Canon EF 16-35/2.8L второй версии
Год выпуска: 2007, апрель
Оптическая схема
Предыстория: объектив из категории “широкоугольных светосильных зумов” – универсальных объективов, имеющих очень широкий спектр применения. Главным образом, это репортажная съемка (благодаря светосиле), а также разнообразная пейзажная и городская.
Объектив Canon EF 16-35/2.8L II является плодом интересной и очень долгой эволюции объективов этого класса, которая началась с появлением еще в 1978 году, в системе Canon FD, объектива FD24-35mm f/3.5 S.S.C. Aspherical. Этот объектив произвел настоящий переворот в мире фототехники, так как предлагал широкоугольное (2х мм) зум-решение небывалого по тем временам оптического качества. Конкурентам (Nikon и Pentax) понадобилось более 10 лет для того, чтобы выпустить аналоги по фокусным, которые все равно уступали оптически современной им версии зума от Canon. Секрет успеха этого объектива, а также его прямого потомка в лице New FD24-35mm f/3.5L, заключался в инновационном применении большого и высокоточного переднего асферического элемента, который и управляет поведением объектива на разных фокусных расстояниях. Фактически, это был первый зум-объектив с массовым применением асферики. Разработка доступного для широкого потребителя высококачественного широкоугольного зум-объектива – это настоящий вызов для разработчиков, так как в рамках традиционной сферической оптики обеспечить приемлемое оптическое качество при сколь-нибудь серьезном разбеге фокусных – задача практически нереальная, и только с появлением технологии массового получения точных асферических линз решение этой проблемы стало возможным. Нужно отметить, что Canon явился пионером в этой области и даже специально разработал высокоточные шлифовальные машины для получения требуемой точности асферических линз (а она чрезвычайно высока!). Эта технологическая база, а также уникальные методики точного расчета асферических поверхностей с помощью первых ЭВМ, и определили тот факт, что Canon на многие годы обошел конкурентов в способности создавать зумы-объективы повышенного качества, которые впоследствии легли в основу знаменитой линейки L-оптики.
Технологии асферических линз явились фундаментом не только для ШУ зумов класса 2х-35L, но также и для универсальных стандартных L-зумов типа 2х-70/2.8L. А методики получения крупных шлифованных асферических линз с годами усовершенствовались и, несмотря на появление новых, более дешевых технологий литья асферических линз под давлением (которые в основном и применяют конкуренты), применяются до сих пор – как обеспечивающие максимальное качество, например в объективах Canon EF 24-70/2.8L, Canon EF 16-35/2.8L II, Canon 85/1.2L II и в новейшем Canon EF 24-70/2.8L II.
После выхода New FD24-35mm f/3.5L дальнейшая эволюция объективов этой серии происходила в сторону постоянного расширения фокусного диапазона (в сторону широкого угла) и увеличения светосилы; в 1984 году появился объектив New FD20-35mm f/3.5L, который стал еще большей “головной болью” для конкурентов – зумов такого класса с фокусным в 20 мм в те времена больше никто не предлагал.
Наработки по высококачественным ШУ зум-объективам с появлением системы EOS в 1987 году, естественно, перешли и в нее, и начиная с 1989 года для Canon EOS появилось уже несколько поколений объективов этой серии:
- 1989 г, октябрь – легендарный Canon EF 20-35/2.8L. По сравнению с New FD20-35mm f/3.5L – увеличена светосила, несколько усложнена оптическая схема (15х12 проив 11х11), новая диафрагма (8 лепестков против 6), естественно появился AFD-микромотор привода автофокуса. Принципиальная схема – один передний asph-элемент – осталась без изменений. Объектив весьма достойных оптических качеств даже на цифровых камерах, имеет красивый рисунок и насыщенные цвета.
- 1996 г, апрель – Canon EF 17-35/2.8L. По сравнению с 20-35/2.8L – заметно увеличен разбег фокусных, что привело к необходимости добавить заднюю асферическую (литую) линзу и немного переработать оптическую схему. Появился быстрый кольцевой USM-мотор привода АФ, диафрагма стала 7-лепестковой.
- 2001 г, декабрь – Canon EF 16-35/2.8L первой версии. По сравнению с 17-35/2.8L – еще чуть увеличен разбег фокусных, но вот оптическая схема существенно доработана – добавлен еще один (гибридный) промежуточный asph-элемент, а также – впервые! – 2 UD-элемента для снижения хром. аберраций. Видимо, сделано это уже с прицелом на повышенные требования сенсоров цифровых камер, которые как раз в те годы уже начали появляться на рынке.
