24-70/2.8L II.

После выхода  New FD24-35mm f/3.5L дальнейшая эволюция объективов этой серии происходила в сторону постоянного расширения фокусного диапазона (в сторону широкого угла) и увеличения светосилы; в 1984 году появился объектив  New FD20-35mm f/3.5L, который стал еще большей “головной болью” для конкурентов – зумов такого класса с фокусным в 20 мм в те времена больше никто не предлагал.

Наработки по высококачественным ШУ зум-объективам с появлением системы EOS в 1987 году, естественно, перешли и в нее, и начиная с 1989 года для Canon EOS появилось уже несколько поколений объективов этой серии:

- 1989 г, октябрь – легендарный Canon EF 20-35/2.8L. По сравнению с New FD20-35mm f/3.5L – увеличена светосила, несколько усложнена оптическая схема (15х12 проив 11х11), новая диафрагма (8 лепестков против 6), естественно появился AFD-микромотор привода автофокуса. Принципиальная схема – один передний asph-элемент – осталась без изменений. Объектив весьма достойных оптических качеств даже на цифровых камерах, имеет красивый рисунок и насыщенные цвета.

- 1996 г, апрель – Canon EF 17-35/2.8L. По сравнению с 20-35/2.8L – заметно увеличен разбег фокусных, что привело к необходимости добавить заднюю асферическую (литую) линзу и немного переработать оптическую схему. Появился быстрый кольцевой USM-мотор привода АФ, диафрагма стала 7-лепестковой.

- 2001 г, декабрь – Canon EF 16-35/2.8L первой версии. По сравнению с 17-35/2.8L – еще чуть увеличен разбег фокусных, но вот оптическая схема существенно доработана – добавлен еще один (гибридный) промежуточный asph-элемент, а также – впервые! – 2 UD-элемента для снижения хром. аберраций. Видимо, сделано это уже с прицелом на повышенные требования сенсоров цифровых камер, которые как раз в те годы уже начали появляться на рынке.

- наконец, 2007 г апрель – рассматриваемый Canon EF 16-35/2.8L второй версии. От предшественника отличается только переработкой оптической схемы, которая заключается в дальнейшей адаптации объектива под полнокадровые цифровые камеры. Схема усложнена (16х12 против 14х10), увеличен диаметр переднего элемента (теперь требуется 82 мм фильтр против 77 мм), диафрагма стала 7-лепестковой скругленной (против 7-лепестковой обычной), появилась полноценная пылевлагозащита. Все это преследовало цель улучшить разрешение к краям кадра, уменьшить виньетирование и уровень хром. аберраций.

Итого, объектив Canon EF 16-35/2.8L II является уже СЕДЬМОЙ эволюцией в своем классе, пройдя долгий путь адаптации и улучшения потребительских качеств. Это – уже зрелость, когда все, что возможно, для улучшения оптических качеств в рамках данной схемы – уже сделано, все детские болезни и недоработки – устранены. А проработка оптической схемы приблизилась к своему “потолку”, хотя даже у последнего 16-35/2.8L есть в этом плане некоторые недостатки. Ответ на вопрос – “А можно ли сделать объектив класса 1х-35/2.8 существенно лучше?” – видимо, прост. По сумме качеств, с сохранением эргономики и компактности – вряд ли. Дальнейшее увеличение разбега фокусных видимо уже нереально, как и увеличение светосилы, улучшение уровня хром. аберраций и разрешающей способности.

Как видно выше, Canon выпускает новую версию объектив в этом семействе примерно раз в 6 лет. Так что, в следующем, 2013 году, можно ждать обновления для 16-35/2.8L. Каким оно будет – для меня лично загадка. Скорее всего, мы увидим совершенно новую оптическую схему, которая будет существенным отходом от решений, существовавших все эти долгие 30 с лишним лет. Ведь цифровые камеры с разрешением в 30-40 мегапикселей – это уже реальность, и рынок требует дальнейшего роста оптических качеств.

Особенности Canon EF 16-35/2.8L II:

  • объектив не меняет внешних размеров, так как перемещение групп линз происходит внутри монолитного внешнего тубуса, который впереди можно закрыть фильтром и получить полностью закрытую и герметичную конструкцию. Внутри этого тубуса, интересно отметить, работает схема “обратного зума”, то есть на широком угле оптический тракт имеет самую большую длину. На дальних фокусных передняя линза немного заглубляется, а задний линзоблок отодвигается от матрицы. По этой же схеме работают и все “предшественники” 16-35L II.
  • 3 асферических элемента (шлифованный прецизионный, литой и гибридный), 2 UD элемента (в хвостовой части)
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.

Положительные качества Canon EF 16-35/2.8L II:

  • отличная картинка, “чистая” и прозрачная, глубокая цветопередача и хороший контраст, правильный баланс белого.
  • точный и быстрый автофокус на всех камерах Canon EOS.
  • довольно приятное размытие фона, хотя и не без некоторой “нервности”, и объемный рисунок на открытых диафрагмах, очень высокая центральная резкость на любых фокусных и диафрагмах.
  • хорошая резкость по полю на закрытых диафрагмах при любых фокусных (при F8-13). Очень неплохой пейзажный объектив, как показывает практика подготовки распечаток формата А2 и более. Хотя и с особенностями (см ниже).
  • отличная коррекция (учитывая что это широкоугольный объектив) поперечных хром. аберраций, в реальной жизни и при печати на формат А2 и более про них можно не думать и специально не править.
  • отличная эргономика – компактность, небольшой вес при удобном диапазоне фокусных; полноценная пыле- влагозащищенность (при установке защитного фильтра), закрытый от повреждений передний элемент.
  • несклонность ловить блики при краевых расположениях источника света (так как передняя линза сравнительно небольших размеров, не выступает наружу и утоплена в тубус)
  • общая прочность конструкции, качественная сборка, надежная и приятная механика зума.
  • простая совместимость с любыми фильтрами (от защитного и до поляризационного и градиентного, последнее для ШУ-объектива особенно важно).
  • доступный сервис и изученность слабых мест конструкции.

