Казалось, бы что тут сравнивать? Навороченная зеркальная репортажка против изящной дальномерной камеры. А сравнивать будем тестовые кадры на базовом ISO.
И вот почему. M9, как известно, камера без АА-фильтра, и посему она обладает весьма впечатляющей попиксельной четкостью картинки, особенно с хорошей оптикой. У нее CCD-сенсор, оптимизированный для работы на малом ISO и отличающийся хорошим цветом и тональностью. И все это приходится на 18 мегапикселей (5212 х 3468 пикс) итогового изображения. У Canon 1Dx – тоже 18 мегапикселей (5184 х 3456), практически столько же, однако они закрыты некоторым АА-фильтром, а его новейший скоростной CMOS-сенсор замечательно ведет себя и на высоких ISO. Однако, Canon заявляет, что этот сенсор, хоть и обладает чуть меньшим разрешением, чем у “студийных” камер прошлого, типа Canon 1Ds Mark III (21 Мпикс), тем не менее способен с успехом конкурировать и с ними и даже заменить их. Поэтому поставим задачу понять, а каковы же мегапиксели 1Dx в сравнении с эталоном четкости – Leica M9.
Тестовые исходники доступны на Imaging-resource. RAW-файл для 1Dx лежит здесь, а для Leica M9 – здесь. Файлы были проявлены мной в Capture One 7.02 со следующими установками – уравнена яркость по гистограмме (+-0.1 EV экспокоррекции), отключены в ноль Luminance и Color Noise reduction, шарп поставлен по умолчанию (180-0.8) для 1Dx и 160-0.8 для M9. По умолчанию C1 ставит для Leica 130-0.8, что мне кажется мало для сравнения, а выше 160-0.8 имеем уже явные артефакты перешарпа. Цветовые профили – по умолчанию для каждой камеры, баланс белого по третьему слева патчу колорчекера в сцене, выходное пространство Adobe RGB (преобразовано в Photoshop). Итоговые jpeg – ниже:
И вот тут нас ожидает великий сюрприз. Оказывается, попиксельная четкость кадра с 1Dx практически не уступает кадру с М9! И это несмотря на то, что на Leica стоял объектив Summilux 50/1.4 стоимостью более 3500 uSD, диафрагмированный до F9.5, а на Canon – Sigma EX 70/2.8 macro стомостью не более 400 USD, и значимые объекты в кадре с Лейки несколько крупнее. Отличия есть, но они исчезающе малы, причем в одних областях кадра Leica смотрится получше, а других – Canon. Главный критерий разрешающей способности – мелкие деления на белом круге справа и фактура ткани на цветовом веере слева – практически идентичны. Также, я не вижу никаких особенных отличий по цвету на этих кадрах. Это, как говорится, the bottom line. А выводы такие:
- Несмотря на формальное наличие АА-фильтра, разрешение Canon 1Dx не уступает разрешению Leica M9, что говорит о том, что этот самый АА-фильтр в Canon 1Dx чрезвычайно слаб. Однако, он выполняет свою работу – муар на мелких делениях на белом круге выражен чуть слабее, чем у Leica.
- Если сравнивать с прочими зеркальными камерами последних лет, то подобная четкость картинки, которую демонстрирует 1Dx, является уникальной. Особенно удивительно это видеть в камере, нацеленной на репортажное применение. Тут АА-фильтр наоборот стремятся обычно несколько загрубить, чтобы минимизировать артефакты и облегчить работу шумодава на высоких ISO. Примером может служить Nikon D4, у которого, как мы видим по смазанным мелким делениям на круге, АА-фильтр весьма агрессивен. То есть мелкую фактуру сенсор D4 попросту обрезает на корню. Вообще все камеры Nikon (кроме последней D800E и в некоторой степени D3x) имеют весьма сильный АА-фильтр, который имеет заметно более сильное влияние, чем у любой зеркалки Canon.
- Заявления фирмы-производителя, что 18 Мпикс Canon 1Dx вполне могут конкурировать с 21 или даже 24 Мпикс таких камер, как Canon 1Ds Mark III и Nikon D3x, являются отнюдь не беспочвенным рекламным слоганом. Фактическая разрешающая способность этой камеры действительно на высоте. Однако она сочетается также с великолепной (и нетипичной для камер студийного класса) работой 1Dx на высоких ISO и отличным набором репортажных качеств, что делает эту камеру уникальной в мире цифровой фотографии.
- Спор о том, что лучше по цвету, CCD или CMOS, довольно беспочвенен. Несмотря на теоретическое преимущество CCD на малых ISO, по факту в двух лучших представителях обоих типов сенсора никаких отличий в тоновых нюансах не заметно. Реальные отличия нужно искать в массиве цветовых фильтров перед матрицей, но этой уже другая история, не имеющая прямого отношения к типу матрицы.