- наконец, 2007 г апрель – рассматриваемый Canon EF 16-35/2.8L второй версии. От предшественника отличается только переработкой оптической схемы, которая заключается в дальнейшей адаптации объектива под полнокадровые цифровые камеры. Схема усложнена (16х12 против 14х10), увеличен диаметр переднего элемента (теперь требуется 82 мм фильтр против 77 мм), диафрагма стала 7-лепестковой скругленной (против 7-лепестковой обычной), появилась полноценная пылевлагозащита. Все это преследовало цель улучшить разрешение к краям кадра, уменьшить виньетирование и уровень хром. аберраций.
Итого, объектив Canon EF 16-35/2.8L II является уже СЕДЬМОЙ эволюцией в своем классе, пройдя долгий путь адаптации и улучшения потребительских качеств. Это – уже зрелость, когда все, что возможно, для улучшения оптических качеств в рамках данной схемы – уже сделано, все детские болезни и недоработки – устранены. А проработка оптической схемы приблизилась к своему “потолку”, хотя даже у последнего 16-35/2.8L есть в этом плане некоторые недостатки. Ответ на вопрос – “А можно ли сделать объектив класса 1х-35/2.8 существенно лучше?” – видимо, прост. По сумме качеств, с сохранением эргономики и компактности – вряд ли. Дальнейшее увеличение разбега фокусных видимо уже нереально, как и увеличение светосилы, улучшение уровня хром. аберраций и разрешающей способности.
Как видно выше, Canon выпускает новую версию объектив в этом семействе примерно раз в 6 лет. Так что, в следующем, 2013 году, можно ждать обновления для 16-35/2.8L. Каким оно будет – для меня лично загадка. Скорее всего, мы увидим совершенно новую оптическую схему, которая будет существенным отходом от решений, существовавших все эти долгие 30 с лишним лет. Ведь цифровые камеры с разрешением в 30-40 мегапикселей – это уже реальность, и рынок требует дальнейшего роста оптических качеств.
Особенности Canon EF 16-35/2.8L II:
- объектив не меняет внешних размеров, так как перемещение групп линз происходит внутри монолитного внешнего тубуса, который впереди можно закрыть фильтром и получить полностью закрытую и герметичную конструкцию. Внутри этого тубуса, интересно отметить, работает схема “обратного зума”, то есть на широком угле оптический тракт имеет самую большую длину. На дальних фокусных передняя линза немного заглубляется, а задний линзоблок отодвигается от матрицы. По этой же схеме работают и все “предшественники” 16-35L II.
- 3 асферических элемента (шлифованный прецизионный, литой и гибридный), 2 UD элемента (в хвостовой части)
- быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
Положительные качества Canon EF 16-35/2.8L II:
- отличная картинка, “чистая” и прозрачная, глубокая цветопередача и хороший контраст, правильный баланс белого.
- точный и быстрый автофокус на всех камерах Canon EOS.
- довольно приятное размытие фона, хотя и не без некоторой “нервности”, и объемный рисунок на открытых диафрагмах, очень высокая центральная резкость на любых фокусных и диафрагмах.
- хорошая резкость по полю на закрытых диафрагмах при любых фокусных (при F8-13). Очень неплохой пейзажный объектив, как показывает практика подготовки распечаток формата А2 и более. Хотя и с особенностями (см ниже).
- отличная коррекция (учитывая что это широкоугольный объектив) поперечных хром. аберраций, в реальной жизни и при печати на формат А2 и более про них можно не думать и специально не править.
- отличная эргономика – компактность, небольшой вес при удобном диапазоне фокусных; полноценная пыле- влагозащищенность (при установке защитного фильтра), закрытый от повреждений передний элемент.
- несклонность ловить блики при краевых расположениях источника света (так как передняя линза сравнительно небольших размеров, не выступает наружу и утоплена в тубус)
- общая прочность конструкции, качественная сборка, надежная и приятная механика зума.
- простая совместимость с любыми фильтрами (от защитного и до поляризационного и градиентного, последнее для ШУ-объектива особенно важно).
- доступный сервис и изученность слабых мест конструкции.
Недостатки Canon EF 16-35/2.8L II:
- слабоватая резкость к краям на более открытых диафрагмах, особенно при приближении к краям диапазона – 16 и 35 мм.
- на прикрытых диафрагмах резкость по полю неплохая и практически достаточная, но не эталонная. К самым углам кадра иногда заметна разница с центром. Однако, объектив отлично отрабатывает в самом ходовом диапазоне фокусных – 21-29 мм.
- заметное виньетирование на открытых диафрагмах.
- заметная, хотя и далеко не самая выраженная среди ШУ-зумов, дисторсия на широком угле на полном кадре.
- сложность конструкции и повышенная требовательность к точности расположения всех элементов, что может приводить к разбросу качества от экземпляра к экземпляру. Я наблюдал несколько разных 16-35L II, качество которых заметно варьировалось – от отличной ровной и резкой картинки по всему полю до явных огрехов к краям и краевой ассиметрии. Возможно, это было следствием падений или неудачных ремонтов.
- высокая цена.
Порекомендую ли покупать? В общем целом, если вам нужен хороший (пусть и дорогой) зум-объектив на полный кадр – то ДА, ничего лучше и удобнее пока на рынке нет. Объектив идеален как репортажник – рабочая открытая диафрагма при хорошей светосиле, удобный разбег фокусных, быстрый АФ и защищенный от невзгод конструктив. Также это очень неплохой пейзажно-прогулочный зум-ширик, в целом с очень благородной картинкой, отличным цветом и хорошей резкостью на большинстве фокусных. Понятное дело, что он отлично подходит для пейзажных кадров с выраженным объектом на переднем плане, вокруг которого складывается “драматическая” ШУ-перспектива. Практика показывает, что даже при наличии более дешевых альтернатив фотографы-профессионалы все равно в итоге приходят к покупке именно этого объектива.
Альтернативы же эти – следующие:
Canon EF 16-35/2.8L II против Canon EF 16-35/2.8L первой версии. Вторая версия заметно лучше про уровню хром. аберраций, у нее меньше виньетирование и получше краевая резкость. Однако для репортажа, когда техническое качество картинки к краям не так важно, а светосила требуется, первая версия остается хорошим выбором.
Canon EF 16-35/2.8L II против Canon EF 17-40/4L. Распространная дилемма. Говорят, что в качестве универсального ШУ-зума, где особенная светосила не требуется, дешевенький 17-40L якобы ничем не уступает, так как практически такой же по разрешению по полю… Это далеко не так! У меня были оба объектива, и практический вывод таков: резкость к краям у 16-35L II ощутимо лучше (у 17-40L она довольно невнятная…), у него заметно меньше дисторсия (и вообще геометрия гораздо более адекватная, он меньше “тянет” углы) и сильно меньше уровень хром. аберраций. Также налицо разница в стабильности качества сборки. Достоинств 17-40L в плане его универсальности, хорошего общего рисунка и приятного цвета это все, конечно, не отменяет.
Canon EF 16-35/2.8L II против Tokina AT-X Pro 16-28/2.8. Новый объектив от Tokina является прямым конкурентом для 16-35L, подкупая интересным (более практичным, на мой взгляд, чем у Nikkor 14-24/2.8) диапазоном фокусных и меньшей ценой. У Tokina более новая и сложная конструкция (выпуклый передний элемент, большое число специальных оптических компонент), в числе ее преимуществ – чуть меньшая дисторсия на 16 мм и меньшее виньетирование на открытых диафрагмах. И все же, несмотря на меньший диапазон фокусных, оптически Tokina ничем не лучше 16-35L, а в целом и похуже. Эргономически Tokina не идет ни в какое сравнение – у нее большой выпуклый (и уязвимый) передний элемент, который сильно усложняет применение любых фильтров, она тяжелая и громоздкая, у нее устарелый привод автофокуса, и, наконец, хромает качество сборки. И при всем при том, у нее нет очень полезного и важного диапазона фокусных 29-35 мм. Увы, недостатков здесь больше чем достоинств.