Недостатки Canon EF 16-35/2.8L II:

  • слабоватая резкость к краям на более открытых диафрагмах, особенно при приближении к краям диапазона – 16 и 35 мм.
  • на прикрытых диафрагмах резкость по полю неплохая и практически достаточная, но не эталонная. К самым углам кадра иногда заметна разница с центром. Однако, объектив отлично отрабатывает в самом ходовом диапазоне фокусных – 21-29 мм.
  • заметное виньетирование на открытых диафрагмах.
  • заметная, хотя и далеко не самая выраженная среди ШУ-зумов, дисторсия на широком угле на полном кадре.
  • сложность конструкции и повышенная требовательность к точности расположения всех элементов, что может приводить к разбросу качества от экземпляра к экземпляру. Я наблюдал несколько разных 16-35L II, качество которых заметно варьировалось – от отличной ровной и резкой картинки по всему полю до явных огрехов к краям и краевой ассиметрии. Возможно, это было следствием падений или неудачных ремонтов.
  • высокая цена.

Порекомендую ли покупать? В общем целом, если вам нужен хороший (пусть и дорогой) зум-объектив на полный кадр – то ДА, ничего лучше и удобнее пока на рынке нет. Объектив идеален как репортажник – рабочая открытая диафрагма при хорошей светосиле, удобный разбег фокусных, быстрый АФ и защищенный от невзгод конструктив. Также это очень неплохой пейзажно-прогулочный зум-ширик, в целом с очень благородной картинкой, отличным цветом и хорошей резкостью на большинстве фокусных. Понятное дело, что он отлично подходит для пейзажных кадров с выраженным объектом на переднем плане, вокруг которого складывается “драматическая” ШУ-перспектива. Практика показывает, что даже при наличии более дешевых альтернатив фотографы-профессионалы все равно в итоге приходят к покупке именно этого объектива.

Альтернативы же эти – следующие:

Canon EF 16-35/2.8L II против Canon EF 16-35/2.8L первой версии. Вторая версия заметно лучше про уровню хром. аберраций, у нее меньше виньетирование и получше краевая резкость. Однако для репортажа, когда техническое качество картинки к краям не так важно, а светосила требуется, первая версия остается хорошим выбором.

Canon EF 16-35/2.8L II против Canon EF 17-40/4L. Распространная дилемма. Говорят, что в качестве универсального ШУ-зума, где особенная светосила не требуется, дешевенький 17-40L якобы ничем не уступает, так как практически такой же по разрешению по полю… Это далеко не так! У меня были оба объектива, и практический вывод таков: резкость к краям у 16-35L II ощутимо лучше (у 17-40L она довольно невнятная…), у него заметно меньше дисторсия (и вообще геометрия гораздо более адекватная, он меньше “тянет” углы) и сильно меньше уровень хром. аберраций. Также налицо разница в стабильности качества сборки. Достоинств 17-40L в плане его универсальности, хорошего общего рисунка и приятного цвета это все, конечно, не отменяет.

Canon EF 16-35/2.8L II против Tokina AT-X Pro 16-28/2.8. Новый объектив от Tokina является прямым конкурентом для 16-35L, подкупая интересным (более практичным, на мой взгляд, чем у Nikkor 14-24/2.8) диапазоном фокусных и меньшей ценой. У Tokina более новая и сложная конструкция (выпуклый передний элемент, большое число специальных оптических компонент), в числе ее преимуществ – чуть меньшая дисторсия на 16 мм и меньшее виньетирование на открытых диафрагмах. И все же, несмотря на меньший диапазон фокусных, оптически Tokina ничем не лучше 16-35L, а в целом и похуже. Эргономически Tokina не идет ни в какое сравнение – у нее большой выпуклый (и уязвимый) передний элемент, который сильно усложняет применение любых фильтров, она тяжелая и громоздкая, у нее устарелый привод автофокуса, и, наконец, хромает качество сборки. И при всем при том, у нее нет очень полезного и важного диапазона фокусных 29-35 мм. Увы, недостатков здесь больше чем достоинств.

Canon EF 16-35/2.8L II против Nikkor AF ED 14-24/2.8. Необычное и интересное сравнение двух топовых объективов разных систем. Никкор можно применять на камерах Canon через адаптер, что некоторые и делают, терпя неудобства ради хороших оптических качеств объектива. В свое время он произвел фурор в мире фотооптики, являя собой образец первого сверх-широкоугольного зума на 14 мм, да еще с весьма выдающимся техническим качеством картинки. Нет сомнений, что на большинстве фокусных (кроме диапазона 22-24 мм) по резкости-разрешению Никкор превосходит 16-35L по полю кадра. Обращая внимание на этот факт, многие как-то забывают, что у 16-35L при этом гораздо больше фокусный диапазон, который более важен в условиях репортажа (14-24 – это о чем вообще? или нужно на каждый третий кадр доставать 24-70?), и в нем сделано все, чтобы объектив был удобен и надежен в использовании в самых разных условиях. В этом смысле, 16-35L является плодом многолетней эволюции репортажного зум-объектива, с прошедшими практику решениями. Увеличенный разбег фокусных для ШУ объектива, давая большую практичность в работе и удобство, ставит в то же время и усложненные задачи по формированию картинки. 16-35L компактен и закрыт фильтром, что является необходимым условием для репортажной съемки и при работе в тяжелых погодных условиях. Никкор же имеет массу издержек – он громоздок, имеет уязвимый передний элемент, выступающая форма которого делает его к тому же очень склонным ловить блики от всех периферийных источников света. Это все – сомнительные и спорные качества для репортажной оптики. Также Никкор известен своей нескромной дисторсией на ШУ, которая превращает его, фактически, в объектив 15-24 после правки геометрии. Так что, чудес в мире оптики не бывает – приобретая в одном, непременно потеряешь в другом. Так имеет ли в целом такое сравнение смысл? Совершенно разные объективы по идеологии, с разными достоинствами и недостатками! При всем при этом, на практике оптическое качество 16-35L II вполне досточно для пейзажной съемки с распечаткой на формат А2 и выше, сохраняя свой великолепный цвет и контраст, так что лично мне выбор в этой ситуации в сторону 16-35L представляется практически оправданным.

Если бы Canon выпустил аналог Никкора в виде какого-то “гипотетического 14-24L”, то такой объектив никак не заменил бы собой 16-35L – это очевидно. С другой стороны, 16-35L – это идеальный репортажник, но возможно неидеальный “ШУ-пейзажник”. Для полноценного (а не во многом сырого и спорного, как Никкор) создания такого “идеального пейзажника”, о котором многие мечтают, нужно решить многие проблемы и неоптимальности, свойственные рассматриваемому Никкору: снизить зайцеловкость, уменьшить габариты (в путешествиях каждый лишний грамм не в радость!), как-то защитить передний элемент и организовать нормальную работу с фильтрами. Последнее требование просто обязательно, т.к. невозможность нормально применять полярик или градиентный фильтр на ШУ-объективе – это серьезный эргономический просчет и недоразумение. Также, мне не совсем понятна необходимость в диафрагме F2,8 для такого объектива. Возможно, уменьшив ее до F4, удастся во многом решить вышеуказанные проблемы, а заодно уменьшить дисторсию и даже немного увеличить разбег фокусных. В итоге, полноценная линейка ШУ-объективов для Canon в будущем мне видится такой:
- 16-35/2.8L II – 2-кратный универсальный светосильный ШУ-зум с уклоном в репортаж;
- 14-28/4L – 2-кратный ШУ-пейзажный объектив высшего качества;
- 17-50/4L IS – 3-кратный многоцелевой ШУ-объектив более бюджетной серии, для фотографов-любителей – замена 17-40/4L с более высоким оптическим качеством и добавлением оптического стабилизатора.
Эта линейка отлично вписывается в существующий парк оптики, дополняясь уникальной линейкой tilt-shift фиксов 17 и 24 мм, светосильными 24/1.4L II, 35/1.4L и 14/2.8L. В дополнение к ним видится также пара качественных фиксов типа 18/2.0L (или 20/2.0L) и 28/1.8L.

Отдельно хочется написать про применение 16-35L II на кроп-камерах. Я его часто использую на моем любимом Canon 7D и Sigma SD1 Merrill, которую я переделал на EOS-байонет. В итоге получаем диапазон ЭФР 26-56 на 7D и 24-53 на Сигме, то есть из чисто широкоугольного объектива на полном кадре получаем эдакий светосильный штатник с уклоном в широкий угол, почти 24-70. Диапазон конечно не громадный, но качество картинки, по моему мнению, выше всех похвал! Во-первых, на кроп-камерах 16-35 работает своей центральной частью, которая имеет очень высокую резкость – достаточную для работы с требовательными матрицами этих камер. Я делал сравнение разрешающей способности 16-35 с известным лидером по резкости на кропе Canon 17-55/2.8 IS, и 16-35 не уступил! Но в добавление к резкости у 16-35L еще и настоящая L-картинка – с отличным цветом и контрастом, с хорошо читаемыми деталями в тенях. И во-вторых, с 7Д получается не столь громоздкий и полностью пылевлагозащищенный комплект с быстрым АФ. Это удобно, надежно и приятно в обращении. Что касается Сигмы, то ее великолепный сенсор просто начинает жить новой жизнью с 16-35L, отлично отрабатывая в тандеме цвета и контрасты красок природы.

Ссылки на примеры:

Обзор объектива Canon EF 70-300/4-5.6L IS

Canon EF 70-300/4-5.6L IS
Год выпуска: 2010, ноябрь

Оптическая схема:

Canon EF 70-300/4-5.6L IS USM ((c) Canon camera museum)

Предыстория: прямых предшественников этот объектив не имеет. Скорее, он являтся эволюцией до L-версии предыдущих бюджетных вариантов вроде 70-300 IS  USM. Предыдущие малосветосильные “эльки” класса хх-300, например 100-300/5.6L, были зумами типа тромбон с флюоритовыми линзами и послужили основой для разработки объектива 100-400/4.5-5.6L IS. 70-300L построен на совсем других принципах.

Оптическое качество 70-300 IS USM для бюджетного класса – довольно неплохое. В рамках средней ценовой категории Canon в его лице сделал удачный и качественный объектив, но не лишенный проблем: падение разрешения к краям кадра и заметные хром-аберрации на дальних фокусных и дисторсия. Оптическая схема 70-300L (19×14) имеет со схемой 70-300 IS USM (15×10) много общего, они похожи по компоновке. Стремясь сохранить плюсы 70-300 IS USM – компактность и небольшую массу – Canon не стал отказываться от выдвижного конструктива, что делает объектив в сложенном состоянии меньше. Но это же и создает дополнительные трудности для достижения оптимального оптического качества на разных фокусных. Для решения этих проблем, не прибегая к применению дорогого флюорита, схему заметно усложнили – в заднюю часть добавлено 4 линзы, и вся оптика внутри теперь поделена на группы, которые перемещаются относительно друг друга по очень сложной плавающей схеме. Это, естественно, требует весьма точной механики и качества сборки. Заодно МДФ заметно сократилась, до 1,2 метра (у 70-300 IS USM – 1,5 метра). Для снижения хром. аберраций добавлен 1 большой UD-элемент, стабилизатор стал более эффективен (4 стопа против 3). Также заметно улучшен общий конструктив – повсеместный в конструкции 70-300 IS USM пластик уступил место металлу, появилась пылевлагозащита, появился полноценный и быстрый кольцевой USM-мотор (у 70-300 USM – в действительности Micro-USM с шестеренчатой передачей), благодаря которому фокусировочное кольцо больше не крутится при работе автофокуса.

Особенности Canon EF 70-300/4-5.6L IS:

  • весьма сложная оптическая схема с большим числом элементов, включающая 2 UD-элемента, выдвижной конструктив.
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
  • 4-стоповый стабилизатор последнего поколения.
  • полноценная пылевлагозащита.
  • Малая МДФ, на уровне объективов класса 70-200L.
  • скругленная 8-лепестковая диафрагма.
  • Массогабариты: 1050 грамм, 89х143 мм (на 70 мм), 67 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 70-300/4-5.6L IS:

  • очень высокое оптическое качество – резкость и разрешение начиная с открытой диафрагмы, на всех фокусных включая 300 мм. Прозрачная картинка L-класса с реалистичными цветами и хорошим контрастом.
  • очень практичный диапазон фокусных на ФФ.
  • хорошая равномерность разрешения по полю на большинстве фокусных.
  • чрезвычайно эффективный стабилизатор.
  • весьма малый уровен хром. аберраций, на практике о них можно совершенно не думать. Это вносит свой вклад в формирование субъективно чистой и детализированной картинки.
  • хорошая работа на кроп-камерах типа 7Д, на которых он превращается в стабилизированный, резкий и быстрый “супер-телевик” (ЭФР 112-480 мм). Аналогов по качеству для ФФ я не знаю.
  • Необременительная (для 300 мм телевика) компактность и носимость. Вместе с 24-105L и камерой типа Canon 5D этот объектив умещается в небольшую сумочку и формирует отличный по качеству тревел-набор на все случаи жизни.
  • очень быстрый и беспроблемный автофокус на всех камерах Canon EOS.
  • возможность ручной дофокусировки в любой момент времени (FTM).
  • полноценная пылевлагозащита, несмотря на выдвижной передний тубус.
  • очень качественный и надежный конструктив с минимальными люфтами.
  • немаркая бленда.
  • ходовой среди L-оптики 67-мм фильтр.

Недостатки Canon EF 70-300/4-5.6L IS:

  • чуть заметное падение резкости к самым углам на 300 мм на открытой диафрагме.
  • бленда в транспортном положении закрывает кольцо зума – существенный эргономический просчет, на мой взгляд.
  • если поднимать объектив вверх за бленду в транспортном положении при открытом замке зума, то объектив под собственным весом вытягивается на 300 мм. Такое сплошь и рядом бывает, когда объектив достаешь из сумки. Мне кажется, это не совсем полезно для механики.
  • для своих габаритов 70-300L довольно тяжелый. Впрочем, это обратная сторона надежного конструктива – в объективе много металла – и с этим можно мириться.
  • довольно высокая цена для малосветосильного зума 70-300 (1500 долл).
  • несовместим с экстендерами.

Порекомендую ли покупать? В общем и целом – однозначно ДА! Это весьма качественный и практичный объектив, способный стать универсальным походным и репортажным телевиком. Главный вопрос тут – в слишком широком выборе альтернатив. И типичные варианты выбора тут такие:

70-300L против 70-300 IS USM (или Тамрона 70-300 VC). Все уже сказано выше, оптически L-ка заметно интереснее, конструктив на голову выше, а вот окупается ли эта разница  увеличением цены? Я бы сказал так: если повышенных требований к качеству картинки нет, а нужен просто легкий телевичок от случая к случаю для любительской съемки, 70-300 IS USM вполне себе вариант. Если требуется надежное качественное решение на годы работы с отличной картинкой, то 70-300L ваш выбор.

Что касается Тамрона, у меня его не было, но по сторонним тестам оптически 70-300L лучше во всем, особенно на 300 мм. Не говоря уж про конструктив.

70-300L против 70-200/4L IS. А вот это не такой однозначный выбор. По моему опыту – оптическое качество обоих весьма близкое, с небольшим перевесом в сторону более короткой и в целом образцовой “четверки”, но никакого “громадного превосходства” тут нет. 70-200/4L IS чуть резче, чуть лучше к углам. Цвета-контраст у них одинаковые. На практике, оптическое качество обоих в диапазоне 70-200 можно считать одинаковым, даже диафрагменные значения близки (у 70-300L на 200 мм предельное значение F5), но у 70-300L, очевидно, есть еще и полезные 300 мм. Хотя “четверка” берет экстендеры 1,4 и почти добивает с ними до 300 мм, они стоят ощутимых денег, несколько портят картинку и убирают фокусные вниз до 100 мм. В 70-300L же есть все без ограничений. Стабилизатор одинаково эффективен, фокус одинаково надежен и быстр. “Четверка” чуть легче, но длинее и места в итоге занимает заметно больше. В заплечном рюкзаке 70-200/4L помещается обычно горизонтально, а 70-300L входит и “стоячиком”, что сильно экономит место. 70-300L имеет, субъективно, более крепкий конструктив и стоит на 300 долл дороже. С учетом всего этого, я для себя решил вопрос однозначно – в пользу 70-300L. Каким бы хорошим не был 70-200/4L IS.

Примеры: многое им снято здесь и здесь, а именно:

Обзор объектива Canon EF 100/2.8L IS Macro

Canon EF 100/2.8L IS Macro
Год выпуска: 2009, октябрь

Оптическая схема:

Canon EF 100/2.8L IS Macro ((c) Canon camera museum)

Предыстория: Canon EF 100/2.8L IS Macro представляет собой третью эволюцию 100-мм 1 : 1 макрообъектива в системе EOS. Начало ей положил в 1990 году весьма уважаемый за свои оптические качества объектив EF 100mm f/2.8 Macro. Он имел “плавающую” оптическую формулу 10х9 (с выдвижным конструктивом), резьбу под светофильтр 52 мм и AFD-микромотор в приводе автофокуса. Через 10 лет, в 2000 году вышло его обновление в виде EF 100mm f/2.8 Macro USM – оптическая схема усложнилась до 12х8, уже с полностью внутренней фокусировкой (размеры объектива при фокусировке не меняются), резьба под фильтр стала 58 мм, появился быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса. Стоимость на него была (и есть до сих пор) весьма разумной, а оптические качества – очень высокими, что предопределило его популярность. Наконец, в третьем поколении это семейство было приобщено к славному классу L-оптики и получило дальнейшее усовершенствование начинки: новейший “гибридный” оптический стабилизатор, новую оптическую схему 15х12 с 1 UD-элементом, резьбу под фильтр в 67 мм и полную пылевлагозащиту.

Особенности Canon EF 100/2.8L IS Macro:

  • сложная оптическая схема с большим общим числом элементов (15×12 для фикс-объектива – это много!), включающая 1 UD-элемент. Внутренняя фокусировка, объектив не меняет своей длины при смене фокуса, CRC-механизм коррекций на макро-дистанциях (задняя линза неподвижна).
  • 1 : 1 макрообъектив, МДФ 30 см, что означает расположение объекта съемки на расстоянии ~ в 13,5 см от края объектива
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
  • полноценная пылевлагозащита.
  • уникальный “гибридный” оптический стабилизатор, который помимо угловых перемещений камеры компенсирует еще и поперечные линейные.
  • скругленная 9-лепестковая диафрагма.
  • Массогабариты: 625 грамм, 78х123 мм, 67 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 100/2.8L IS Macro:

  • отличное оптическое качество – очень высокая резкость и разрешение начиная с открытой диафрагмы. Чистая прозрачная картинка с хорошими реалистичными цветами.
  • очень приятное, одно из лучших в классе, размытие заднего плана (“боке”).
  • очень хорошая равномерность разрешения по полю на F4 и далее .
  • чрезвычайно эффективный стабилизатор вкупе с малой массой объектива делает его удобным при съемке при слабом свете – в интерьерах и вечером. Я лично люблю им снимать в темных соборах прямо на открытой диафрагме из-за сочетания резкости и эффективности стабилизатора. Уникальность же нового стабилизатора в том, что он и вправду работает (в отличие, например, от аналога от Nikon) при съемке макро (выдавая примерно 2 стопа коррекции при съемке в масштабе 1 : 1  и 3 стопа при масштабе 1 : 2). И это действительно открывает новые возможности при съемке!
  • необременительная масса (корпус из прочного пластика) и компактность.
  • очень быстрый и беспроблемный автофокус на всех камерах Canon EOS.
  • возможность ручной дофокусировки в любой момент времени (FTM).
  • постоянная длина объектива и внутренняя фокусировка – ничто не вращается и не выезжает.
  • есть полезный для работы АФ ограничитель фокусных расстояний.
  • хорошая пылевлагозащита.
  • немаркая бленда.
  • учитывая универсальность объектива и его высокие потребительские качества, цена кажется разумной.

Недостатки Canon EF 100/2.8L IS Macro:

  • некоторое виньетирование на открытой диафрагме.
  • чуть заметное падение резкости к самым углам на открытой диафрагме.
  • автофокус иногда теряется, когда нужно из области макро перейти в дальний диапазон (но это скорее общий недостаток АФ макро-объективов).
  • Маловатое расстояние до объекта при макс. увеличении – подвижные объекты живой природы могут пугаться. Диапазон фокусных 180-200 мм тут подходит лучше. Это, опять же, не недостаток этой конкретной модели объектива, а скорее издержки малого фокусного расстояния. Зато такой объектив более компактен и легок, им можно снимать с рук. На 180 мм – уже очень желателен штатив. Вопрос общего баланса качеств.
  • слишком короткий (на мой взгляд) ход фокусировочного кольца в ручном режиме – точная настройка по live-view несколько затруднена.

Для справки – список рабочих расстояний для 1 : 1 макрообъективов разных моделей
Модель / Длина объектива до байонетной плоскости / Расстояние до объекта при макс. увеличении:
Sigma EX 70/2.8 DG Macro / 14,7 / 3,6 см
Canon EF 100/2.8L IS Macro / 12,1 см / 13,5 см
Canon EF 100/2.8 USM Macro / 11,9 см / 14,9 см
Carl Zeiss T* Makro-Sonnar 100/2.8 для Contax N /13 см / 15 см
Sigma EX 105/2.8 OS APO-Macro /  12,7 см / 13,9 см
Micro-Nikkor AF-S 105/2.8 IF-ED VR / 11,6 см / 14,6 см
Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar / 16,3 см / 17,3 см
Sigma EX 150/2.8 APO-Macro / 13,7 см / 19,6 см
Sigma EX 150/2.8 OS APO-Macro / 15 см / 18,4 см
Sigma EX 180/2.8 OS APO-Macro / 20,3 см / 22,3 см
Sigma EX 180/3.5 Macro / 18,2 см / 23,5 см
Canon EF 180/3.5L USM Macro / 18,7 см / 25 см
Tamron SP 180/3.5 Di LD [IF] macro / 16,7 см / 25,5 см
Micro-Nikkor AF 200mm f/4 D ED /  19,3 см / 26 см

Любопытным выводом из этого является то, что добавление оптического стабилизатора в схему иногда значительно увеличивает габариты объектива,  уменьшает МДФ и всегда приводит к уменьшению рабочего расстояния до объекта в макроположении. Отдельно стоит отметить весьма курьезный результат для Сигмы 70/2.8 – у него есть 1 : 1 макромасштаб, но снимать им на макс. увеличении что-то движущееся практически нереально. Это следствие малого фокусного расстояния и того, что объектив далеко выдвигает тубус при фокусировке на МДФ. Впрочем это очень неплохой объектив, довольно примечательный, поговорим о нем отдельно чуть позже.

Порекомендую ли покупать? Без колебаний ДА! Минусов у этого объектива практически и нет, это эдакий примерный отличник, умеющий сразу многое на хорошем уровне. У него хорошее техническое качество картинки, “элечный” цвет и контраст, приятное боке, очень практичный стабилизатор, малый вес, есть пылевлагозащита и доступная цена.

Вопрос только в том, стоит ли покупать именно Canon EF 100/2.8L IS Macro (~900 долл), когда на есть рынке все еще есть Canon EF 100/2.8 USM (~550 долл) – его более дешевый предшественник? По моему мнению, старую модель стоит брать только в том случае, если есть жесткое ограничение по средствам. В противном случае, стоит немного подкопить и купить новую L-модель, так как она лучше старой во всем! У нее выше техническое качество картинки – резкость по центру и (особенно) к краям на открытых диафрагмах, у нее есть пылевлагозащита, несколько более плавное боке, и, конечно  же, новый стабилизатор дает массу преимуществ. 350 долларов это не та разница, из-за которой стоило бы жертвовать этим всем – такая вещь покупается-то на годы…

Примеры:

Обзор объектива Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar

Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar
Год выпуска: 2001, май

Предыстория:

О компании Voigtländer. Основана в 1756 в Австрии, стала производить фотокамеры в 1840 году. В 1924 году немецкий концерн Schering Gruppe выкупил компанию и в 1956 году продал ее подразделению Zeiss Ikon. В 1970 году компания была полностью поглощена Zeiss`ом, который в 1974 году продал права на производство камер фирме Rollei. После нескольких лет забвения, компания RingFoto в 1980 годах полностью выкупила бренд Voigtländer и использовала его имя для различных товаров, продаваемых в сети ее магазинов (зеркальные “мыльницы”, пленки, аксессуары и пр.).

В конце 1990-х годов японская фирма-производитель оптики Cosina купила лицензию на использование бренда Voigtländer в своей новой линейке зеркальных и дальномерных фотокамер и объективов. Очевидно, никакого прямого отношения всё это к разработкам “настоящей” фирмы Voigtländer не имеет, но Cosina старается найти применение их ранним оптическим дизайнам.

К Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar это впрочем не относится, это новая и собственная разработка фирмы Cosina для зеркальных камер. Объектив относится к классу SL – “Super-Lux”, то есть к линейке топовых объективов фирмы.

125apo

Особенности Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar:

  • довольно сложный оптический дизайн 11×9, с плавающей схемой (с неподвижным задним элементом для коррекции картинки на близких расстояниях – CRC (close-range correction)), включающей 2 ED-элемента.
  • 1 : 1 макрообъектив, при этом МДФ ~ 38 см, что означает расположение объекта съемки на расстоянии ~ в 17,3 см от края объектива.
  • полный апохроматический дизайн (высокий уровень коррекции как поперечных, так и продольных хром. аберраций).
  • линза заметно увеличивает свою длину – на 73 мм – при фокусировке с бесконечности на МДФ.
  • автофокуса нет, но в EF-версии (в отличие от версии для Nikon) есть базовая электронная начинка – автоматическая диафрагма и чип для общения с камерой.
  • специальная пылевлагозащита отсутствует.
  • скругленная 9-лепестковая диафрагма.
  • Массогабариты: 690 грамм, 76х95 мм (Canon EF-версия, на бесконечности), 58 мм фильтр.

Положительные качества Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar:

  • высокое техническое качество картинки – отличная резкость, начиная с открытой диафрагмы на любых фокусных расстояниях (в том числе и на бесконечности), очень малый уровень хром. аберраций (что придает картинке “чистоту” и прозрачность, неиспорченную каким-либо заметными аберрациями), отсутствие заметного оконтуривания контрастных бликов.
  • глубокие и реалистичные цвета на снимке. Этот объектив – настоящий “Мастер Цвета”, что вообще свойственно качественным апохроматам. Таких объективов на самом деле не так уж много, за компанию можно упомянуть, например, Canon EF 180/3.5L Macro и Canon EF 200/2L IS.
  • очень плавное и приятное “боке”, одно из лучших в мире зеркальных объективов. За это его даже называют “cream machine”, что в сочетании с общей “чистотой” картинки, приличной максимальной светосилой, высокой резкостью и хорошим цветом-контрастом позволяет выделять объект съемки на фоне и делать очень впечатляющие кадры самого разного характера – от макросъемки до портретов и пейзажей.
  • хорошая равномерность разрешения по полю на F4 и далее, ровное поле зрения – хороший пейзажный объектив-телевик.
  • надежный металлический конструктив.
  • очень длинный ход фокусировочного кольца (почти 2 полных оборота) позволяет точно и аккуратно выставлять фокус при съемке со штатива.
  • высокая стоимость на вторичном рынке, и нет проблем со сбытом, если захочется продать.

Недостатки Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar
(да, есть и недостатки :) ):

  • через мои руки прошло несколько таких объективов для Canon EOS, и я могу констатировать, что у всех них была разная максимальная четкость картинки, несмотря на чудовищную (по нынешним временах) стоимость этих объективов на вторичном рынке. То есть, качество сборки компании Cosina, скорее всего, было не совсем уж идеальным. (Ну а лучший я есс-но оставил себе :) )
  • резкость и разрешение объектива очень высокие, но для своих денег они отнюдь не рекордные. Скажем так – есть альтернативы и конкуренты. Например, Leica-R APO Makro-Elmarit 100/2.8, различные Sigma, Canon L и Carl Zeiss могут оказаться даже в лидерах.
  • объектив уже давно снят с производства, а на вторичном рынке он стоит совершенно несуразных денег (2500-3000 долл за версию для Canon и Nikon, при этом, его за такие деньги еще и охотно покупают) по причине своей “легендарности” (из-за действительно высокого качества картинки) и чрезвычайной редкости. Так, версия для Canon всех байонетов, включая FD, была выпущена тиражом всего лишь в 1500 экземпляров, из которых актуальная EF-версия составляет примерно половину… То есть не более 700 экземпляров на весь белый свет.
  • очень долгий ход фокусировочного кольца делает весьма занудной обычную съемку этим объективом с рук, как портретником и телевиком; малейший уход объекта из фокуса вынуждает интенсивно докручивать фокус.
  • довольно длинное фокусное и большая светосила диктуют высокие требования по точности фокусировки, что при быстрой съемке не всегда достижимо в ручном фокусе и без live-view.
  • для компактного объектива он довольно тяжелый – в конструкции много металла.
  • объектив хотя и надежен по конструкции, тем не менее не имеет адекватного сервиса в России. Случись что серьезное – дорогая покупка превратится в выброшенные деньги.
  • хотя и солидная, но неудобная родная передняя крышка (закручивается по резьбе). Лучше на время съемки заменить на обычную пластиковую на пружинных прижимах.

Порекомендую ли покупать? Это вопрос не простой. Если его нынешняя стоимость не шокирует (или вдруг подвернется недорого), а отсутствие автофокуса и стабилизатора ни грамма не смущает – конечно ДА! Вперед на поиски! Так как это великолепный объектив, обладающий прекрасной картинкой. Но стоит помнить, что цена на него сильно завышена, и для практического использования (пусть и без статуса “особой легенды”) в наше время есть много хороших, удобных и заметно более дешевых альтернатив, например Canon EF 100/2.8L IS macro, Canon EF 180/3.5L macro, Canon EF 135/2L, Sigma APO 150/2.8 OS macro,  Carl Zeiss Macro-Planar 100/2 ZE и т.д. Так стоит ли гоняться за “легендой”, если вам просто хочется качественно и удобно поснимать макро или получить красивый рисунок? Все перечисленные выше альтернативы вас не разочаруют, уж поверьте!

Примеры:

Обзор объектива Canon EF 70-200/4L IS

Canon EF 70-200/4L IS
Год выпуска: 2006, ноябрь

Оптическая схема

Canon 70-200/4L IS ((c) Canon EF LensWork III)

Предыстория: это – самый новый объектив из серии L-телевиков “компактного” F4 семейства. Объектив этот очень популярный – из-за своего великолепного оптического качества, небольшого веса, наличия стабилизатора, быстрого и точного автофокуса и довольно доступной стоимости. Является дальнейшей эволюцией (с доработанной оптической схемой и добавлением оптического стабилизатора) более старой модели EF 70-200/4L – также чрезвычайно удачной модели, выпущенной еще в 1999 году и остающейся в производстве и поныне, отличавшейся прекрасными оптическими качествами при очень невысокой для своего класса стоимости (750 долл). EF 70-200/4L наряду с EF 17-40/4L образует серию нижнего ценового диапазона L-оптики (“baby-L”) и для многих любителей является первым “пропуском” в мир объективов высокого качества. Оба объектива, и 70-200/4L IS, и 70-200/4L в составе оптической схемы имеют по одной большой флюоритовой линзе (с добавлением UD-элементов) и, как следствие, чрезвычайно высокие оптические качества.

Семейство EF 70-200/4L появилось не на пустом месте. Дальним началом его родословной следует считать 1976 год, когда в системе Canon FD вышла в свет модель 80-200/4 SSC. Этот объектив был весьма прогрессивным для своего времени – со сложной оптической схемой, использовавшей новые сорта стекла. В 1979 году он без особых изменений по схеме был переведен в новую систему nFD, а в 1985 году появилась его L-версия – nFD 80-200/4L, которая фактически и является прямым предшественником рассматриваемого семейства EF 70-200/4. Про nFD 80-200/4L в свое время говорили, что это “лучший в мире телезум с ручным фокусом”, и ведь неспроста: именно в нем впервые в линейке F4 был применен флюоритовый кристалл, и при компактных размерах этот облегченный телевик выдавал феноменальное для своего времени оптическое качество.

В системе Canon New FD также существовал телевичок 70-210/4, впоследствии перенесенный в раннюю систему EOS в виде тромбона EF 70-210/4 AFD, но эта модель никакого отношения к семейству EF 70-200/4L  не имеет, будучи упрощенным бюджетным вариантом.

Особенности Canon EF 70-200/4L IS:

  • сложная оптическая схема высокого уровня, с большим общим числом элементов (20×15), включающая 1 флюоритовый и 2 UD-элемента.
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
  • полноценная пылевлагозащита.
  • 4-стоповый оптический стабилизатор.
  • скругленная 8-лепестковая диафрагма.
  • Массогабариты: 760 грамм, 76х172 мм, 67 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 70-200/4L IS:

  • великолепное оптическое качество – высочайшая резкость, сравнимая с лучшими фикс-объективами на всех фокусных, очень малый уровень хром. аберраций (практически – можно на них не обращать никакого внимания). Считается “референсным”, одним из лучших в мире телезумов класса 70-200. Чистая прозрачная картинка с хорошими реалистичными цветами.
  • полностью рабочая открытая диафрагма на всех фокусных.
  • очень хорошая равномерность разрешения по полю на всех диафрагмах и фокусных.
  • очень эффективный стабилизатор вкупе с малой массой объектива делает его удобным при съемке при слабом свете.
  • стабилизатор корректно распознает работу на штативе.
  • необременительная масса – хороший “походный” объектив-телевик.
  • быстрый и беспроблемный автофокус на всех камерах Canon EOS.
  • возможность ручной дофокусировки в любой момент времени (FTM).
  • полное отсутствие конкурентов класса F4 в других системах.
  • по большей части довольно приятное размытие заднего плана и общий рисунок, хотя бывают и исключения.
  • хорошее качество сборки. Небольшие отклонения от экземпляра к экземпляру по оптическим свойствам.
  • постоянная длина объектива и внутренняя фокусировка – ничто не вращается и не выезжает.
  • есть полезный ограничитель фокусных расстояний.
  • рабочая пылевлагозащита.

Недостатки Canon EF 70-200/4L IS:

  • сложная оптическая схема с большим числом элементов и “облегченный” внешний тубус делают объектив весьма “нежным” и чувствительным к механическим воздействиям, особенно – падениям, резким ударам и даже тряске в машине. Рекомендую обращаться с большой аккуратностью, ни один сервис не настроит вам качество картинки (которое у исправной линзы чрезвычайно высокое), если объектив упадет с приличной высоты.
  • нервность и двоение “боке” в некоторых условиях (листва или ветви на заднем плане или в зоне перехода в нерезкость). Версия EF 70-200/4L без стабилизатора, как мне показалось, гораздо лучше справляется в таких условиях и рисует в целом приятнее.
  • довольно высокая цена для объектива класса F4.

Порекомендую ли покупать? Учитывая сколько у него плюсов, да и минусы – условны, конечно ДА! Это замечательный, качественный и очень универсальный объектив на все случаи жизни. Особенно он хорош в путешествиях из-за своей малой массы и компактности. Впрочем, если стабилизатор не требуется, то вполне можно ограничиться и покупкой простого 70-200/4L, прилично сэкономив; но более новая версия, кроме добавки стабилизатора, также получила новую оптическую схему и заметно прибавила в общем качестве картинки.

Ссылки на примеры: многое снято им здесь, здесь и здесь, а именно:

Обзор объектива Canon EF 100-300/5.6L

Canon EF 100-300/5.6L
Год выпуска: 1987, июнь

Оптическая схема

Canon EF 100-300/5.6L ((c) Canon Camera Museum)

Предыстория: этот объектив происходит прямо из системы Canon New FD, будучи построенным на базе nFD 100-300/5.6L. Оптическая схема осталась без каких-либо изменений, 15х10, включая один большой флюоритовый элемент и один UD-элемент, так же как и способ зумирования типа тромбон (push-pull). Нынешняя невысокая (порядка 10-15 тыс рублей на рынке б/у) цена на этот старый объектив может создать впечатление, что это объектив простой; на самом деле – это настоящий Hi-End своего времени. В процессе адаптации к новому байонету EF-версия получила электромагнитную 8-лепестковую диафрагму и электронный привод автофокуса на основе обычного микромотора с угловым вращением вала (Arc-form drive, AFD) и шестеренчатой передачи. Эта модель объективов не имеет прямых предшественников до системы nFD.

EF 100-300/5.6L вышел всего лишь несколькими месяцами спустя самого анонса системы EOS в марте 1987 года, так что он является одним из первых ее дополнений.

Особенности Canon EF 100-300/5.6L:

  • оптическая схема высокого уровня, включающая флюоритовый и UD-элемент, а также механизм зумирования типа тромбон.
  • AFD-микромотор автофокуса.
  • пылевлагозащита – весьма условная.
  • Массогабариты: 695 грамм, 75х167 мм, 58 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 100-300/5.6L:

  • у исправного экземпляра – ОТЛИЧНОЕ оптическое (для его цены, можно сказать, фантастическое) качество. Флюорит там стоит не зря – на всех фокусных четкости картинки с запасом хватает для современных 20+ Мпиксельных цифровых камер. В целом картинку можно характеризовать как чистую, весьма контрастную и с хорошими, “плотными” цветами.
  • рабочая открытая диафрагма.
  • весьма умеренный (хотя и не выдающийся по современным меркам) уровень поперечных хром. аберраций. На практике о них можно не думать.
  • несмотря на “темную” максимальную диафрагму, объектив имеет очень приятный, объемный рисунок, с весьма заметной “аналоговостью” в картинке.
  • зумирование типа тромбон позволяет быстро менять фокусное расстояние.
  • довольно надежный и крепкий конструктив тромбона, долго сопротивляющийся износу.
  • общая простота конструкции.
  • есть полезный ограничитель фокусных расстояний.
  • очень хорошо сочетается с работой на макрокольцах, получается эдакий макро-зум завидного оптического качества.
  • компактность и необременительная масса для телевика.
  • в наше время – весьма невысокая цена при отличном результате.

Недостатки Canon EF 100-300/5.6L:

  • большой возраст часто означает значительный износ конструкции, с ухудшившимся оптическим качеством и неуверенным поведением автофокуса.
  • передняя линза и весь выдвижной тубус вращаются при фокусировке, что делает неудобным применение поляризационного фильтра и (если об этом забываешь) попадаются под руку при хвате.
  • склонность набирать пыль под переднюю линзу (впрочем довольно легко разбирается и чистится).
  • отсутствие полноценной пылевлагозащиты.
  • отсутствие оптического стабилизатора (фактически – хорошие кадры на 300 мм лучше делать со штатива).
  • AFD-мотор приемлемо шустр для одиночных кадров, но для работы в Servo-режиме явно слишком медлителен и для новых камер (20+ Мпикс) имеет слишком дискретный шаг.
  • шумный привод автофокуса (ничего общего с позднейшими USM-моделями).
  • ручная дофокусировка невозможна “налету”, как в USM-моделях, а только после переключения в ручной режим.
  • зум “самовываливается” на 300 мм при перевороте вниз, если тромбон уже подызношен – специального блокиратора нет.
  • отсутствие нормального сервиса, только у “умельцев” – сам Canon этот объектив уже давно не поддерживает.

Порекомендую ли покупать? Конечно ДА, если нет желания тратить гораздо большие деньги на приобретение 100-400L или 70-300L, и готовы часто снимать со штатива – стабилизатора-то ведь нет. Это отличный объектив, который вас непременно порадует, а его цена-качество просто вне конкуренции. К тому же он очень легкий, что есть большой плюс. Если телевик (на 200 мм и далее) нужен от случая к случаю, но качественный – это лучший выбор. Только при покупке обязательно всесторонне проверить (оптически и на предмет механики).

Ссылки на примеры: многое им снято здесь.

Обзор объектива Canon EF 35/1.4L USM

Canon EF 35/1.4L USM
Год выпуска: 1998, декабрь

Оптическая схема

Canon EF 35/1.4L USM ((c) Canon EF LensWork III)

Предыстория: прямого предшественника у 35/1.4L – этого замечательного, возможно, одного из лучших объективов Canon, не существует. В системе Fd и nFd Canon много экспериментировал с различными дизайнами 35/2, среди которых есть например весьма интересный 35/2 SSC concave, но все они скорее послужили предтечей существующего бюджетного EF 35/2. Но при анализе оптических схем некоторые любопытные параллели просматриваются… со старым Carl Zeiss Distagon 35/1.4. Сходств здесь гораздо больше, чем отличий, как мне кажется. Дистагон этот был весьма передовой разработкой для своего времени – здесь, как и в 35L, тоже применены и асферическая линза, и плавающая оптическая схема. Но есть и отличия – Дистагон изменяет свою длину при фокусировке, а у 35L передняя линза неподвижна. Вероятно, Дистагон стал в разработке 35L некой отправной точкой для Canon, которую им во многом удалось превзойти! Так, например, открытая диафрагма у 35L гораздо более “рабочая”, чем у Дистагона, общий уровень аберраций заметно снижен, резкость по полю также стала лучше – во многом благодаря гораздо меньшей кривизне поля зрения (этого бича Дистагона), при том, что габариты и масса 35L – меньше.

Вообще, параллелей между оптикой Zeiss и Canon гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Японцы тут были, скорее всего, и прилежными учениками, и конкурентами одновременно. В любом случае, это неплохие гены :)

Особенности Canon EF 35/1.4L USM:

  • ретрофокусная схема с плавающими элементами (задняя группа), передняя линза неподвижна, длина объектива постоянна при любых фокусных расстояниях.
  • 1 прецизионная шлифованная асферическая линза
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса, допускающий ручную дофокусировку в любой момент (FTM).
  • пылевлагозащита – весьма условная.
  • Массогабариты: 580 грамм, 74х86 мм, 72 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 35/1.4L USM:

  • исключительно высокое общее качество картинки. По этому критерию 35L неформально включают в состав “святой троицы” лучших объективов Canon, наряду с 85/1.2L и 135/2L. Главная магия 35-ки, на мой взгляд, заключена в ее способности передавать глубокие, насыщенные цвета и малейшие нюансы полутонов. Особенно хорошо это проявляется в условиях слабой освещенности, при съемках в интерьерах, когда приглушенные отсутствием нормального освещения краски проявляются на фото неожиданно четко, видны все малейшие свето-теневые переходы, и даже вполне ожидаемые на высоких ISO шумы почему-то не бросаются в глаза, замещаясь полезной цветовой информацией. 35L – это без преувеличения “Мастер Света”. Объектив отлично подходит для вечерней и ночной съемки (ночной город, звездное небо), так как, помимо хорошей цветопередачи при слабом освещении, он весьма резок на открытых диафрагмах и (при точной наводке по Live-View) уже на F2..2.8 дает практически достаточную резкость по всему полю кадра. Это позволяет ставить ISO 1600 и получать достаточно короткие выдержки (4-8 сек для Canon 5D Mark II) при съемке звездных полей (чтобы не образовывались заметные “дорожки” от звезд).
  • рабочая открытая диафрагма на любых дистанциях фокуса, с хорошей детализацией и резкостью.
  • отличная резкость по полю до самых углов на пейзажных диафрагмах.
  • точный и очень быстрый автофокус на старших камерах.
  • сильный эффект “трехмерности”, способность выделять и “оживлять” главный объект съемки на открытых диафрагмах. Хотя порой это сочетается с некоторой “нервностью” размытия заднего плана.
  • отдельно стоит упомянуть применимость 35L в качестве пейзажного объектива. Несмотря на свой уже почтенный возраст (14 лет на сей момент), 35L, по моему мнению, является лучшим пейзажным объективом Canon. Так получается по совокупности приведенных выше качеств – из-за прозрачной, воздушной и насыщенной цветопередачи, высокой резкости и способности передавать малейшие нюансы полутонов. Это все делает пейзажную картинку живой, осязаемой и “объемной”.
  • отсутствует сколь-либо заметный фокус-шифт (в отличие от аналогов от Sony и Nikon).
  • легкость, компактность и высокая надежность конструкции благодаря аккуратной сборке и качественным компонентам. Малый разброс оптических качеств от экземпляра к экземпляру.
  • в сравнении с конкурентами – менее высокая цена при отличном результате.

Недостатки Canon EF 35/1.4L USM:

  • пурпурное оконтуривание контрастных объектов на открытой диафрагме, а также сильное виньетирование и заметное падение разрешения к углам на f1.4
  • сложно поддается аппаратной юстировке из-за большого шага настройки (хотя проблема эта весьма редкая).
  • отсутствие полноценной пылевлагозащиты.

Порекомендую ли покупать? Сто раз ДА! И на цену не смотреть :) Поснимав хотя бы чуть-чуть на 35L, навсегда понимаем, что такое настоящая качественная оптика.

Ссылки на примеры: можно найти, покопавшись здесь и здесь, а именно: