Daily Archives: December 17, 2012

Обзор объектива Canon EF 50/1.2L

Canon EF 50/1.2L
Год выпуска: 2007, январь

Оптическая схема:

Предыстория данного объектива весьма и весьма интересна, так как она тесно связана с богатой историей развития светосильных “полтинников” в модельном ряду Canon. Начало ее восходит к 1964 году, то есть к самым первым годам зеркальной оптики Canon, – появляется объектив FL 58/1.2 (Mark I) с довольно несложной по нынешнем временам оптической схемой 7х5 без каких-либо нестандартных (асферика, плавающая схема и проч.) компонент. Косметические изменения (применение новых просветлений, призванных улучшить поведение объектива при ярких источниках света) привели к появлению его второй версии в 1966 году. На примере этого объектива хорошо видны те проблемы, с которыми приходится сталкиваться разработчикам при создании качественной оптики этого класса.

Проектирование светосильного (F1.2 и светлее) “около 50 мм” зеркального фикс-фокала – задача, на самом деле, весьма непростая, требующая нахождения тонкого компромисса между целой совокупностью различных условий. В идеале, конечно же, всем хочется получить объектив, максимально близкий к “диагонали ФФ-кадра”, то есть 43 мм. Или, хотя бы, к классическим 50 мм фокусного расстояния, так как именно оно определяет класс объектива как универсального “штатника” с естественной передачей перспективы. Но увы, эта цель разу же входит в противоречие с массой обстоятельств:

1. Мешает, прежде всего, собственно зеркало и слишком длинный рабочий отрезок зеркальных камер – от 42 до 47 мм, которые не позволяют приблизить заднюю линзу к сенсору настолько, чтобы построить простое и элегантное решение на основе симметричного дабл-гаусса с малой кривизной поверхностей линз. Этой проблемы нет в дальномерной оптике, что предопределило гораздо более раннее появление качественных светосильных полтинников на байонет Leica M. Это вынуждает увеличивать фокусное расстояние объектива.

2. Всякая попытка уменьшить фокусное расстояние до 50 мм при большом диаметре линз однозначно требует уменьшить рабочий отрезок объектива, а при невозможности этого – приводит к резкому росту всевозможных отклонений – объектив начинает еще больше “софтить”, повышается уровень хроматических и продольных сферических (фокус-шифт) аберраций, кривизна поля переходит все разумные границы, а виньетирование и падение разрешения к краям становятся просто чудовищным. Можно сказать, что в рамках традиционной зеркальной оптики (без асферики и проч. – только с помощью сферических линз) такая задача практически до сих пор полноценно не решена. А учитывая повсеместное господство “цифры”, еще более требовательной к техническому качеству оптики и углам падения лучей на матрицу, о “простых решениях” можно и вовсе забыть.

3. Внедрение точной асферики, теоретически позволяющей решить многие из перечисленных выше проблем, было невозможно долгие годы из-за отсутствующей производственной и расчетной базы вплоть до середины 1970 годов.

4. В пленочные времена малая чувствительность носителя была чрезвычайно ограничивающим фактором, и светосильные объективы делали именно для того, чтобы ими пользовались на открытых диафрагмах при съемке вечером и ночью. В этом случае, особое значение начинает играть характер “боке” – размытия зоны расфокуса, которая определяет субъективную “притягательность” рисунка оптики.  Сферическая и хроматическая аберрации, хотя и являются факторами в целом негативным, тем не менее участвуют в формировании характера зоны расфокуса. Использование асферики, хотя и повышает технические параметры объектива и подавляет аберрации, улучшая разрешение и контраст, зачастую непредсказуемо влияет на субъективное качество рисунка и в итоге делает картинку в целом даже эстетически неприятной, слишком “резкой”. Это приводит к необходимости долго подбирать профиль асферики и уровень подавления аберраций, находя компромисс между достаточным техническим качеством и привлекательностью рисунка оптики. При технически сложном изготовлении высокоточной асферики – это очень трудоемкий и затратный процесс, отражающийся на стоимости объективов в конечном итоге.

С учетом этого, становится понятно, почему именно так двигалась эволюция “светосильных полтинников” – сверху, от довольно “длинных” 58 мм – по чуть-чуть вниз, сперва к серии дизайнов с фокусным расстоянием 55 мм и далее до желанных 50-ти. При фокусном в 58 мм еще как-то удается удержать баланс из размеров линз (и объектива в целом) и уровня аберраций в разумных рамках, не создавая слишком трудно реализуемых (и дорогих) оптических дизайнов. При всем при том, не нужно иметь иллюзий насчет оптического качества ранних 58-к – у всех производителей они отнюдь не рекордсмены по техническому качеству картинки на открытых диафрагмах – со слабым разрешением, заметно софтящие и плохо переносящие контровой свет.

Надо заметить попутно, что ветвь “стандартных” полтинников класса 50/1.4 в эти же годы развивается у Canon параллельно и обособленно, будучи никак не связанной с поисками в классе более светосильных собратьев; она быстро приходит к устоявшемуся дизайну и потом живет практически без изменений долгие годы. Видимо, светосила 1.4, все-таки, гораздо проще в проектировании…

В 1968 году появляется Canon FL 55/1.2 – новая разработка, тоже по формуле 7х5, в которой на основе опыта разработки предыдущих моделей предпринята попытка чуть уменьшить фокусное расстояние. В двух своих дальнейших инкарнациях (1971 и 1973 года) она просуществовала и в более новой системе Canon FD, получая постепенные улучшения в схеме и просветляющем покрытии оптики. Последняя его версия, Canon FD 55/1.2 S.S.C. – весьма конкурентоспособный объектив, представляющий интерес и сегодня. На этом история этой ветви “полтинников” F1.2, в общем-то, и заканчивается. С появлением системы nFD Canon еще немного доработал схему, наконец-то добившись – “под занавес” – вожделенного фокусного в 50 мм и выпустив в 1980 году nFD 50/1.2 со схемой 7х6, неплохой, но и ничем особенно не примечательный объектив. Дни байонета FD и так были уже сочтены…

Параллельно, с началом системы FD, Canon разрабатывает и выпускает совершенно новую ветвь объективов класса 55/1.2 – с новой схемой 8х6, с инновационным применением асферики в массовом производстве. Вот что пишет Canon про первую модель этого семейства – FD 55/1.2 AL: “Первый в мире объектив для 35 мм зеркальных камер с использованием асферического элемента – для достижения высокого разрешения даже на открытой диафрагме… Шлифованная и полированная вручную асферическая поверхность формирует переднюю сторону второй линзы. Этот асферический элемент улучшает сходимость центральных и периферических элементов изображения в точке фокуса, что снижает уровень аберраций. Таким образом, высококонтрастное изображение достигается уже на открытой диафрагме f/1.2. Аббревиатура AL” означает “Aspherical Lens”…”

Действительно, хвалиться было чем. Асферика, ныне применяемая даже в простеньких штатных зум-объективах для дешевых кроп-зеркалок, в тем времена была делом прямо-таки неслыханным, находя применение в штучных заказах для научных и военных применений. Первые AL-объективы, и вправду, делались вручную – чрезвычайно дорогой и трудоемкий процесс с довольно низким выходом годных изделий. Для сравнения, “дешевый” FD 55/1.2 стоил в 1971 году 39000 йен, а FD 55/1.2 AL – 145000 йен! Но уже через пару лет Canon самостоятельно разработал и произвел серию уникальных шлифовальных машин (!), которые были способны обеспечивать нужную высочайшую точность и стабильность при массовом производства асферики. Также, появились новые эффективные просветления Super Spectra, которые позволили заметно улучшить проблемное поведение светосильной оптики в контровом свете.

Все это привело к появлению в 1973 году знаменитого FD 55/1.2 S.S.C Aspherical. Это был объектив высочайшего уровня, настоящий бескопромиссный high-end в мире оптики – такой же дерзкий вызов трудностям, каким были впоследствии 50/1.0L, 85/1.2L, 200/1.8L, новейшие супертелевики 300/2.8L IS II и 400/2.8L IS II. Даже сейчас, в эру 20+ Мпикс цифровых камер, этот объектив демонстрирует нам потрясающее оптическое качество, нисколько не уступающее новейшим разработкам. А в чем-то даже и превосходящее их. Схема 8х6 от FD 55/1.2 AL осталась без изменений, ее отличительными особенностями является не только применение крупной асферической линзы, но и схема с “плавающей фокусировкой” и неподвижно стоящей задней линзой для коррекции изображения на ближних дистанциях. Это тоже явилось новым словом в истории зеркальных фикс-объективов; на этом же решении, с небольшими изменениями, был построен и не менее легендарный портретник FD 85/1.2 Aspherical. Уже на открытой диафрагме в центральной зоне FD 55/1.2 aspherical демонстрирует отличную (даже превосходящую нынешний EF 50/1.2L) резкость с отличным контрастом, без следа типичного для старых 50-мм объективов “софта”, сочетающуюся с чрезвычайно “породистым” рисунком и прозрачной, идеальной по цвету картинкой. На зажатых диафрагмах объектив великолепен по полю кадра, поражая ясностью изображения и проработкой микрофактуры. Совершенно не боится контрового света. Erwin Puts пишет о нем исключительно в восторженных тонах, отмечая его превосходство над различными вариантами дальномерных Leica Noctilux 50/1.2, заключая: “Some commentators called the Canon FD 1.2 aspherical the best standard lens in the world. It is hard to disagree.” Напомню, это был 1973 год.

В Canon не почивали на лаврах, впрочем. Появилась новая система – New FD, и для нее знаменитая 55-ка была существенно переработана. В результате, используя в общем ту же оптическую схему, в 1980 году – наконец-то – появился действительно 50-мм объектив, который стал к тому же первым 50-мм L-объективом в истории. Схема nFD 50/1.2L также включает в себя большую асферическую линзу и плавающую фокусировку и дает отличное качество изображения, но… нового прорыва не произошло. Главным преимуществом “эльки” является меньшее фокусное и лучшая компактность, но по качеству картинки они с “асферической” 55-кой практически одинаковы. Схема достигла своего “потолка”.

Между выпуском nFD 50/1.2L и предметом нашего обзора – EF 50/1.2L для системы EOS – прошло 17 лет. Срок, даже по консервативным меркам оптикостроения, – немалый. За это время не только сменился байонет, но и появился автофокус, да и технологии расчета и производства оптики ушли далеко вперед. Чем же был занят Canon все эти годы? Ну, без дела они не сидели. В 1987 году, как раз с выходом системы EOS, они выпустили совершенно уникальный и знаковый объектив – EF 50/1.0L. Больше такого для зеркальных камер никто не вытворял, и, думаю, и не вытворит впредь, так как лишь довольно короткий рабочий отрезок и большой диаметр нового EOS-байонета сделали это все возможным… Объектив этот сейчас довольно редкий и дорогой, притом несколько противоречивый оптически, но я бы хотел, поснимав им, посветить ему отдельный обзор. К теме повествования он тоже имеет непосредственное отношение. Если поглядеть его оптическую схему, то в общем становится совершенно ясно, что сделан он на основе все тех же идей, что и 55/1.2 aspherical – тот же модифицированный в передней части асферикой дабл-гаусс и плавающая схема с неподвижной задней линзой. Но только чрезвычайно усложненный, доведенный до апогея, да еще снабженный автофокусом. Объектив этот никогда не пользовался особенной популярностью по причине своей чрезвычайной дороговизны и, скажем так, не самых эталонных оптических качеств, и через несколько лет его сняли с производства. Однако мир узнал, что и такое возможно, и спасибо Canon за это. Учитывая нетехнологичность и сложность изготовления 50/1.0L (ведь 2 крупных шлифованные асферики и гора стекла внутри, которая перестает работать как надо при малейшем нарушении юстировки), я думаю, в итоге, что Canon пошел на его выпуск только для того, чтобы создать рекламу возможностям новой системы EOS.

Canon FD 55/1.2 Aspherical, Canon EF 50/1.0L, Canon EF 50/1.2L

А вот потом был долгий перерыв. Глядя на оптическую схему нового EF 50/1.2L, мы сразу видим, что, в отличие от подхода к EF 50/1.0L, Canon не стал дальше дорабатывать решения из мира Canon FD, но создал совершенно новую оптическую схему 8х6, которая, на первый взгляд, смотрится даже простовато в сравнении со старым 50L nFD. Тут нет ни плавающей схемы, ни большой асферики в передней части – она теперь стоит в хвосте объектива. Фокусировочный мотор таскает целиком весь линзоблок. Выскажу свои соображения о причине этих перемен:
1. Удлинение рабочего отрезка у EOS в сравнении с FD (44 против 42 мм) оставил не у дел все прошлые варианты с неподвижно стоящей задней линзой. Как показывает опыт создания 50/1.0L и 85/1.2L, наработки системы Canon FD с новым байонетом использовать можно, но (сравнивая 85/1.2L для nFD и EOS), очевидно что отдаление последней линзы от сенсора даже на пару мм приводит к заметному росту ее размеров, а значит и всего объектива в целом. Вполне возможно, что пересчитанный таким же образом 50/1.2 получался крупноватым, дорогим и нетехнологичным для массового “полтинника”, рискуя повторить судьбу 50/1.0L.
2. Развитие средств расчета позволили применить более компактный моноблочный дизайн, не потеряв в техническом качестве картинки (это так и есть, в действительности). Задняя асферика (уже не шлифованная, а литая) здесь является компенсатором как основного уровня аберраций, так и работы объектива вблизи МДФ.
3. Особое внимание было уделено рисунку оптики (см. здесь, стр. 38), характер размытия зоны расфокуса доведен до уровне лучших образцов светосильных 55-58 мм объективов прошлых лет. Вполне вероятно, что новая схема этому тоже способствует.
4. Выдвижной дизайн типа 85/1.2L, 50/1.0L и старых FD плохо поддается пылевлагозащите.

Особенности Canon EF 50/1.2L:

  • оптическая схема 8×6, представляющая собой модицированный дабл-гаусс с одним литым асферическим элементом в хвостовой части и использованием стекла с высоким преломлением (high-refractive).
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса с FTM.
  • полная пылевлагозащита.
  • 8-лепестковая скругленная диафрагма.
  • Массогабариты: 590 грамм, 85.8 x 65.5 мм, 72 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 50/1.2L:

  • хорошая резкость и детализация на открытых диафрагмах от центра до самых краев кадра, не уступающая уже упомянутой классике из мира Canon FD.
  • очень приятное, одно из лучших в классе, размытие заднего плана (“боке”), характерный “объемный” и в тоже время мягкий рисунок. Он словно прошел тщательную селекцию и повторяет (и во многом превосходит) по своему характеру лучшие образцы мануальной светосильной оптики, такие как Canon FD 55/1.2 asph, Minolta Rokkor 58/1.2, Noct-Nikkor 58/1.2. При этом кадр в целом с Canon 50/1.2L смотрится выигрышнее за счет более насыщенного цвета и правильного баланса белого. Cравнительный тест.
  • замечательный цвет и контраст – в числе лучших в системе EOS.
  • хорошая резкость по полю кадра на поджатых диафрагмах, практически – более чем достаточная.
  • отличная устойчивость к контровому свету.
  • довольно быстрый и бесшумный автофокус.
  • возможность ручной дофокусировки в любой момент времени (FTM).
  • постоянная длина объектива – фокусировка происходит внутри внешнего защитного тубуса, ничто не вращается и не выезжает. Закрытый спереди фильтром, объектив полностью защищен от влаги и пыли.

Недостатки Canon EF 50/1.2L:

  • главный недостаток этого объектива – фокус-шифт на ближних дистанциях фокусировки. При поджатии диафрагмы фокус смещается чуть назад. Этот дефект хоть и не поддается полному излечению (так как заложен конструктивно), но в общем не смертельный, так как с опытом съемки приходит практическое понимание этих нюансов и вырабатываются корректировки. Это явление, очевидно, – одна из издержек новой оптической схемы. В объективах для Canon FD такого не было…
  • виньетирование и заметное падение резкости к самым углам на открытой диафрагме.
  • по краевой резкости на поджатых диафрагмах объектив уступает лучшим образцам 50 мм объективов, таких как, например, Canon EF 50/1.4. Правда, видно это только при детальном целенаправленном сравнении; при обычной съемке какого-либо ощущения недостатка резкости не возникает.
  • высокая цена.

Порекомендую ли покупать? Если вы знаете, зачем вам светосильный полтинник, хорошо разбираетесь в нюансах его применения, цените рисунок старой мануальной оптики – это объектив для вас. С его покупкой обычно заканчиваются все поиски “красиво рисующего объектива” с автофокусом. В этом плане, у него конкурентов-то особо и нет – Canon 50/1.0L, который слишком странен, дорог и редок, и столь же спорная Sigma EX 50/1.4. При всем при том, этот объектив современный – сочетая отличный рисунок, он в то же самое время уверенно превосходит старую оптику по стойкости к контровому свету, по цветопередаче, по резкости и разрешению. Эти соображения в какой-то степени оправдывают его высокую цену. Выраженный фокус-шифт – нюанс, конечно, не совсем приятный, хотя и не уникальный в мире фото-оптики (большая часть полтинников класса 1,4 и светлее им страдают в той или иной степени), и требует практического привыкания. Непопадание в фокус на ближних дистанциях породило множество поверхностных мнений о плохом оптическом качестве этого объектива… Говорят даже, что Canon, мол, не умеет делать светосильную оптику, схалтурил. На самом деле, умеет и разбирается в теме получше иных других, как говорит нам предыстория! Пожалуй, никто из японских производителей не порадовал мир таким количеством интересных дизайнов 50-мм зеркальных объективов, как Canon. В общем, ищите свой ключик к Эль-полтиннику, и он ответит взаимностью.

Примеры: в процессе…
Array