Canon EF 16-35/2.8L II против Nikkor AF ED 14-24/2.8. Необычное и интересное сравнение двух топовых объективов разных систем. Никкор можно применять на камерах Canon через адаптер, что некоторые и делают, терпя неудобства ради хороших оптических качеств объектива. В свое время он произвел фурор в мире фотооптики, являя собой образец первого сверх-широкоугольного зума на 14 мм, да еще с весьма выдающимся техническим качеством картинки. Нет сомнений, что на большинстве фокусных (кроме диапазона 22-24 мм) по резкости-разрешению Никкор превосходит 16-35L по полю кадра. Обращая внимание на этот факт, многие как-то забывают, что у 16-35L при этом гораздо больше фокусный диапазон, который более важен в условиях репортажа (14-24 – это о чем вообще? или нужно на каждый третий кадр доставать 24-70?), и в нем сделано все, чтобы объектив был удобен и надежен в использовании в самых разных условиях. В этом смысле, 16-35L является плодом многолетней эволюции репортажного зум-объектива, с прошедшими практику решениями. Увеличенный разбег фокусных для ШУ объектива, давая большую практичность в работе и удобство, ставит в то же время и усложненные задачи по формированию картинки. 16-35L компактен и закрыт фильтром, что является необходимым условием для репортажной съемки и при работе в тяжелых погодных условиях. Никкор же имеет массу издержек – он громоздок, имеет уязвимый передний элемент, выступающая форма которого делает его к тому же очень склонным ловить блики от всех периферийных источников света. Это все – сомнительные и спорные качества для репортажной оптики. Также Никкор известен своей нескромной дисторсией на ШУ, которая превращает его, фактически, в объектив 15-24 после правки геометрии. Так что, чудес в мире оптики не бывает – приобретая в одном, непременно потеряешь в другом. Так имеет ли в целом такое сравнение смысл? Совершенно разные объективы по идеологии, с разными достоинствами и недостатками! При всем при этом, на практике оптическое качество 16-35L II вполне досточно для пейзажной съемки с распечаткой на формат А2 и выше, сохраняя свой великолепный цвет и контраст, так что лично мне выбор в этой ситуации в сторону 16-35L представляется практически оправданным.
Если бы Canon выпустил аналог Никкора в виде какого-то “гипотетического 14-24L”, то такой объектив никак не заменил бы собой 16-35L – это очевидно. С другой стороны, 16-35L – это идеальный репортажник, но возможно неидеальный “ШУ-пейзажник”. Для полноценного (а не во многом сырого и спорного, как Никкор) создания такого “идеального пейзажника”, о котором многие мечтают, нужно решить многие проблемы и неоптимальности, свойственные рассматриваемому Никкору: снизить зайцеловкость, уменьшить габариты (в путешествиях каждый лишний грамм не в радость!), как-то защитить передний элемент и организовать нормальную работу с фильтрами. Последнее требование просто обязательно, т.к. невозможность нормально применять полярик или градиентный фильтр на ШУ-объективе – это серьезный эргономический просчет и недоразумение. Также, мне не совсем понятна необходимость в диафрагме F2,8 для такого объектива. Возможно, уменьшив ее до F4, удастся во многом решить вышеуказанные проблемы, а заодно уменьшить дисторсию и даже немного увеличить разбег фокусных. В итоге, полноценная линейка ШУ-объективов для Canon в будущем мне видится такой:
- 16-35/2.8L II – 2-кратный универсальный светосильный ШУ-зум с уклоном в репортаж;
- 14-28/4L – 2-кратный ШУ-пейзажный объектив высшего качества;
- 17-50/4L IS – 3-кратный многоцелевой ШУ-объектив более бюджетной серии, для фотографов-любителей – замена 17-40/4L с более высоким оптическим качеством и добавлением оптического стабилизатора.
Эта линейка отлично вписывается в существующий парк оптики, дополняясь уникальной линейкой tilt-shift фиксов 17 и 24 мм, светосильными 24/1.4L II, 35/1.4L и 14/2.8L. В дополнение к ним видится также пара качественных фиксов типа 18/2.0L (или 20/2.0L) и 28/1.8L.
Отдельно хочется написать про применение 16-35L II на кроп-камерах. Я его часто использую на моем любимом Canon 7D и Sigma SD1 Merrill, которую я переделал на EOS-байонет. В итоге получаем диапазон ЭФР 26-56 на 7D и 24-53 на Сигме, то есть из чисто широкоугольного объектива на полном кадре получаем эдакий светосильный штатник с уклоном в широкий угол, почти 24-70. Диапазон конечно не громадный, но качество картинки, по моему мнению, выше всех похвал! Во-первых, на кроп-камерах 16-35 работает своей центральной частью, которая имеет очень высокую резкость – достаточную для работы с требовательными матрицами этих камер. Я делал сравнение разрешающей способности 16-35 с известным лидером по резкости на кропе Canon 17-55/2.8 IS, и 16-35 не уступил! Но в добавление к резкости у 16-35L еще и настоящая L-картинка – с отличным цветом и контрастом, с хорошо читаемыми деталями в тенях. И во-вторых, с 7Д получается не столь громоздкий и полностью пылевлагозащищенный комплект с быстрым АФ. Это удобно, надежно и приятно в обращении. Что касается Сигмы, то ее великолепный сенсор просто начинает жить новой жизнью с 16-35L, отлично отрабатывая в тандеме цвета и контрасты красок природы.
Ссылки на примеры: