Monthly Archives: October 2012

Суммируем слухи конца 2012 года: чего ждать от Canon в ближайшее время?

Речь пойдет в основном про оптику.

Но поскольку оптика неотделима от “тушек”, сначала пара слов о том, куда движется развитие нынешних камер. Когда вышел Canon 1Dx, было много сказано о том, что, мол, он объединяет в себе как студийную камеру (1Ds mark III), так и репортажную (1D mark IV), и является единым ответом на все. Камера это, да – отличная, но полагать, что ее 18 мегапикселей способны удовлетворить все запросы, было бы наивно. Конкуренты не дремлют и уже имеют сенсоры по 36 мегапикселей, больше того – совершенно очевидно, что и сам Canon делает расчет на сенсоры гораздо более высокого разрешения. Из чего это следует? – а непосредственно из предыдущих анонсов оптики. Все последние объективы Canon, такие как 24/1.4L II, 17 /4L TS-E, 24/3.5L TS-E II, 70-200/2.8L IS II, 24-70/2.8L II, 24/2.8 IS, 28/2.8 IS, 200-400/4L IS, супертелевики вроде 300/2.8L IS II и пр., отличаются заметно лучшими оптическими качествами, что достигается усложнением конструкции, все более широким использованием нестандартных оптических компонент – асферики, UD- и CAF2 стекла, и, соответственно – заметным увеличением стоимости. В то же время, их предшественники обладают вполне достойными оптическими качествами, в общем-то вполне достаточными для работы с современными полнокадровыми матрицами камер 1Ds mark II (16 Мпикс)  и III (21 Мпикс), 5D (12 мпикс), 5D Mark II (21 Мпикс) и III (22 Мпикс), 6D (20 Мпикс), 1 Dx (18 Мпикс), 1D Mark IV (16 Мпикс, центральный кроп 1,3 из ФФ в ~27 Мпикс). Так чего ради так последовательно обновлять оптику, искать новые решения, усложнять конструкцию, увеличивать на нее цену? Оптика, как известно, выпускается на долгие годы, а профессиональная модель – на 10-15 лет вперед, и она должны быть “с запасом” на все возможные будущие движения технологии сенсоров. Поэтому несомненно, что все это происходит из-за весьма скорого выхода новых сенсоров, гораздо более требовательных к разрешающей способности оптики, сниженному уровню хром. аберраций, с лучшей краевой резкостью и работой на открытых диафрагмах.

В принципе, такой подход самый правильный. Сначала создать базу в виде достойной оптики, попутно подождать, пока конкуренты покажут на что способны – и выйти на полностью готовый рынок с лучшей технологией. Конкуренты – Nikon в частности – стремятся всеми правдами и неправдами отвоевать рынок у лидера (коим и является Canon), и поэтому спешно выбрасывают на рынок модели вроде D800, которые вызывают большой интерес, но практически никак не подкреплены наличием широкого выбора достойной оптики. Судя же по этим материалам, в недрах Canon сейчас происходит масштабная перестройка тех. процессов производства ФФ-матриц (который не менялся с самых первых ФФ CMOS-матриц вроде сенсора в первом 1Ds!), которая сделает возможным в ближайшем времени появление совершенно нового поколения зеркальных камер с разрешением более 30 Мпикс. На самом деле, весьма удивительно, что Canon в рамках столь старого тех. процесса оставался чрезвычайно конкурентоспособным на протяжении многих лет по отношению к конкурентам (Sony, Panasonic, Samsung), которые вкладывали огромные средства в освоение новейших технологий производства CMOS-структур. А по фактической “картинке с камеры” он и до сих является твердым лидером рынка, с выходом новых камер не преподнося своим пользователям никаких неприятных сюпризов и стабильно улучшая качество изображения.

Итак, примем как неизбежный факт, что разрешение ФФ-камер в ближайшее время достигнет 30-40 Мпикс. Пока неясно, станет ли оно повсеместным, так как, с одной стороны, разрешения в 18-25 Мпикс уже действительно достаточно для любителя, оно не приводит в архивах к переизбытку занимаемого места, с ним “дружит” практически любая более-менее современная оптика, оно позволяет делать распечатки на формат А3 и даже А2 с хорошим качеством для домашних потребностей и любительских выставок. С другой стороны, разрешение в 40 и выше Мпикс уже накладывает заметные ограничения на качество оптики (а значит и ее цену, переходящую “любительский” порог), на технику съемки (длина выдержки, шевеленка объекта), на объем хранимых файлов, на мощность компьютера для обработки RAW-файлов. Мне такие разрешения сейчас видятся главным образом уделом профессионалов, работающих в коммерческой сфере, где раньше властвовал средний формат. А значит, логично было бы видеть в качестве первых камер нового поколения именно профессиональные “единицы” с набором функций и конструктивом для профессионалов прежде всего.

Какой же новой оптики, с учетом вышесказанного, следует ждать от Canon в следующем году? Опыт общения с существующей оптикой Canon, сложившиеся циклы ее замены, циркулирующие слухи и простая логика подсказывают мне появление следующих новинок:

- Canon EF 50/1.4 USM II. Существующая версия – настоящий долгожитель, которому в 2013 году стукнет уже 20 (!!) лет. Весьма неплохой объектив, его оптическая схема, как сказано в моем анализе, шлифовалась много десятилетий еще с пленочных времен, но это же и означает, что в нынешнем своем варианте она достигла своего потолка. Если судить по его работе на матрице Canon 5D Mark II – требуются улучшения по работе на открытой диафрагме, в остальном все весьма неплохо и с большим запасом. Также требует пересмотра и хлипковатый конструктив. Так что, можно ожидать новой версии с совершенно новой, заметно усложненной оптической схемой – с асферикой и прочими нестандартными компонентами, в упрочненном корпусе и с настоящим USM-мотором. Почему не STM? Основная сфера применения этого объектива – все-таки классический штатник к полнокадровым фотокамерам, а тут ничего лучше USM нет. Цена, увы, заметно вырастет. Данный объектив не станет заменой 50/1.2L, славящийся своим рисунком, скорее упор будет сделан на его универсальность и выдающиеся технические параметры.

В качестве конкретных предположений – в патентной базе имеется следущее упоминание:

По сравнению с существующей версией – схема стала 8/7 вместо 7/6, линзоблок при фокусировке также перемещается целиком, расчетные оптические свойства – чрезвычайно высоки.

Другой вариант, хотя и менее вероятный:

Включает 2 асферических элемента и имеет макс. светосилу 1.3.

- Canon EF 50/1.8 IS STM. Нынешний 50/1.8 II – объектив неплохой оптически, при этом весьма недорогой, благодаря чему он стал для многих первым пропуском в мир фикс-объективов и полнокадровой оптики. В то же время, максимальное удешевление, поставленное во главу его конструктива, часто служит дурную службу оптическим свойствам; к тому же работа на открытых диафрагмах далека от идеала. Примем также во внимание тенденцию снабжать последние фикс-объективы малой светосилы, где диаметр стекол не так велик (вроде 28/2.8 IS), оптическим стабилизатором, а также повсеместное развитие видео в зеркалках (где стабилизатор необходим!) и появление адаптированного к нему STM-мотора автофокуса, который пришел на замену прежним шаговым двигателям. Конкуренты уже имеют аналоги со стабилизатором (Sony Nex 50 1/.8 OSS), что подтверждает такую возможность. Nikon не так давно выпустил весьма неплохой 50/1.8G с асферикой, обладающий массой привлекательных качеств (резкость-рисунок-малые габариты). Так что, мне видится скорое появление замены 50/1.8 с новой схемой – с асферикой, оптическим стабилизатором (что плюс в сравнении с аналогом Nikon и отличительная черта от 50/1.4 USM), в улучшенном конструктиве и с STM-мотором. Целевая аудитория этого объектива – младшие ФФ-камеры и кроп-камеры, поэтому наверняка будут некоторые улучшения при работе на открытой диафрагме, но в целом разница в оптических свойствах не поразит воображение. Несомненно, будет улучшен механизм фокусировки.

- Canon EF 17-50/4 IS USM. Назревшая замена популярному 17-40/4L (2003 г, в 2013 году будет как раз 10 лет – стандартный срок замены для L-зумов), “народной L-ке”, ставшей для многих первым L-объективом из-за удобства фокусных, подходящих как на кроп, так и “навырост” для ФФ-камер, неплохих оптических качеств и умеренной цены. Однако не секрет, что даже на камерах с разрешением в ~20 Мпикс он уже откровенно “не тянет” – слабоватая краевая резкость, высокий уровень хром. аберраций и проблемная геометрия на ШУ. Относительно небольшая макс. диафрагма, я полагаю, делает вполне возможным дальнейшее увеличение разбега фокусных – с 2,4 до 3 крат – при некотором усложнении оптической схемы. Также у меня нет никаких сомнений и в том, что будет добавлен оптический стабилизатор – это общая тенденция, уже нашедшее свое воплощение у прямого конкурента (Nikkor AF-S 16-35/4 G VR). Это все заметно расширит сферу применения этого объектива, сделав его еще более универсальным и популярным, заодно став таким же дифференциатором линеек оптики, как и в сравнении 24-70/2.8L и 24-105L IS. Я конечно не могу быть уверенным на 100% в том, что фокусные будут именно такими, а не 18-50 или 17-45, к примеру… Но будет что-то близкое! :) Цена на новую версию, думаю, тоже заметно подрастет и станет в районе 1000 USD. Поскольку это пылевлагозащищенная L-оптика, которая вполне может применяться и на будущих многомегапиксельных камерах, я ожидаю заметного улучшения оптических свойств.

- Canon EF 35/1.4L II. Слухи о его скором выходе появляются, наверное, чаще чем о всех прочих возможных новинках Canon. Действительно, нынешний 35/1.4L – старожил; в 2013 году будет уже 15 лет, как его выпускают, а это действительно много и дает прямые основания думать о скорой замене. Но так получилось неспроста – в том виде, как он есть сейчас, это уже объектив чрезвычайно высоких оптических качеств, заслуженно считающийся вместе со 135/2L и 85/1.2L неотъемлемой частью неформальной “Holy Trinity” оптики Canon. И по сей день в мире оптики найдется мало объективов близкого фокусного, способных соперничать с ним по рисунку, резкости и цвету-контрасту картинки. Поэтому, конечно же, любые слухи об его обновлении вызывают живой интерес у снимающей публики. А слухи эти появляются тоже не на пустом месте. Почву для них создает не столько сам возраст объектива (35L и сейчас объектив чрезвычайно популярный и даже”культовый”, без вопросов рабочий на всех последних цифровых камерах), сколько тот факт, что многие конкуренты – Zeiss, Nikon, Samyang и Sigma – в недавнем прошлом выпустили его аналоги, также весьма впечатляющие по оптическим свойствам. Так что Canon`у придется отвечать – чем же?

На самом деле, хорошо что Canon станет последним из оптических “грандов”, выпускающих свой новый 35/1.4. Это позволяет не торопиться, изучить варианты конкурентов и сделать лучше, с одной стороны, а с другой сохранить все плюсы нынешнего варианта. Я вижу 35/1.4L II объективом весьма дорогим (существующая версия second-hand – уже отличный вариант для тех, кто ищет подешевле) и во многих смыслах настолько близким к совершенству, насколько это возможно в рамках нынешних технологий. Иначе просто нет никакого смысла его выпускать! То есть – полностью рабочая открытая диафрагма с несколько более плавным “боке”, еще более “объемный” рисунок, идеальная ровность картинки по полю, минимальный уровень хром. аберраций, все тот же фамильный “глубокий” цвет, но с лучшей стойкостью к контровому свету, добавленная пылевлагозащита. Не стоит ждать наличия оптического стабилизатора – диаметр линз большой, вся конструкция будет слишком  громоздкой и тяжелой. Оптическая схема будет весьма сложной, с добавлением большого числа специальных элементов.

Вот этот патент мне кажется весьма реалистичным кандидатом на воплощение:

Особенности конструкции: 2 двухсторонних (!!) асферических элемента (сие до недавнего времени было технологиями из мира штучного хай-тека уровня заказов для “космического” применения), 2 UD элемента. Уровень аберраций и качество картинки описываются как “феноменальные”. Поживем – увидим! Факт тот, что патент этот датирован еще 2010 годом, так что, скорее всего, прототип объектива уже давно готов, испытан и ждет производства.

- Canon EF 35/2 IS. Тут долго говорить не о чем. Существующий EF 35/2 – чрезвычайно старый объектив (1990 года выпуска!), с несовременным конструктивом, и далеко не идеальный оптически. Так что обновят 35L – сразу же следом пойдет и этот. Собственно вот патент на 24/2.8 IS, 28/2.8 IS и 35/2 IS. Первые два уже появились в реальности. Ожидать от 35/2 IS, думаю, надо того же – в целом отличных оптических качеств, улучшенного цвета-контраста и устойчивости к контровому свету, практичного стабилизатора, USM-мотора и… заметно большей цены. Вырисовывается весьма удобный и хороший объективчик!

- Canon EF 100-400/4-5.6L IS USM. Весьма часто “всплывают” слухи о замене нынешнего EF 100-400/4.5-5.6L IS USM, который, как и 35/1.4L, датирован 1998 годом. Объектив хоть и довольно старый, но сам по себе весьма неплохой, но с матрицами в 18-25 мегапикселей справляющийся уже на пределе, а на фоне последних новинок типа Canon EF 70-300L и анонсированного недавно 200-400.4L IS, он выглядит совсем бледновато – устаревший стабилизатор и слабоватое разрешение. У Canon есть целых два патента (здесь и здесь), приоткрывающих перед нами возможные варианты обновления 100-400L. Оба они подразумевают увеличенную светосилу на “ближнем конце” – с 4.5 до 4.0, но первый вариант является скорее доработкой старого 100-400L,  а вот второй имеет много общих черт с дизайном нового 70-300L. Можно предположить, что, если развитие пойдет по первому пути, то объектив сохранит конструктив типа push-pull (тромбон), а если по второму – то получит привычный кольцевой зум. Тут ясности пока нет. Зато понятно, что ценовое позиционирование нового объектива в линейке оптики Canon будет “где-то между” “бюджетным” 70-300L и профессиональным и совсем дорогим 200-400L, то есть между 1600 и 8000 USD :) Старый 100-400L был весьма популярным (из-за довольно доступной цены) выбором L-зума “за 200 мм”, теперь же, по логике вещей, это место занято неплохим 70-300L. Но 70-300L со своим кольцевым зумом, не столь высокой “дальнобойностью” (разве что на кроп-камерах)  и компактными размерами – скорее телевик “походный”, не столь “репортажный”. Новый 200-400L тоже никак нельзя назвать репортажным объективом из-за его громоздкости и веса, а также и высокой цены, определяющей его целевую аудиторию в основном среди обеспеченных редакциями крупных изданий профессиональных “спорт-фотографов” и “фотографов живой природы”. 100-400L должен, при таким раскладе, четко занять нишу репортажного объектива. Посему, он скорее всего сохранит схему “тромбона”, столь любимую репортажниками, но по оптическому качеству, очевидно, он не сможет составить конкуренцию 200-400L. Зато, в сравнении с последним, 100-400L будет заметно более мобильным и легким. В любом случае, будет новый эффективный стабилизатор, заметно улучшенные оптические качества (за счет добавленных крупных UD-стекол и флюорита), ощутимо снижена масса и добавлена полная пылевлагозащита. Я думаю, это будет весьма практичный и удобный объектив, но вот цена… будет около 2500 USD.

- Canon EF 14-28/4L USM. После выхода впечатляющего Nikkor 14-24/2.8G вариант “прямого ответа” Canon часто обсуждается, однако, по моему мнению, Canon не стоит идти тем же путем. В линейке Canon уже есть хороший репортажный объектив – это 16-35/2.8L II, что же касается качественного “пейзажного” зума с диапазоном фокусных 14-24 (или даже шире) – я его вижу в варианте 2-кратного 14-28/4L. Для пейзажа максимальная светосила не столь важна, зато в плюсах будет компактность, вероятное применение фильтров, меньшая “зайцеловкость” (кстати новый патент на эту тему), более удобный диапазон фокусных и менее высокая цена.

- Canon EF 60/2.8L IS USM macro. Нынешний макро-полтинник EF Canon 50/2.5 compact macro – не просто стар, а “супер-стар”, его выпустили в 1987 году, ажно вместе с первыми камерами системы EOS! По-моему, в актуальной линейке оптики Canon он – последний сохранившийся с тех лет! Не имея цели бросить особо крупный камень в его огород – это объектив действительно весьма достойный, с красивым рисунком, с высоким разрешением на всех дистанциях (за счет умной плавающей схемы!) – нужно заметить, что на дворе 2012 год, прошло уже 25 лет. Чего ждать от обновления? У Nikon есть очень неплохой 60/2.8G – возможно, Canon решит сделать прямого конкурента. А возможно, решит остаться верным 50-мм фокусному, сделав хороший многоцелевой полтинник. Новые просветления, улучшенная оптическая схема для работы с многомегапиксельными камерами, USM-мотор, весьма вероятно – и оптический “гибридный” стабилизатор… Объектив Sigma EX 70/2.8 macro нам демонстрирует, что в этих фокусных можно сделать 1:1 макро-объектив с выдающимися (фактически – референсными) оптическими качествами. Было бы хорошо, если бы Canon выпустил ее аналог, только с нормальным автофокусом и добавленным стабилизатором в L-конструктиве. Я бы купил такой. Сигмой я пользуюсь с удовольствием, но ее фокусное немного длинновато…

- Canon EF 200/2.8L IS USM macro. В свете разработки Canon гибридного оптического стабилизатора (успешно работающего и в макро-режиме, дебют на EF 100L macro), очевидно, его получат и все прочие макро-объективы. Особенно, длиннофокусный “наследник” нынешнего 180L, где он нужен как воздух при схемке с рук. Не думаю, что с точки зрения оптики, апгрейд 180L сильно назрел – это чрезвычайно качественный APO-объектив, который вполне справится с будущими “мегапиксельными” матрицами. С другой стороны, при макросъемке на таких фокусных все равно работают со специального штатива, и вряд ли один только стабилизатор будет веским поводом покупать новую версию. Canon вполне может решить “заткнуть конкурентов за пояс”, в частности – и Nikon с его Nikkor 200/4, и Sigma с ее новейшим 180/2.8 OS, – подняв светосилу, увеличив фокусное (а значит, и полезную МДФ и расстояние до объекта в макро-режиме), внедрив стабилизатор и выпустив то, чего раньше никто не делал – 200/2.8 IS macro. Заодно, при этом сделать и универсальный телевик с образцовым рисунком – замену нынешнему 200/2.8L (который находит все меньше применения при наличии таких зумов, как 70-200/2.8L IS II), убив одним выстрелом несколько зайцев.

Такой вариант мне кажется вполне реальным, единственно что, конечно же, такой объектив будет довольно громоздким (уж не меньше нынешнего 180L) и очень дорогим, так как потребует сложной оптической схемы с массой UD стекла (или даже флюорита)… Но для тех, кому дорого – всегда есть отличные предыдущие версии как 180L, так и компактного 200/2.8L.

- Canon EF 135/2L IS и EF 85/1.2L III. Два оставшихся члена “holy trinity”, заслуженные 135-ка и 85-ка – сами по себе уже великолепные объективы, возможно из числа самых лучших во всей истории оптики для узкого формата, с минимумом недостатков уже насейчас. Но время идет, и апгрейд по крайней мере 135-ки (которой в 2012 году будет уже 16 лет от роду, она еще старше чем 35/1.4L) в представляется делом назревшим. Как можно улучшить живую классику – чрезвычайно резкий объектив, с безупречным рисунком, минимальными аберрациями и быстрым и точным автофокусом? Напрашивающиеся доработки – превратить его из полу-APO (у 135L полностью скорректированы только поперечные аберрации – продольные все-таки присутствуют!) в 100% APO, улучшить краевую резкость на открытой диафрагме (центр и так ОК), работу в контровом свете и добавить пылевлагозащиту. Все это превратит новый 135L в совершенный объектив, но и вероятно весьма дорогой. Будет ли это реальным стимулом для потенциального покупателя  потратить немалые деньги на смену версий? Мне кажется – нет. Измененения эти на практике дадут не так уж много… С другой стороны, все эти изменения непременно будут внесены, так как в качестве потенциального конкурента для 135L недавно анонсирован Carl Zeiss 135/2, заявленный как 100% APO-объектив, а новая 135-ка не может быть хуже оптически… Решающим фактором тут может стать внедрение оптического стабилизатора, а возможно – и увеличение макс. светосилы с 2.0 до 1.8, чтобы успешно конкурировать по “цифрам” с Sony Zeiss 135/1.8 ZA (конкретно из-за которого многие даже покупают полнокадровые камеры Sony!). В общем, я думаю, в 2013 году нужно ждать нового 135/2L IS!

Что касается гипотетического нового 85/1.2L – то тут строить предположения еще сложнее. С одной стороны, легендарная нынешняя версия не так уж стара по меркам классики фикс-фокалов – выпускается с 2006 года, и оптический дизайн ее, дающий чрезвычайно качественную картинку уже с открытой диафрагмы, отшлифован уже на протяжении многих поколений светосильных 85-к. За ней стоит целая философия, видение рисунка, воплощения которой Canon добивался многие годы – с успехом, надо заметить. Я полагаю, в будущем году апгрейда 85-ки вряд ли стоит ожидать. Однако, у Canon уже есть патент на новую оптическую схему, несколько более сложную (9х7 против 8х7). Также в новом поколении “оптики 4К для видео” (Canon Cinema lenses)  выпущен 85 T 1.3, который, судя по всему, не базируется впрямую на существующих дизайнах L EF-фиксов для фотокамер. В нем используется “anomalous dispersion (AD) glass”, чего нет в 85/1.2L. Вполне вероятно, он уже сейчас базируется на будущей версии 85-ки для массового фоторынка. Но, как и в вопросе с новым 135L, мне не совсем очевидно, чем производитель собирается привлекать потенциального покупателя в новой версии… Так как главная идея данной оптики – ее рисунок и светосила – уже достигнуты в нынешних поколениях. Можно несколько ускорить работу автофокуса, но для портретной линзы это не так важно, практически скорости 85/1.2L II достаточно… Можно добавить пылевлагозащиту, но для работы в студии и вообще портретной съемки это опять же не столь актуально. Оптический стабилизатор в существующую схему никак не вписывается, да и при таком размере стекол размеры конструкции будут совершенно неприемлемыми. Скорее всего, основной упор будет сделан на улучшение качества картинки на открытой диафрагме, уменьшение уровня хром. аберраций (при сохранении традиционного рисунка серии 85/1.2L), которые должны быть значительными, ощутимыми. Может быть, производитель пойдет на радикальное изменение характеристик и представит что-то вроде 85/1.0… Но цену его я боюсь даже представить. Поживем – увидим! :)

- Canon EF 135 f/2.8 и EF 180 f/3.5 with Apodization Filter. За традиционными направлениями оптики не надо забывать например о вот таких интересных анонсах. Это аналоги замечательного объектива 135/2.8 (T4.5) STF для Sony/Minolta, изюминка которого заключается в применении аподизационного элемента, позволяющего достичь превосходного рисунка размытия заднего плана (“боке”). Отрадно, что в Canon думают на эту тему, мне кажется, подобная замена для устаревшего и странноватого Canon 135/2.8 softfocus была бы оправданной, и чем скорее – тем лучше! Как и такой вот 180/3.5 (наряду с упомянутым 200/2.8 IS macro) мог бы по части рисунка полностью заменить нынешний 180L macro.

- Canon TS-E 45/2.8L и TS-E 90/2.8L. Также вполне уместные замены, по следам обновления TS-E 24/3.5. Слухи о них ходят уже пару лет. Вот например патент на новый 90/2.8 с заметно более сложной оптической схемой, чем нынешний. Причем из этих двух именно 45/2.8 является наиболее вероятным кандидатом на обновление – он уже с трудом справляется с матрицами в 20 и более Мпикс.

- Canon EF 20/2L USM, 17/2L USM и 28/1.8L USM. Первый – некий гипотетический L-ширик, которого явно не хватает в линейке Canon между 14/2.8L, 17/4L TS-E и всеми вариантами на 24 мм (24/1.4L II, 24/3.5 TS-E II и т.д.). У Canon фокусное в ~20 мм закрыто зумами вроде 17-40/4L и 16-35/2.8L и старым, также явно просящим замены, фиксом EF 20/2.8 USM. Также у Canon тут имеется чрезвычайно сильный конкурент в виде практически эталонного Carl Zeiss Distagon 21/2.8 ZE! Вышеупомянутые зумы, как и “гипотетический 14-28/4L”, частично закрывают это фокусное, но зумы есть зумы, и они не столь компактны. Решить проблему можно было бы очень качественным (равным Carl Zeiss) объективом, но с автофокусом и максимальной диафрагмой 2.0, что ценно для видео и ночной съемки. Конечно, ожидать объектива класса F1,4 на 20 мм (и тем более на 17 мм) было бы наивно, но вариант с F2 мне представляется возможным.

Аналогично и с другими двумя вариантами. На фокусное 24 мм у Canon есть и замечательный TS-E объектив, и светосильный (1.4) ширик. Не вижу повода этому не повториться – в виде 17/2.0L – и для 17 мм, где сейчас зияет прогал, кое-как прикрытый только зумом 16-35. Что касается 28 мм, то нынешний – рассчитанный на пленку – 28/1.8 USM, мягко скажем, далек от идеала по краевой резкости и уровню ХА, а если прямо, то так и вовсе не годится для всех новых (20+ Мпикс) ФФ камер. У Canon уже есть очень неплохой 28/2.8 IS USM, который может явиться “бюджетным” вариантом, и ему в пару (как и всем сопутствующим зумам вроде 24-70L) мне видится светосильный 28/1.8L – с отличным конструктивом, образцовым техническим  качеством картинки и приятным рисунком вроде знаменитого “мастера света” Zeiss Distagon 28/2 aka “Hollywood”. К тому же, прямой конкурент Nikon уже обзавелся аналогом.

- DO-объективы. Canon в последнее время весьма интенсивно работает в области диффракционной оптики, патентуя самые разные оптические дизайны, большая часть из которых, видимо, никогда не увидит практического воплощения. Однако среди них есть и практически возможные варианты (в основном – супер-телевики), которые позволят использовать главный козырь DO-оптики – ее меньшие размеры-вес. Например, 600/5.6 IS DO или 300/4 IS DO. Вряд ли, впрочем, Canon будет выпускать прямых конкурентов своим 300/2.8L или 200/2L на основе DO-оптики. Что-то “поменьше-потемнее” и в промежутках по фокусным.

- бюджетный штатный зум (24-85 либо 28-135) для Canon 6D и старых 5D. На сей момент четко обозначилась перспектива прихода ФФ-камер в “бюджетный сектор” зеркальных камер – с перспективой полной замены кроп-зеркалок. APS-формат же найдет свой удел в линейках беззеркалок (типа EOS-M), где он будет востребован ради общей компактности. И получается, что “бюджетный ФФ-сектор” начали формировать камеры в нише ~2000 USD, типа Canon 6D, Nikon D600 и примыкающего к ним дешевеющего Canon 5D mark II, у которых довольно неплохое разрешение в 20+ Мпикс, а вот недорогого штатного зума, потребного для таких разрешений, у Canon как-то не наблюдается! Раньше, во времена камер в 12 Мпикс (Canon 5D classic), старые пленочные варианты вроде 28-135 IS или 24-85 USM как-то прокатывали, но для новых сенсоров они уже откровенно слабоваты. Ну и, конечно же, полноценным решением вопроса всегда была покупка 24-105L, но это уже довольно дорогая оптика, приемлемая как вариант только в эпоху “цифро-ФФ – это эксклюзив, платите деньги”. А сейчас уже требуются более простые, недорогие, но оптически приемлемые решения. Вот Nikon, например, выпустил новый бюджетный AF-S 24-85mm f/3.5-4.5G VR. У Canon же есть два варианта – либо обновить аналогично свой старый 24-85, либо выпустить замену для 28-135 IS. Вот такой патент выглядит несколько фантастично (ибо дизайн просто напичкан дорогими компонетами – 2 двухсторонних (!!) асферики, 4 super-UD, 3 LD стекла… Сколько же он может стоить и для каких целей разработан??), но, по-крайней мере, это говорит о том, что разработки ведутся.

Обзор объектива Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS
Год выпуска: 2004, июнь

Оптическая схема

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS USM ((c) Canon Lens Work III)

Предыстория: Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS – это совершенно уникальный репортажный объектив, формально принадлежащий к категории “ультразумов” с большим (почти 11 крат) разбегом фокусных. В оптике традиционно считается, что чем больше кратность зума, тем меньше его общее качество. Так, светосильные зумы высшего качества, по картинке сравнимые с фикс-объективами, имеют максимальную кратность всего лишь 2…3 (16-35, 24-70, 70-200, 17-55); зумы более универсальные, но обычно со сниженной макс. светосилой – кратность не более 4-5 (24-105, 15-85, 70-300, 100-400) . На этом возможности создания качественной оптики по разумной цене заканчиваются.

И действительно, объективы типа “ультразумов” распространены в основном в мире любительских кроп-камер (стандартный 11-кратный диапазон – 18-200), где они формируют класс универсальных и недорогих “прогулочно-туристских” зумов, способных снять многое, но без особых претензий по качеству. Скорее, тут стоит задача сделать объектив приемлемого качества на большинстве фокусных, не применяя слишком дорогие решения и удерживая массогабариты в рамках, допустимых для “прогулочной” оптики. Увеличенный диапазон фокусных в любом случае требует применения сложных оптических схем, просчет которых стал возможен только в последнее время на мощных компьютерах, и большого числа оптических элементов, однако их общее качество невысокое, повсеместно используется пластик (в том числе и в оптике – асферика в основном недорогая гибридная), общее качество рисунка приносится в жертву необходимости хотя бы достичь сносного технического уровня картинки “по цифрам”. Кадр зачастую скучен, со слабым контрастом и не “играет”. Типичными недостатками таких объективов обычно являются: очень сильная дисторсия на ШУ, весьма заметный уровень хром. аберраций на ШУ и дальнем конце фокусных, сильно варьирующееся разрешение к краям кадра на разных фокусных, неважная стойкость к засветкам (из-за большого числа оптических элементов).

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS появился не на пустом месте, став второй эволюцией знаменитого репортажника Canon EF 35-350/3.5-5.6L, появившегося в 1993 году и во многом определявшего уникальность системы EOS. У конкурентов в те времена не было (да и до сих пор нет) ничего похожего для профессионалов-репортажников. Оба этих объектива созданы на совершенно иных принципах, имея общим с дешевыми кроп-”ультразумами” только разбег фокусных. Главной целью их создания было создание универсального “репортажного” объектива, но с обеспечением максимального оптического качества, соответствующего высоким стандартам L-оптики. Очень непростая задача в целом, практически – нереальная! Кроме того, они рассчитаны на полный кадр, а не на кроп, что еще более затрудняет расчет оптики. Как же решена эта задача? Создана очень сложная оптическая схема с большим числом специальных и дорогих компонент (крупные UD и asph элементы), объектив изначально рассматривался исключительно для проф. сегмента без оглядки на стоимость. О компактности думать также не приходится – объективы эти большие и весьма тяжелые. К тому же, необходимость применения объектива в условиях жесткого репортажа, в самых разных погодных условиях и в “горячих точках”, диктует требования по высокой механической прочности, что невозможно без надежной металлической конструкции. Интересно, что концепция оптического дизайна во многом заимствована Canon из опыта создания оптики для видеокамер, где практика создания качественных (и очень дорогих) ультразум-объективов с очень большим разбегом фокусных является обычным делом, и где компанией накоплен значительный опыт. Однако кинопленка и видеоматрицы обычно имеют размеры, заметно меньшие чем полный кадр (36х24), и в этом заключается уникальность данных объективов.

По сравнению с 35-350L у 28-300L, очевидно, диапазон фокусных смещен к ШУ – в несколько более практичную сторону, немного увеличена кратность (с 10 до почти 11) и, являясь весьма практичным дополнением, появился 3-стоповый оптический стабилизатор (что, конечно, еще более усложнило требования по точности оптической схемы). Оптические схемы обоих имеют общие принципы, но у 28-300L она также заметно доработана и усложнена (23х16 линз против 21х15) – увеличено число UD-элементов (с 2 до 3), а также появилось сразу 3 асферических элемента.

Особенности Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS:

  • универсальный “ультразум”-объектив на полный кадр с весьма сложной оптической схемой, включающей 3 крупных UD-элемента и 3 асферических элемента (2 литой и 1 гибридный), 6 перемещающихся при зумировании групп. По числу оптических элементов (23х16) этот объектив является одним из наиболее сложных у Canon. Для сравнения,
    Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II – 23×19 (это рекорд по сложности)
    Canon EF 70-200mm f/4L IS – 20х15
    Canon EF 24-70mm f/2.8 L II – 18×13
    Canon EF 70-300/4-5.6L IS – 19х14
    Canon EF 24-105/4L IS – 18х13.
  • схема зумирования типа тромбон, прямой зум (на 28 мм объектив имеет наименьшую длину).
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
  • 3-стоповый стабилизатор с панорамным режимом.
  • Массогабариты: 1670 грамм, 92х184 мм, 77 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS:

  • отличная универсальность, практичность – очень широкий диапазон фокусных позволяет успешно работать в условиях репортажа для единовременного захвата широких планов и отдельных деталей. Также отлично подходит для видеосъемки на новые ФФ-камеры типа 5Д марк 2 и новее.
  • незаменимый объектив в условиях, где требуется частая смена фокусных (пейзаж-деталь) в условиях где смена объектива нежелательна (пыль, дождь) или затруднительна (например в походах и альпинистских восхождениях, где нет возможности нести отдельный рюкзак для оптики, нет возможности держать два объектива одновременно) или тряска, стесненное пространство.
  • замечательная картинка – чистые и насыщенные цвета, “прозрачность” по высшим эталонам L-оптики. Даже удивительно, как Canon смог добиться такого уровня в “ультразуме” с массой стекла внутри, хотя на это нам косвенно намекает высокая цена объектива. По моему опыту, субъективно, качество картинки с 28-300L заметно превосходит более “дежурный” 24-105L и вплотную приближается к 24-70L!
  • “эффект объемности” главного объекта, благородный рисунок на уровне качественных телезумов вроде 100-300/5.6L, совершенно не ожидаемый, опять же, от “ультразума”!
  • очень высокая резкость основной части кадра практически на всех фокусных и диафрагмах. Это действительно так, будучи исправным – это фантастически резкий объектив, даже на 300 мм! Особенно, в диапазоне 35-200 мм, где объектив практически идеален оптически.
  • хороший стабилизатор, что для такого универсального объектива является очень полезным дополнением, заметно расширяющим и без того “необъятную” сферу его применения.
  • уникально-малая МДФ – 0,7 м, в том числе и на 300 мм.
  • хорошая пыле- влагозащищенность и высокая механическая прочность конструкции. Это действительно “универсал” для самых тяжелых условий работы, объективом, что называется, “убить можно”.
  • механизм зумирования типа тромбон отлично приспособлен для быстрой смены фокусных и планов съемки.
  • блокировка зума фрикционным кольцом работает на любых фокусных, а не только (как обычно бывает) в самом компактном положении.
  • полное отсутствие каких-либо “одноклассников” у конкурентов. Существующие недорогие аналоги от Tamron и Nikon являются любительскими объективами и весьма компромиссны по качеству картинки.
  • доступный сервис и изученность слабых мест конструкции.

Недостатки Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS. Даже не смотря на всю сложность конструкции объектива и его высокую цену, “ультразум” все равно предполагает некоторые издержки, главным образом – по техническому качеству картинки на краях диапазона:

  • заметные поперечные хром. аберрации на широком угле. Иногда требует коррекции в конвертере.
  • весьма заметная (хотя не “смертельная”) дисторсия на широком угле, чуть больше, чем у 24-105L. Иногда требует коррекции в конвертере.
  • некоторое падение разрешения к углам кадра на 28 мм на открытых диафрагмах, но при закрытии до F8-11 все становится неплохо.
  • падение разрешения к краям кадра на открытых диафрагмах в диапазоне фокусных 250-300 мм. Но, опять же, зажимая диафрагму до F9-11, добиваемся хорошего результата.
  • заметные поперечные хром. аберрации на дальнем конце фокусных на контрастных переходах, которые впрочем легко убираются в raw-конвертере без особого вреда для картинки.
  • заметная не-парфокальность зума в целом – может иметь значение при съемке видео. Интересно отметить, что 28-300L практически парфокален в диапазоне фокусных 70-300мм, а при дальнейшем уходе на ШУ точка фокуса резко смещается.
  • объектив очень тяжелый и громоздкий. Носить его целый день – требует практики и привыкания. И это – главная проблема, которая может отвратить от его покупки.
  • зум типа тромбон в сочетании с большой массой выдвижной части требуют помнить про блокирующее кольцо – иначе самопроизвольно вываливается на 300 мм. Хотя ничего страшного для объектива при этом не происходит.
  • из-за сложной оптической схемы и зума типа тромбон, предполающей износ направляющих, объектив склонен со временем к некоторой потере оптических свойств при интенсивной эксплутатации. Лечится обслуживанием и заменой направляющих, проблема хорошо известная в сервисах, а ремонт довольно прост, так как объектив легко разбирается на две части.
  • конструкция “прямого зума” приводит к необходимости применять не совсем оптимальную бленду, крепящуюся за передний край тубуса.
  • очень высокая цена, которая впрочем не кажется таковой, когда понимаешь все нюансы конструкции.

Canon 28-300L, без сомнения, является одним из исключительных объективов в линейке Canon, объективов “за гранью возможного в оптике” – таких, которых не делает больше никто другой, наряду с 85/1.2L, 50/1.0L, 50/1.2L, 200/1.8L, 17 /4L TS-E.

Порекомендую ли покупать? Если ваши потребности (и ограничения!) упираются в описанные выше случаи, конечно – ДА, аналогов у этого объектива нет. Но нужно четко понимать, что, несмотря на свое выдающееся качество и универсальность, это объектив не для – всех по причине своего веса и громоздкости.

Возникает вопрос – что выбрать, 28-300L или 24-105L? Практика показывает, что если вам нужен универсальный зум-объектив для личных туристических целей, обычно 24-105L на 70-80% процентов выполняет эти задачи. Плюс, 24 мм являются действительно важным дополнением. В туристических поездках обычно всегда можно взять небольшой рюкзачок, куда можно положить в дополнение к 24-105 компактный телевичок, которые не обременит весом. Камера, постоянно висящая на шее, с 24-105 причиняет гораздо меньше беспокойств. Итого, таскать постоянно 28-300L в таких ситуациях, будучи на отдыхе да еще в жарких странах – я однозначно не рекомендую! Мой тревел-комплект – это 24-105L, 70-300L и 35/1.4L. Что же касается 28-300L, то он находит свое применение когда ваша задача – съемка часто меняющихся планов в неблагоприятных условиях, или репортаж. Тут он в своей стихии!

Ссылки на примеры: объектив у меня повяился не так давно, пока что накапливаю базу изображений. Но кое-что им снято здесь