Monthly Archives: January 2013

Панорамы на сайте – “Монастырь Чиу на закате”

Get Adobe Flash player


Монастырь Чиу приютился на живописном холмике, вознесшимся над картинным изгибом пульсирующей речушки Ганга Чу, которая, словно пуповина, связывает два великих озера региона Кайласа – Манасаровар и Ракшас-Тал. Именно это место, осененное видимым на горизонте куполом Кайласа, самой своей фотогеничной формой дает нам первое ощущение того, что на этой земле все не случайно – и реки, и холмы, и горы, и озера… Вечером лучи заходящего солнца ярко подсвечивают холм и монастырь, привнося удивительные теплые краски и атмосферу совершающегося чуда.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снята на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 70-200/4L IS @F9, 25 вертикальных кадров, и собрана в Autopano Pro.

Панорамы на сайте – “Древний пещерный город Кхьюнг-Лунг в долине Сатледжа”

Get Adobe Flash player


Долина Гаруды (Кхьюнг-Лунг) – одно из самых загадочных и интересных мест Тибета. Исторические хроники свидетельствуют, что по меньшей мере 2 с небольшим тысячи лет здесь уже был очаг цивилизации. Город образован массой пещер в песчаной скале на берегу реки Сатледж, и видели они на своем веку, судя по всему, немало… На вершине скалы мы обнаружили (трудно-доступные) развалины построек – вероятно дворца или храмового комплекса.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снята на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 35/1.4L @F10, 17 вертикальных кадров, и собрана в Autopano Pro.

Панорамы на сайте – “Заброшенный монастырь Тсепгье на берегу озера Ракшас-Тал”

Get Adobe Flash player


На берегах “благого” озера Манасаровар расположено сразу 5 буддийских монастырей, все из которых – действующие. Например, Чугу (вид из него на Кайлас), Госсул или Чиу. А вот на берегах соседствующего с ним “озера мертвой воды”, Ракшас-Тала – пустынно и абсолютно безлюдно. Неудивительно, ведь поверья советуют держаться от него подальше. Монастырь Тсепгье – по сути единственный буддийский монастырь на его берегах, и упоминания о котором отрывочны и неясны. Нынче он совершенно заброшен и разрушен, остались только фрагменты стен. Мы обнаружили его сперва по спутниковым картам местности, а потом и нашли в реальности на холмах на северо-западной оконечности озера в время экспедиции 2011 года. От его стен нашим глазам открывается поразительный вид на чистейшие сине-зеленые воды Ракшас-Тала, над которым виднеется вдохновляющая пирамида священной горы Кайлас (в левой части панорамы) и снежной вершины Гурла-Мандхата (на правом крае панорамы).


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снята на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 70-200/4L IS @F16, 48 вертикальных кадров, и собрана в Autopano Pro.

Панорамы на сайте – “Великий Гималайский хребет с перевала Лалунг-Ла”

Get Adobe Flash player

Величественный вид на панораму самых прекрасных гор – всех знаменитых восьмитысячников Гималаев открывается с вершины перевала Лалунг-Ла, что находится в Тибете на высоте в 5050 метров на “Дороге Дружбы” по пути в Зангму, к границе с Непалом. На этой панораме мы видим участок от массива Эвереста ближе к левому краю, в облаках, затем Чо-Ойю и до Шишапангмы на правом крае.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снята на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 100L IS macro @F11, 27 вертикальных кадров, и собрана в Autopano Pro.

Пара слов о веб-браузерах в мире цифровой фотографии

Интернет стал в наше время не менее значимым средством обмена фотографиями, чем выставки и обмен напечатанными фотографиями в альбомах. Что приятнее – обсуждать при личной встрече отпечатки, делясь живыми впечатлениями, или просматривать фото в интернете на сайтах авторов или обмениваться мнениями, зачастую анонимными, на форумах – решает каждый для себя, я думаю все имеет свой смысл.

Как уже говорилось, для полноценной работы с цветом нужен хороший монитор, и работать имеет смысл в расширенном цветовом пространстве. В итоге мы получим tiff/jpeg, скорее всего в формате Prophoto/Adobe RGB. А что потом? Потом мы должны решить для себя, на какую целевую аудиторию мы рассчитываем.

Если это люди, далекие от технических подробностей, от понимания механизма настройки цвета в системе, и которые будут смотреть наши фото на скверном офисном мониторе – это одно. Тогда нужно все файлы перевести в sRGB, и дальше мы, посокрушавшись над немного загубленным цветом, выгружаем наш результат на интернет-хостинг и получаем ссылку, которую отправляем на форум или посылаем друзьям.

Если наше общение происходит в кругу коллег-единомышленников, людей технически грамотных, то нам, конечно же, захочется показать им результат полноценно, в широком цветовом охвате, будучи уверенным в том, что и просмотрят они его на хорошем настроенном дисплее. И тут в мире цифровой фотографии начинаются проблемы:

1. Движок хостинга, на который картинка выгружается, зачастую не имеет понятия о встроенных профилях. В результате, он относится к ней так, как будто она сделана по стандарту sRGB, и если это не самом деле не так – прощай цвет. Особенно это касается процедур изготовления привью размера, отличающегося от оригинала. Если в экзифе картинки на странице мы обнаруживаем запись типа CREATOR: gd-jpeg v1.0, это значит, что исходное изображение обработано стандартным gd-модулем PHP-сервера, или паблишинг-системы типа Joomla, который не понимает цветовые профили. Хостинги, ориентированные на среду профессиональных фотографов, таких проблем не имеют; примером являются галереи DPreview. В любом случае, этот вопрос нужно проверить и хорошо себе представлять.

2. Если картинка не загублена хостингом, и цвет в ней сохранен в неприкосновенности, то проблемы начинаются на стороне клиента. Не призывая на помощь небезызвестного Кэпа, заметим, что все фото в интернете смотрятся через веб-браузеры, и несмотря на их внешнее сходство, “нет двух одинаковых вещей”, как учили мудрецы античности. Особенно, это касается механизма передачи цвета изображений. Способность правильно передавать цвет картинки, сделанной в профиле, отличном от sRGB, в общем и целом определяется поддержкой браузером системы CMS (Color Management System). Это значит, браузер должен уметь правильно анализировать цветовые профили собственно картинок и корректно отображать их с учетом того, какой монитор настроен в системе.

Браузеры делятся на две большие категории – с заявленной поддержкой CMS и без нее. Вторые мы должны сходу отмести в сторону. Обычно это браузеры старых версий – например Internet Explorer любой версии до 9-й (да-да, включая и встроенные в OS Windows версии 6, 7 и 8, так что про них тоже забываем!); Opera любой версии до середины 2012 года, Firefox до версии 3.0, Google Chrome ранних версий; всякие Netscape и прочее.

Браузеры с поддержкой CMS – это предмет нашего интереса. Однако и здесь все не так просто! Дело в том, что реализация этой поддержки у разных браузеров не совсем похожа, и в результате одну и ту же картинку, скажем с профилем Adobe RGB, они покажут с разным цветом. Возможно, дело тут еще в понимании программой профиля монитора в системе, который делается обычно сторонней программой типа BasicColor Display или X-Rite i1 Match|Profiler. Каков же критерий отбора? Не секрет, что большинство фотографов владеют программой Adobe Photoshop и пользуются им при доводке своих фото как основным инструментом. У Photoshop один из наиболее совершенных модулей управления цветом, так что именно на соответствие картинки в Photoshop и в браузере и имеет смысл опираться.

Я провел краткое исследование последних версий браузеров (на январь 2013 года) с поддержкой CMS и пришел вот к каким выводам:

  • браузеры, которые отлично соответствуют Photoshop и не имеют никаких проблем с точностью воспроизведения цвета это: Mozilla Firefox версии от 3.6 и выше, Apple Safari любой более-менее свежей версии (5.1.7 от мая 2012 года – великолепно, хотя ранние версии этой программы на Windows порой вели себя странно), Google Chrome версии 24 и новее (ранние версии не имели поддержки CMS вовсе)
  • браузеры с заявленной поддержкой CMS, но тем не менее плохо передающие цвета в сравнении с Photoshop: Internet Explorer версии 9, Opera 12.

Проверить самостоятельно разницу с Photoshop можно например по этой картинке.

Я рекомендую всем не создавать себе и другим лишних проблем, и для общения в мире фотографии использовать браузеры из первой группы этого списка. Удачи!

Сравнение светосильных объективов на 85 мм для зеркальных камер – часть 1. Мини-обзор объектива Carl Zeiss Planar 85/1.4 N

Объективы класса 85/1.4 в наше время никого особенно не удивляют, они стали эдакой обыденностью в разных вариантах, присутствующих в линейках всех уважающих себя производителей оптики. И даже не столь “брендовых”, вроде Сигмы. Несколько особняком стоят дизайны класса 85/1.2, которые редки по ряду причин (основные ограничения происходят от “наследственной” геометрии ряда зеркальных систем – диаметра байонета и длины рабочего отрезка), но они также имеют много общего со своими чуть менее светосильными собратьями. Производители научились добиваться отличного технического качества изображения, даже на открытых диафрагмах, хотя еще 20 лет назад это было трудно достижимой мечтой. Однако мало кто задумывается о том, что “под капотом” столь похожих по ТТХ изделий оптики скрыта подчас совершенно разная начинка, которая во многом и определяет уникальные качества оптики – нюансы ее рисунка, техническое качество изображения и поведение на разных дистанциях фокусировки. Это многообразие подходов к созданию светосильных 85-к заметно шире, чем, например, в мире 50-мм объективов, и его-то мы и представим, что называется, “в лицах”.

Базовой схемой для всех дизайнов в этой группе является светосильный Planar, который был разработан д-ром Рудольфом в фирме Carl Zeiss еще в 1896 году. Его прямым наследником является Carl Zeiss Planar 85/1.4, разработанный в 1972 году, который существовал в 1970-80-х годах в различных вариантах для камер Rolleiflex, Contarex, Contax-Yashica (1976 год – немецкая версия AEG, 1987 год – японская версия MMJ), а затем был переиздан в 2000-е годы, с небольшой адаптацией, под системы Pentax-K, Canon EOS и Nikon F-mount. В новейшей версии улучшены свойства фирменного просветления T*, добавлена простенькая электроника для общения с камерой и автоматическое управление диафрагмой (тоже новой по форме, 9-лепестковой) по требованиям Canon или Nikon. Производят объектив на мощностях японской компании Cosina по стандартам Carl Zeiss.

В наши дни это, безусловно, живая классика, пришедшая прямо из многолетних традиций мира пленочной фотографии. Дизайн оптики довольно прост и прямолинеен – это массивный дабл-гаусс 6х5 с минимальным количеством элементов, изготовленных из высококачественного стекла, без каких-то нетрадиционных оптических компонент (вроде асферики, плавающей фокусировки или ED-элементов). Этот объектив – базовая точка в нашем обзоре, так как он прекрасно известен всем другим производителям и брался ими за точку отсчета в попытке создания конкурентов-одноклассников, которые развивались в сторону всевозможных усложнений это базовой схемы. Этот объектив демонстрирует выдающую резкость и разрешение по большей части поля на F4-5.6, однако на открытой диафрагме имеет заметный софт-эффект. Его схема оптимизирована, как это ни странно, для работы на бесконечности, а вот на ближних – портретных -дистанциях качество картинки падает. Сказывается тот факт, что в нем не применено никаких специальных решений для корректировки работы оптической схемы на МДФ, а фокусировка происходит перемещением всего линзоблока. Также велики продольные хром. аберрации и имеется заметный фокус-шифт, из-за чего многие с ним мучаются, жалуясь на сложность точной наводки. Уважаемые, наводитесь-то вы точно, а вот потом оно уплывает – с прикрытием диафрагмы. Итак, хотя это и безусловно высококлассный объектив, он отнюдь не совершенен технически. Однако Zeiss и сейчас упорно держится за него, несмотря на наличие в его портфеле множества гораздо более изощренных решений (о которых ниже). Почему? Я думаю, из-за его рисунка – классического портретника, выбранного и одобренного многими и многими поколениями фотографов прошлых лет. Рисунок, действительно, имеет прекрасную “объемность”, прозрачность и создает эффект присутствия.

Однако, даже для такого гранда, как Carl Zeiss, время не стояло на месте, появились новые потребности в виде автофокуса или улучшенной разрешающей способности для работы на цифровых камерах. И Цейсу пришлось отвечать! Первым в списке их “отклонений” от первоначального дизайна явился очень интересный вариант 85/1.4 (2002 год), разработанный для нового семейства камер Contax N, производившегося японской фирмой Kyocera в кооперации с Carl Zeiss. Все семейство этой оптики предусматривало наличие автофокуса с помощью встроенных в объективы моторов, а также электронное управление диафрагмой по общей схеме, очень похожей на Canon EOS. В результате, классический дизайн был полностью переработан.

Для Zeiss Planar 85/1.4 N была создана чрезвычайно сложная и тщательно оптимизированная схема 10х9 с учетом всех иннований последних лет. А именно – внедрена “плавающая” фокусировка с неподвижной задней линзой и передней группой крупных линз. Сделано это по двум причинам – а) автофокусному мотору тяжело быстро перемещать весь массивный линзоблок, но гораздо проще – внутреннюю группу малых линз, и б) внедрение корректирующей задней линзы позволяет улучшить работу схемы на ближних дистанциях, что позволяет оптимизовать объектив как портретный. Новая 9-лепестковая диафрагма сохраняет идеально круглую форму вплоть до F5.6, что положительно сказывается на плавности размытия заднего плана. В целом, это удивительно (для своей светосилы) крупный, массивный и притом очень качественно сделанный объектив высшего класса (что для Contax N было негласным стандартом, ведь именно высшее качество оптики, как и ее цена, было ее отличительной особенностью, призванной создать четкую дифференциацию с более распространенными и “народными” зеркалками от Canon, Minolta, Nikon или Pentax). Объектив этот, кстати, довольно редкий – их всего было выпущено не более 1500 штук. В итоге оптически N-версия заметно отличается  – в лучшую сторону – от всех прошлых вариантов для Contax-Yashica или ZE/ZF. У нее открытая диафрагма является рабочей безо всяких оговорок, с отличной резкостью без следа софт-эффекта. Фокус-шифт незаметен. Также объектив по-прежнему имеет чрезвычайно высокое разрешение на чуть прикрытых диафрагмах, хотя и не столь идеальное по полю к самым краям, на любых дистанциях, в том числе и на МДФ, что намекает нам на то, что в отличие от “старого” 85/1.4 Планара, новая версия оптимизирована именно как портретник. Интересные изменения произошли в рисунке  – благодаря очень удачному соотношению его “объемности”, микроконтраста и отличной “звонкой” цветопередачи объект в фокусе получается особенно “живым” и субъективно трехмерным. Размытие заднего плана практически полностью повторяет эталон в виде Canon EF 85/1.2L, что тоже весьма удивительно, так как обычно объективы по формуле 85/1.4 заметно проигрывают L-ке по плавности зоны нерезкости. Чисто субъективно, в итоге, мне рисунок Zeiss Planar 85/1.4 N нравится даже больше, чем Canon EF 85/1.2L. От этого объектива я, без преувеличения, в восторге!

Единственным существенным недостатком этого объектива являются, к сожалению, очень заметные продольные хром. аберрации, которые могут запросто испортить кадр, в котором предмет расположен по диагонали от фотографа вдаль и с зоной фокуса где-то посередине. Это стоит учитывать при съемке, но болезнь эта общая, в той или иной степени, для всех светосильных 85-к.

С уходом со сцены системы Contax N (из-за неспособности, по их признанию, тандема Kyocera-Zeiss к быстрой разработке новой оптики и внедрению последних технологий в мире цифровых камер при разумных затратах) вся ее прекрасная оптика рисковала остаться не у дел, разделив судьбу систем Canon FD, Minolta MD и пр. Однако решение было найдено канадской фирмой Conurus в виде разработки конвертера протоколов между Contax N и Canon EOS, так что в результате (после смены байонета и управляющей электронной начинки) эту легендарную оптику стало возможным использовать на любых камерах EOS. Conurus сам переделывает объективы, которые им нужно отправить почтой, на EOS, и делает это весьма качественно и надежно. Хотя и не сказать чтоб дешево. Переделка Planar 85/1.4 N является у них самой дорогой и обходится почти в 1000$ без учета почтовых расходов. Прибавляя среднюю стоимость покупки неконвертированного объектива на Ebay или японском Yahoo (примерно 1200-1500$), получаем итоговую стоимость примерно в 2300-2800$. Стоит оно того, или нет, при наличии стольких альтернатив на рынке – решать только вам! Я для себя решение принял, и даже при наличии великолепного Canon EF 85/1.2L II, прошел долгим путем покупки и переделки Zeiss Planar 85/1.4 N, о чем совершенно не жалею.

Следующим интересным вариантом объектива от Zeiss является 85/1.4, разработанный для фирмы Sony и ее полнокадровых камер типа α850|900 – Zeiss Planar 85/1.4 ZA (2006 год).

Беглый взгляд на его схему (8х7) сразу же говорит нам о том, что Zeiss не стали здесь хоть как-то использовать свои наработки из мира Contax N, а пошли по пути доработки старого классического дизайна для Contax-Yashica. Фактически, все главные изменения здесь сводятся к оптимизации работы объектива на ближних дистанциях за счет внедрения дополнительной задней группы линз, которые, впрочем, не стоят на месте, а перемещаются по хитроумной плавающей схеме. Эти усилия себя во многом оправдали, так как этот объектив получился весьма удачным – с хорошей работой на открытой диафрагме, с высокой резкостью по полю и малым уровнем поперечных хром. аберраций. Впрочем, родовая болезнь всех светосильных 85-х цейсов – сильные продольные ХА – здесь тоже присутствует. Применение этого объектива ограничено только системой Sony Alpha, так что провести полноценное сравнение его оптических качеств с конкурентами затруднительно.

Сразу же для сравнения – легендарная светосильная 85-ка (1987-2006 гг.) от Минольты:

Minolta85Сразу же видим, что у этого объектива много общего с вышеприведенным Планаром 85/1.4 ZA – общая кинематика схемы с фокусировкой передним основным линзоблоком и та же отдельно стоящая задняя линза, которая совершает плавающее перемещение вперед-назад в зависимости от дистанции фокусировки. Этот нюанс очень любопытен – он говорит нам о том, что разработка нового Цейса для Sony велась, очевидено, совместно с инженерами Минольты. Действительно, Minolta AF 85/1.4 G – объектив высококлассный, известный своим прекрасным рисунком и высокими техническими параметрами картинки. Новый Цейс стал технически еще совершеннее – еще резче на открытых, лучше в углах и лучше при работе с контровым освещением. По рисунку же, как это часто бывает при улучшении оптических свойств, эффект получился двояким – кто-то считает, что рисунок старой Минольты более интересен, менее техничен. А кто-то не видит особенной разницы. В любом случае, можно считать что в его создании так или иначе соединились две школы, две традиции 85-мм светосильных объективов – Цейсовкая и Минольтовская, что, конечно же, весьма интересно и ценно.

От Carl Zeiss перейдем к другим производителям. Здесь выделяется прежде всего Canon со своим легендарным 85/1.2L (первая версия – 1987 год, обновление на вторую версию в 2006 году, оптические схемы одинаковы) который, что называется, “reigns supreme” над всем миром F1.4 объективов. Мало того, что это единственная современная массовая 85-ка со светосилой 1.2, так за ней стоит и свой оригинальный, не менее интересный и заслуженный, чем у Планаров Цейса, путь эволюции. О нем много сказано в моем обзоре, однако, с точки зрения анализа-сравнения оптических схем, нам тут есть что добавить.

Как мы видим из схемы,  Canon сразу (еще в далеком 1976 году!) выбрал оптимальное направление эволюции, стремясь обеспечить как уникальный рисунок объектива, так и его высокие оптические качества. Фактически, к этим же идеям сейчас пришли и все остальные, даже сам Zeiss. А именно,

  • базовая схема светосильного дабл-гаусса (8х7) с крупными стеклами остается;
  • вводится корректирующая задняя линза для МДФ и плавающая схема (вспоминаем Zeiss ZA!);
  • технические огрехи светосильного дизайна аккуратно компенсируются крупной асферической линзой с тщательно подобранным профилем, который не портит рисунок.
  • рабочий отрезок камеры максимально сокращается (счет идет буквально на миллиметры), а диаметр байонета делается достаточно большим, чтобы не было ограничений по максимальным размерам задней линзы светосильной оптики.
  • в итоге появляется возможность сделать качественный объектив со светосилой f/1.2, а не f/1.4, что дает еще бОльшую свободу в управлении глубиной резкости при портретной съемке и улучшает изоляцию объекта от окружающих предметов.

Вот и весь секрет получения практически идеального блюда. Вопрос лишь в том, как сделать крупную асферику нужной точности. Canon – сумели. Достаточно сказать, что по техническому качеству изображения на открытых диафрагмах, все-таки, никто – даже Zeiss в своем ультра-сложном Планаре 85N и Nikon в последнем 85/1.4G (о нем ниже) – так и не сумели ощутимо приблизиться к легендарной L-ке. Что говорит нам о том, что какой бы не была сложной схема 85-ки, на базе чисто сферических поверхностей она никогда не даст идеального оптического качества. Если же возникнет желание перейти от F1.4 к чему-то более светосильному – то оно и вовсе не реализуемо без асферики. А разрешение матриц камер будет только расти, с соответствующими запросами к работе оптики на открытых диафрагмах…

Интересно здесь же сравнить EF 85/1.2L с его предшественником – 85/1.2 Asph (он же и nFD 85/1.2L) из мира Canon FD (1976 год):

85L2

Сразу же видим, что схема объектива немного изменилась, но принципиальное решение осталось прежним. Также любопытно здесь же привести схему и мелкосерийного “юбилейного” Carl Zeiss Planar 85/1.2 для Contax-Yashica. Да, был и такой (впервые выпущен ограниченной серией “50-Jahre” в 1982 году к 50-летию фирмы Carl Zeiss, затем выпуск малой партии “60-Jahre” повторен в 1992 году), который представлял собой еще одну раннюю попытку Цейса улучшить свой стандартный дизайн в сторону большей светосилы и внедрения плавающей схемы:

CZ85_12

Удивительно похожие объективы – все три! Одинаковое количество линз и кинематика схемы с неподвижной задней линзой. Canon при этом дополнительно скорректирован асферикой, а Цейс обходится без нее. В связи с этим интересно почитать сравнительные выкладки от Marco Cavina, из коих следует, что все три объектива одинаково неплохо ведут себя на бесконечности, но на ближайших (портретных как раз) дистанциях Zeiss заметно сдает позиции. Странно, но факт – этот цейсовский Планар тоже оптимизирован на бесконечность, хоть у него и есть плавающая схема с CRC. Это к вопросу, опять же, о пользе асферики и о качестве оптической схемы обоих Кенонов, которая (тоже удивительно, так как обычно бывает наоборот – все копируют Цейс!), видимо, стала в этом случае образцом для подражания для самого Цейса.

Асферика все-таки появилась в последние годы и у конкурентов. Причем у “второго эшелона” – Сигмы и Самьянга. Это хорошие объективы, интересные, но применить массово такую же крупную и мощную асферическую поверхность так никто пока и не решился.

Ближайший и извечный конкурент Canon`а – Nikon – тоже имеет интересную, хоть и несколько более скромную, историю развития объективов класса 85/1.4, начало которой положил неавтофокусный Nikkor 85/1.4 Ai-S, вышедший только лишь в 1980 (!!) году.

Print

Столь поздний дебют на рынке позволил Никону внимательно изучить наработки конкурентов и сразу выпустить довольно интересный объектив, выполненный по плавающей схеме с неподвижной задней линзой. Чем-то он напоминает nFD Canon 85/1.2L, но только без асферики и с меньшей светосилой. Объектив оставил о себе хорошую память и был весьма популярен в свое время.

С приходом эры автофокуса Никон отказался от массивного переднего линзоблока и перешел на схемы с задней или внутренней фокусировкой. В этой группе у Nikon имеются два актуальных объектива:

Nikkor AF-D 85/1.4 IF (1996 год) – недавно снятая с производства, но все еще весьма ценимая модель, ставшая первой автофокусной светосильной 85-кой для F-mount.

Ценится за хороший рисунок с приятным размытием заднего плана, однако по чисто техническому качеству картинки объектив далек от совершенства. На открытой диафрагме объектив заметно софтит, как и ранние версии цейсовских Планаров, и даже на прикрытой диафрагме резкость по полю к самым углам все еще далека от идеала. Уровень поперечных хром. аберраций можно охарактеризовать как “выше среднего”. У объектива есть также небольшой фокус-шифт, однако работа на МДФ скорректирована заметно лучше, чем у ранних Планаров. Действительно, по конструкции объектив этот совсем не прост и включает оригинальную плавающую схему 9х8.

Рост разрешения цифровых камер, а также постепенный переход на встроенные в объектив АФ-моторы понудили Никон выпустить в 2010 году ему замену – Nikkor AF-S 85/1.4 G.

Как видим, задняя часть объектива полностью переделана, появилась полностью неподвижная последняя корректирующая линза, общее число линз выросло до 10 в 9 группах. В итоге, по схеме этот Никкор стал весьма похож на Zeiss Planar 85/1.4 N, так что даже число оптических элементов у них одинаково. Чего добились? Работа на открытых диафрагмах стала получше,  также заметно выросла равномерность разрешения по полю. Нет сомнений, что этот объектив в целом и технически – гораздо лучше предыдущего. Однако есть и проблемные места – очень заметный фокус-шифт и чрезвычайно сильные продольные ХА, плохо контролируемые даже на прикрытых диафрагмах. Рисунок объектива – дело во многом субъективное, и мне лично рисунок этой модели кажется весьма достойным, однако многолетние пользователи системы иногда утверждают, что в новой версии он стал чрезмерно техничным и холодным.

Еще один гранд фотоиндустрии – немного (и незаслуженно) позабытый нынче Pentax, тоже имеет в своем активе интересные модели 85/1.4 объективов, весьма ценившихся в пленочные времена. Для начала – “мануальный” A 85/1.4 (1984 г.)

PentaxA85

который, как мы видим, имеет все черты правильно спроектированного объектива: это фактически планар, скорректированный для CRC неподвижно стоящей задней линзой. Объектив выдающийся по своим техническим качествам – на открытых по резкости практически не уступает Canon 85/1.2L, и имеет приятный рисунок. Однако, он лишен какой-либо электроники и не имеет привода автофокуса. Для автофокусных камер Пентакс полностью переработал его схему, выпустив в 1992 году модель FA* 85/1.4 IF:

PentaxFA85Объектив получил неподвижные передний и задний линзоблоки (сзади это просто одиночная линза для CRC) и внутреннюю фокусировку малым линзоблоком. Все в соответствии с новейшими веяниями. Решение понятно с точки зрения улучшения потребительских свойств и облегчения работы автофокуса: поскольку он осуществлялся встроенным в камеру мотором, перемещать малую группу линз гораздо проще, чем весь громоздкий передний линзоблок. Однако эффект получился довольно двоякий: объектив хорошо ведет себя на ближних дистанциях, как портретник, и совсем “проваливается” при работе на открытых диарагмах ближе к бесконечности. Учитывая, что другие производители (Zeiss и Nikon) как-то смогли превзойти подобные ограничения в своих решениях, этот факт представляется недоработкой Pentax. И хотя как портретник (его основное назначение) объектив очень хорош, в целом он, по общему мнению, уступает предыдущему A* 85/1.4. В любом случае, Пентаксу удалось в свое время создать высококлассые светосильные 85-ки, про которые не стоит забывать, следя за анонсами других производителей.

В последнее время на разработку светосильного 85-мм портретника замахиваются и сторонние компании. Например японская Sigma и корейский Samyang, причем подходят к этому вопросу с должным уровнем подготовки, и результат у них получается в общем тоже весьма интересный.

Sigma EX 85/1.4 HSM (2010 год) является одним из самых сложных объективов в группе.

Здесь, как мы видим, имеется и плавающая схема, и литая асферика, и даже – редкость среди подобных объективов – крупный SLD-элемент для снижения хроматических аберраций. По общей кинематике схемы Сигма напоминает рассмотренный выше Nikkor 85/1.4 AF-D, однако заметно доработанный. Усилия не пропали даром – объектив этот весьма неплохой, с приятным рисунком и с хорошей резкостью на открытой диафрагме. Продольные хром. аберрации присутствуют на открытой, но быстро сходят на нет при закрытии диафрагмы. Техническое качество на открытой диафрагме все же уступает Canon 85/1.2L, однако близко к другим качественным объективам группы – Zeiss 85 N и Nikkor 85/1.4G. А вот размытие заднего плана в парных сравнениях мне показалось заметно более “нервным”, чем у того же Zeiss и Canon. Учитывая относительно невысокую цену, объектив в целом следует считать очень достойным вариантом.

Интересно также взглянуть также на конструкцию Samyang 85/1.4 IF (2009 год).

Фактически, это старый-добрый Планар ранних версий, но, по аналогии с Zeiss ZA, доработанный до плавающей схемы с неподвижной задней линзой и дополнительно скорректированый асферикой. Объектив безусловно удачный, к тому же самый доступный по цене, портят его лишь гуляющее качество сборки и отсутствие хоть какой-нибудь электронной начинки. Разрешение на открытой не рекордное, но приемлемое, рисунок – субъективно – на уровне лучших образцов в классе, краевая резкость не поражает, но для портретника – достаточная. В целом вариант уж точно не хуже, чем Nikkor 85 AF-D, или ранние Планары.

Как мы видим, в рассмотренных выше объективах перетасованы, как карты в колоде, наверное все возможные сочетания вариантов начинки для светосильных 85-к. Есть моноблочные конструкции, есть добавленная плавающая схема, есть асферика в разных вариантах, есть плавающая схема с асферикой… Патентные ограничения вынуждают находить все новые и новые доработки. Но, пожалуй, всех “переплюнул” Olympus при разработке своего экспериментального (и потом мелкосерийного) OM 85/1.4, появившегося под занавес существования Olympus OM системы (1989 год).

Давайте посмотрим:

Здесь сконцентрированы, наверное, все возможные премудрости оптикостроения, оставляя в стороне асферику. Двойная плавающая схема, внутренняя фокусировка, большая флюоритовая (!!) линза, много стекла с высоким показателем преломления (high-refractive), необычная аксиально-градиентная линза, и все это, как обычно, в чрезвычайно компактном и легком конструктиве. Очень жаль, что этот объектив не пошел в крупную серию! Вполне мог бы стать новым эталоном, сделанным на действительно нетипичных принципах, и высоко поднять планку качества для high-end оптики. Подробнее с историей этого интересного прототипа можно познакомиться здесь (на итальянском).

Часть 2 – блиц-сравнение Canon EF 85/1.2L II и Carl Zeiss Planar 85/1.4N.

Обзор объектива Canon EF 85/1.2L (II).

Canon EF 85/1.2L (вторая версия)
Год выпуска: 2006, март

Оптическая схема:

Предыстория

Canon 85/1.2L – это, безусловно, знаковый объектив во всех своих поколениях, настоящая легенда в мире 35-мм оптики с великолепным как техническим, так и субъективным качеством картинки.

Первые варианты дизайна объектива этого класса появились у Canon в 1976 году с выходом FD 85/1.2 Aspherical, который с самого начала был задуман как высокотехнологичный и дорогой объектив высшего класса. Его конструкция включает в себя – впервые в мире 85-мм фикс фокалов – асферический элемент и плавающую схему с неподвижным задним элементом, призванным корректировать изображение на ближних дистанциях фокусировки (CRC). Интересно отметить, что эта принципиальная схема в рамках системы Canon FD (с небольшими вариациями) являлась общей сразу для двух семейств объективов – с фокусным 55 (FD 55/1.2 Aspherical, о нем написано здесь) и 85 мм.

Секретом высочайшего (для тех лет) оптического качества этого объектива является использование крупной асферической линзы, которая позволяет радикально решить вопрос сходимости оптических лучей на открытых диафрагмах в линзах большого диаметра. Применение такой асферики явилось значительной инновацией в массовом производстве. Ведь добиться требуемой точности (десятые доли микрона) асферической поверхности в те годы было сложно даже в лабораторных условиях, однако Canon в начале 1970-х годов разработал специальные шлифовальные машины, которые были способны выдерживать подобную точность не только в штучных изделиях, но и в потоковом производстве. При всем при том, нужно заметить, что даже в этих условиях получение годной очень крупной асферической линзы, как в FD 85/1.2, где ее диаметр практически соответствует входной апертуре объектива, является трудоемким и сложным процессом, что приводит к весьма высокой стоимости объектива. Поэтому 3-4-х летняя задержка выхода 85/1.2  в сравнении с 55/1.2 понятна. 55-й делать было проще, так как диаметр линз там меньше, и на нем новую технологию обкатывали.

Высокая цена на 85/1.2, на мой взгляд, оправданна. Ведь никто больше (за исключением ограниченных – юбилейных – серий Carl Zeiss для Contax-Yashica)  не предлагал (и не предлагает и в наше время) объективов с подобной светосилой, а тем более со сходным качеством картинки на открытой диафрагме. Все прочие производители (Nikon, Sony-Minolta, Zeiss и Leica) и по сей день ограничиваются только выпуском дизайнов класса 85/1.4, которые зачастую на своих F1.4 заметно уступают Canon 85/1.2 в техническом качестве изображения, достигаемого им на F1.2 .

Следующим поколением данного семейства явился nFD 85/1.2L, представленный в 1980 году с появлением новой системы Canon New FD. Изменения были несущественными – оптическая схема 8х6 от FD 85/1.2 Aspherical осталась без особых изменений, новый объектив получил улучшенные просветления Super Spectra и вошел в L-семейство (т.е. высшего класса) оптики в новой классификации производителя.

Действительно новое поколение светосильных 85-к появилось осенью 1989 года, когда Canon перешел на новый байонет EOS. Увеличился (с 42 до 44 мм) рабочий отрезок, все объективы Canon получили встроенный мотор автофокуса и электронную диафрагму, и в связи с этим схема нового 85/1.2 была полностью переработана. Принципиальное решение оптической схемы осталось прежним, включающим одну шлифованную асферическую линзу и плавающую схему, но общие размеры линз заметно выросли. Отдаление задней линзы от плоскости изображения привело к заметному росту ее размеров, пропорционально выросли и все прочие оптические элементы. Количество линз (8) не изменилось с версии nFD, а вот их групп за счет обособления асферической линзы стало 7 (против 6 у nFD). Так в результате появился EF 85/1.2L (mark I) – легендарный светосильный портретник для Canon EOS, неотъемлемая (и, возможно, даже самая впечатляющая) часть кэноновской “святой троицы” L-фиксов (вместе с 35L и 135L), который является одной из главных притягательных “уникальностей” всей системы EOS. Это крупный и тяжелый объектив, один внешний вид которого, что называется, “внушает”. Внушают также общее качество изготовления (которое для объектива с такими высокими требованиями по точности сборки есть необходимость и которое обеспечивается особым контролем на специальной линии производства), прецизионная механика движения тяжелого линзоблока, сложность электронной начинки (для точного и бесшумного перемещения тяжелого линзоблока применен крупный кольцевой УЗ-мотор от старшей серии супер-телевиков типа 300/2.8, а работа автофокуса в целом контролируется целым компьютером на отдельной материнской плате внутри объектива (см. Service Manual)) и, конечно же, оптическое качество изображения, которое в новой схеме было заметно  улучшено до практически эталонного уровня.

Существенным недостатком первой версии EF 85/1.2L являлась малая скорость автофокуса. С одной стороны, малая скорость объяснима, так как при наводке со столь малой ГРИП требуется повышенная точность позиционирования. С другой – снимать что-то, кроме неподвижных объектов и постановочных кадров, этим объективом проблематично.

В 2006 году Canon выпускает обновление – рассматриваемый EF 85/1.2L (mark II), в котором скорость фокусировки была повышена в 1,8 раза, а также применена более скругленная диафрагма для чуть более плавного размытия заднего плана и обновлены просветляющие покрытия для лучшей стойкости к засветкам и с учетом будущих применений уже на цифровых фотокамерах. Обновления эти скорее косметические, так как оптическая схема осталась прежней; это недвусмысленно намекает на то, что главное, чего хотел Canon добиться в плане рисунка, уже было достигнуто ранее. Что же касается скорости автофокуса, то с мощным модулем АФ в новых камерах 5D Mark III и 1Dx ее вполне хватает даже для съемок интенсивно движущихся танцоров. Интересно отметить, что вторая версия 85L меньше страдает от “луковых колец” в размытии точечных источников света, вызванных наличием асферики. Небольшой, но приятный факт.

Повышая оптическое качество изображения от модели к модели, Canon, впрочем, видит его лишь средством достижения основной идеи всех объективов серии 85/1.2. Идея эта состоит в поиске наилучшего рисунка, целостной картинки, которую должен выдавать высококлассный объектив-портретник. Какой ее видит Canon, если судить по последним версиям 85L? Я думаю, главная цель – в совершенном управлении глубиной резкости в сочетании с требуемым контрастом/резкостью объекта фокусировки на любых диафрагмах. Максимальная диафрагма F1,2 позволяет достичь совершенной изоляции главного объекта от фона, и тщательно выверенный рисунок оптической схемы (в т.ч. влияние асферики) подобран таким образом, чтобы размытие фона было абсолютно нераздражающим, плавным и нейтральным. В то же время, высокое техническое качество картинки на любых диафрагмах позволяет акцентировать внимание на объекте фокуса, добиваясь его требуемого выделения за счет ГРИП, а значит – эффекта трехмерности и “объемности” изображения. Благодаря использованию высококачественного оптического стекла и сведенного к минимуму общему числу оптических элементов цветовая характеристика объектива обеспечивает максимально аккуратную передачу полутонов и широкого цветового охвата с естественным, неизбыточным контрастом, что в совокупности дает богатый материал для пост-обработки снимка.

Особенности Canon EF 85/1.2L (II):

  • оптическая схема 8×7, представляющая собой модицированный дабл-гаусс с одним шлифованным асферическим элементом, использованием двух элементов из стекла с высоким преломлением (high-refractive) и плавающей схемой с неподвижной задней линзой.
  • кольцевой USM-мотор автофокуса с FTM и focus-by-wire. То есть, кольцо фокусировки не имеет прямой связи с линзоблоком, но лишь сообщает камере направление перемещения, а та дает команду АФ-мотору подвинуть линзлоблок. Сделано, как мне думается, для обеспечения нужной прецизионности механической сборки и обеспечения повышенной точности перемещения (в расчете на микроподвижки).
  • 8-лепестковая скругленная диафрагма.
  • Массогабариты: 1025 грамм, 91.5 x 84 mm, 72 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 85/1.2L (II):

  • полностью рабочая открытая диафрагма, с удивительно высокой для таких параметров резкостью/детализацией и контрастом без следа софт-эффекта.
  • эталонное размытие заднего плана (бокэ), отличный объемный рисунок.
  • чрезвычайно высокая резкость и детализация на прикрытых (F2.8-5.6) диафрагмах, позволяющий считать 85L одним из самых резких фикс-объективов вообще. Хорошая равномерность разрешения по полю до самых углов.
  • малое виньетирование на F1.2 за счет увеличенного диаметра фокальной проекции (заметно больше диагонали 35-мм кадра).
  • бесшумный и чрезвычайно точный АФ без следов фокус-шифта, возможность ручной дофокусировки в любой момент времени (FTM).
  • отличная передача цветовых полутонов, очень чистая прозрачная картинка.
  • удобный механизм ручной дофокусировки, очень чувствительный и работающий даже от малого усилия – фокус можно доводить буквально мизинцем и с ювелирной точностью.
  • очень высокое качество сборки и механическая надежность. Заводского брака не бывает, а оптические параметры 85L могут уйти от нормы только из-за сильных ударов или неграмотных вмешательств.

Недостатки Canon EF 85/1.2L (II):

  • заметное пурпурное оконтуривание контрастных объектов на открытых диафрагмах, заметные продольные хром-аберрации (в зоне расфокуса).
  • некоторое падение разрешения к самым углам на открытой диафрагме.
  • объектив тяжелый и довольно громоздкий, к тому же с уязвимой задней линзой, что вынуждает подумать, прежде чем взять его на съемку.
  • не самый быстрый автофокус, хотя практически достаточный по скорости.
  • нет полноценной пылевлагозащиты.
  • высокая цена, которая впрочем не кажется таковой, когда начинаешь вникать во всю технологическую начинку объектива и видишь его оптические возможности. Понимаешь за что платишь деньги.

Порекомендую ли покупать? Честно говоря, человеку увлеченному качественной оптикой и портретными объективами, миновать покупку 85L практически нереально :) Это оптический, технологический и эстетический шедевр, обладающий прямо-таки какой-то магической аурой, к которой хочется прикоснуться. Недостатки объектива несущественны, а достоинства весомы и ощутимы. Знакомство с 85L, в любом случае, запомнится навсегда :)

Примеры: в процессе…
Array