Monthly Archives: March 2013

Canon EOS 1Dx против Leica M9

Казалось, бы что тут сравнивать? Навороченная зеркальная репортажка против изящной дальномерной камеры. А сравнивать будем тестовые кадры на базовом ISO.

И вот почему. M9, как известно, камера без АА-фильтра, и посему она обладает весьма впечатляющей попиксельной четкостью картинки, особенно с хорошей оптикой. У нее CCD-сенсор, оптимизированный для работы на малом ISO и отличающийся хорошим цветом и тональностью. И все это приходится на 18 мегапикселей (5212 х 3468 пикс) итогового изображения. У Canon 1Dx – тоже 18 мегапикселей (5184 х 3456), практически столько же, однако они закрыты некоторым АА-фильтром, а его новейший скоростной CMOS-сенсор замечательно ведет себя и на высоких ISO. Однако, Canon заявляет, что этот сенсор, хоть и обладает чуть меньшим разрешением, чем у “студийных” камер прошлого, типа Canon 1Ds Mark III (21 Мпикс), тем не менее способен с успехом конкурировать и с ними и даже заменить их. Поэтому поставим задачу понять, а каковы же мегапиксели 1Dx в сравнении с эталоном четкости – Leica M9.

Тестовые исходники доступны на Imaging-resource. RAW-файл для 1Dx лежит здесь, а для Leica M9 – здесь. Файлы были проявлены мной в Capture One 7.02 со следующими установками – уравнена яркость по гистограмме (+-0.1 EV экспокоррекции), отключены в ноль Luminance и Color Noise reduction, шарп поставлен по умолчанию (180-0.8) для 1Dx и 160-0.8 для M9. По умолчанию C1 ставит для Leica 130-0.8, что мне кажется мало для сравнения, а выше 160-0.8 имеем уже явные артефакты перешарпа. Цветовые профили – по умолчанию для каждой камеры, баланс белого по третьему слева патчу колорчекера в сцене, выходное пространство Adobe RGB (преобразовано в Photoshop). Итоговые jpeg – ниже:

E1DXhSLI000100NR0 (1)

Canon EOS 1Dx

M9hSLI0160 (1)

Leica M9

И вот тут нас ожидает великий сюрприз. Оказывается, попиксельная четкость кадра с 1Dx практически не уступает кадру с М9!  И это несмотря на то, что на Leica стоял объектив Summilux 50/1.4 стоимостью более 3500 uSD, диафрагмированный до F9.5, а на Canon – Sigma EX 70/2.8 macro стомостью не более 400 USD, и значимые объекты в кадре с Лейки несколько крупнее. Отличия есть, но они исчезающе малы, причем в одних областях кадра Leica смотрится получше, а других – Canon. Главный критерий разрешающей способности – мелкие деления на белом круге справа и фактура ткани на цветовом веере слева – практически идентичны. Также, я не вижу никаких особенных отличий по цвету на этих кадрах. Это, как говорится, the bottom line. А выводы такие:

  1. Несмотря на формальное наличие АА-фильтра, разрешение Canon 1Dx не уступает разрешению Leica M9, что говорит о том, что этот самый АА-фильтр в Canon 1Dx чрезвычайно слаб. Однако, он выполняет свою работу – муар на мелких делениях на белом круге выражен чуть слабее, чем у Leica.
  2. Если сравнивать с прочими зеркальными камерами последних лет, то подобная четкость картинки, которую демонстрирует 1Dx, является уникальной. Особенно удивительно это видеть в камере, нацеленной на репортажное применение. Тут АА-фильтр наоборот стремятся обычно несколько загрубить, чтобы минимизировать артефакты и облегчить работу шумодава на высоких ISO. Примером может служить Nikon D4, у которого, как мы видим по смазанным мелким делениям на круге, АА-фильтр весьма агрессивен. То есть мелкую фактуру сенсор D4 попросту обрезает на корню. Вообще все камеры Nikon (кроме последней D800E и в некоторой степени D3x) имеют весьма сильный АА-фильтр, который имеет заметно более сильное влияние, чем у любой зеркалки Canon.
  3. Заявления фирмы-производителя, что 18 Мпикс Canon 1Dx вполне могут конкурировать с 21 или даже 24 Мпикс таких камер, как Canon 1Ds Mark III и Nikon D3x, являются отнюдь не беспочвенным рекламным слоганом. Фактическая разрешающая способность этой камеры действительно на высоте. Однако она сочетается также с великолепной (и нетипичной для камер студийного класса) работой 1Dx на высоких ISO и отличным набором репортажных качеств, что делает эту камеру уникальной в мире цифровой фотографии.
  4. Спор о том, что лучше по цвету, CCD или CMOS, довольно беспочвенен. Несмотря на теоретическое преимущество CCD на малых ISO, по факту в двух лучших представителях обоих типов сенсора никаких отличий в тоновых нюансах не заметно. Реальные отличия нужно искать в массиве цветовых фильтров перед матрицей, но этой уже другая история, не имеющая прямого отношения к типу матрицы.

Панорамы на сайте – “Вид на Апеннины с вершины горы Субасио”

Get Adobe Flash player

Гора Субасио (Monte Subasio) возвышается над городком Ассизи в Умбрии, самом центре Италии. Ее высота превышает километр, и на вершину ведет асфальтированная дорога. На высотах более километра столь привычная для Италии буйная растительность исчезает, остаются лишь типичные для высокогорья альпийские луга.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снято на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 24-105/4L IS @F11.0, 11 горизонтальных кадров, собрано в PTGui Pro.

Панорамы на сайте – “Озеро Комо в городе Лекко”

Get Adobe Flash player

Комо, Маджоре и Гарда – три самые известные озера севера Италии, лежащие в предгорьях Альп. Из них Комо мне показалось наиболее живописным, с нависающим над ним высокими скалами и особенной, уютной и спокойной, атмосферой. Здешним горным воздухом отлично дышится, а вода чиста и прозрачна. Много птиц – лебедей, уток всех видов, нырков и прочих. Здесь курортное место, и многие знаменитости, вроде голливудского актера Джорджа Клуни, обосновались здесь, приобретя дорогие виллы на берегу. Озеро хоть и крупное, но довольно узкое, и можно представить себе, как в солнечный день, среди игры света на волнах, облаков над горами и непременной дымки вдали часовни в городках по берегам озера начинают перезваниваться мягким, настоящим итальянским колокольным перезвоном, который стелется над водой и отражается от прибрежных скал. Ну а краски на озере прекрасно видны на панораме. Лекко по местным меркам – большой городок, он находится в южной конечности озера, и оттуда мы видим озеро по прямой вдоль всей его протяженности.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снято на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 35/1.4L @F10.0, 23 вертикальных кадра, собрано в Autopano Giga.

Панорамы на сайте – “Вид на Бергамо от старого города”

Get Adobe Flash player

Бергамо на севере Италии – город, который стоит посетить, хотя он и не самый популярный среди туристов. Бергамо Альта – старая венецианская колония, а ныне -  отлично сохранившийся старый город на вершине холма (как обычно в Италии – так спасались от возможных вооруженных конфликтов между “лоскутными княжествами” в средние века, на которые было щедро поделена страна). У его подножия, в долине, раскинулся новый город, который здесь снят с дороги, ведущей прямо к главным воротам Бергамо Альта.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снято на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 35/1.4L @F10.0, 20 вертикальных кадров, собрано в Autopano Giga.

Панорамы на сайте – “Родник в селе Мшенцы (Бологовский район)”

Get Adobe Flash player

Посреди валдайских лесов, на холмах, словно пропитанных озерцами и ручьями, в стороне от дорог и городов находятся Мшенцы. Сейчас это небольшая деревня, а в начале 20 века тут видимо было и того пустыннее… Место это, тем не менее, весьма интересное – здесь находится уникальный, сильный родник, спрятавшийся под вековыми камнями и бьющий из какой-то непостижимой, темной глубины. Чистейшая вода родника наполняет небольшой прудик и потом вытекает из него звонким ручьем, устремляясь в далекое путешествие по валдайским лесам. Ранней весной, в морозный и ясный мартовский день, среди сверкающего на солнце чистого снега, здесь явственно рождается ощущение живой силы и чистоты просыпающейся природы. “Неотпитая чаша” – потаенное, неизведанное, богатое… Так писал про эти места уже почти век назад русский художник Николай Рерих.


Просмотреть увеличенную карту

Панораму можно просмотреть в полноэкраном режиме, кликнув на крайнюю правую иконку. Снято на камеру Canon 5D Mark II в связке с объективом Canon EF 24-105/4L IS @F13.0, 14 вертикальных кадров, собрано в PTGui Pro.

Простой метод для борьбы с пересветами в пейзажных кадрах

Всем знакома ситуация – жаркие страны, много солнца и воды, а значит блики и отражения (к примеру тоже на воде) и пересветы в небе, что неминуемо приводит к большой фотошироте снимаемых сцен. Поскольку способности цифровых камер ограничены, результат съемок в таких условиях известен – грубые белые “дырки” пересветов, которые ощутимо портят кадр.

При съемке в raw можно, ясное дело, попытаться “подтянуть” в конвертере экспозицию и порознь света и тени для достижения более-менее их приемлемого вида, в надежде что там камере удалось ухватить достаточно информации, но результат тут тоже предсказуем – контраст резко падает, цвет портится, картинка в целом часто становится “плоской”, “резиновой” и непривлекательной.

Не снимать такие кадры? Не вариант. Смириться с дырками? Тоже плохо. Но есть простое решение. Для начала обратимся к особенностям нашего зрения. Когда наш взгляд видит контрастный сюжет, он прежде всего хватает яркость основного объекта, а мозг запоминает его, а яркие блики кажутся нам в этот момент и впрямь неприятным артефактом. Дальше мы начинаем всматриваться в сюжет, и глаз начинает аккомодироваться к перепадам яркости на нем. На пересветах зрачок сужается, что позволяет нам лучше разглядеть фактуру в бликах. Точно так же глаз всматривается и в тени, расширяя зрачок, чтоб пронаблюдать их содержимое. Весь этот процесс происходит очень быстро, а затем вся эта масса информации складывается в мозгу в целостный сюжет, фактически – в интегрированное HDR-изображение с массой подробностей. И именно это богатство нам и хочется как-то воспроизвести на фотографии.

Отсюда получается несколько следствий:

  • пересветы – это не всегда страшно, они могут присутствовать на фотографии, придавая им живость и некоторый эффект “первого взгляда”. Плохо лишь, когда у пересветов рваные и грубые края. Аналогично и с тенями – они вполне могут быть глубокими, но без однородных черных заливок, которые смотрятся еще более ужасно, чем пересветы.
  • фотоширота, которую единомоментно может запечатлеть наш глаз – она отнюдь не рекордная. Огромной фотоширотой обладает лишь изображение в мозгу. А вот камере приходится как-то достигать того же эффекта безо всяких мультиэкспозиций, за один кадр.
  • если мы хотим приблизиться к фотошироте сюжета, воспринимаемого нами, то главным критерием качества картинки все-таки будет притягательность основного объекта в кадре, который должен иметь правильный цвет и контраст. Все остальное может быть подтянуто, но не в ущерб ему.

С учетом всего вышесказанного, сформулируем свойства хорошего кадра с большим перепадом яркости:

  • основной объект должен быть проэкспонирован правильно и визуально восприниматься целостно.
  • пересветы и блики могут быть очень светлыми, чтобы сохранить визуальное настроение кадра, однако при всматривании в них, в идеале, глаз должен увидеть на фото плавные градации переходов и наличие фактуры. Это усиливает эффект присутствия и делает фото заметно более качественным. Но не стоит вытягивать пересветы, поражаясь возможностям своей чудо-камеры, до того предела, когда их яркость сливается с яркостью основного объекта. Осмысленное впечатление от кадра при этом исчезает.
  • тени могут быть глубокими, но при этом должны быть, в идеале, полны нюансов и тоновых градаций.

Современные камеры (фактически, можно говорить о любой полнокадровой цифровой камере, в меньшей степени – о кроп-камерах) в реальности видят потрясающе много, далеко залезая как в света, так и в глубокие тени. RAW-конвертеры, соответственно, имеют механизм компенсации светов и теней, предлагая нам работу со встроенным в них HDR-движком. Воспользоваться им и вытаскивать света и тени на одном и том же изображении – в большинстве случаев полезно, но лишь до определенных пределов. Чрезмерное увлечение им, если контраст кадра все еще не “побежден”, как уже говорилось, неминуемо затрагивает главный объект кадра и портит картинку в целом. Большая ошибка идти в этом направлении “до победного конца”, дотошно втягивая сюжет с помощью HDR-tool в прокрустово ложе гистограммы. Результат этого упомянут выше – неинтересная и мертвая картинка. А наша задача-максимум -  как-то суметь правильно “вытащить” весь этот объем информации из RAW, не испортив картинку, редактируя ее целиком, но и не потерять ничего из доступного, чтобы получить в итоге качественное изображение, критерии которого сформулированы выше.

Нижеописанная методика применима для особенно контрастных кадров, в которых разумное применение HDR-tool не дает нужного эффекта, то есть света все еще грубо пересвечены, а тени провалены. Для Capture One 7 я бы ограничился не более чем 30-процентным вмешательством как по светам, там и по теням. Дальше целостность изображения нарушается, и на помощь приходит описанный ниже метод…

Вот пример, с которым мы пошагово поработаем.

_MG_1554

В левом верхнем углу имеем сильный блик на воде от контрового солнца. В конвертере Capture One 7 это место смотрится так:

Untitled-1

В остальном кадр проэкспонирован неплохо, может быть чуть-чуть недодержан. Вопрос – как нам победить блик? Утемняя кадр в целом, с добавлением коррекции светов и параллельным вытягиванием теней, мы получим тот самый бесконтрастный неинтересный вариант, который потом надо будет долго и нудно дорабатывать в фотошопе, без особой надежды получить что-то приятное.

Поскольку у нас в камере был включен приоритет светов, Capture One 7 дает возможность выбрать из светов целых 2.7 стопа коррекции и вот что получить в месте блика:

Untitled-2

В RAW камера полностью имеет информацию, необходимую для получения фактуры на месте блика. Так что, делаем две проявки с одного RAW-файла, одну с нулевой экспокоррекцией (то есть по главному объекту – лодкам и пристани), вторую – в минус 2.7 стопа (по коррекции блика). Открываем оба файла в фотошопе, файл с отрицательной коррекцией выделяем и берем в буфер, и он нам больше не нужен. В файле с нулевой коррекцией копируем background на новый слой (background copy), а между этими двумя слоями вставляем новым слоем то, что лежит у нас  буфере. Получаем “бутерброд” из проявок одного RAW:

Untitled-3

Далее встаем на верхний слой, щелкаем по его пиктограмме два раза, получаем его Blending options. Удерживая клавишу Alt, разделяем половины правого слайдера на верхней линейки градаций (This layer), и тянем левую половину в тени (налево же), наблюдая, как в блике начнет проявляться фактура. Это метод, так называемый “Blend if”, представляет собой простейшее управляемое HDR-смешение слоев, при условии что текущий слой светлее нижележащего, из которого берется информация в зону градаций между разделенными слайдерами. Выбрать нужно только такую степень коррекции, чтобы закрасить блик, а всю остальную картинку не трогать. Потом нажать ОК.

То, что закрасит блик, будет казаться сперва слишком темным, чужеродным. У нас нет задачи зарисовать блик, но лишь дать намек на фактуру в нем, как бы ее увидел в блике садаптировавшийця глаз. Для этого, выбираем средний слой (с “темной” проявкой) и меняем ему значение Fill. Это все вопрос вкуса, мне показалось, что в нашем случае 18% вполне достаточно, чтоб блик оставался бликом, и на всей его  площали была прекрасно видна фактура волн. И после склеивания слоев получаем вот что:

_MG_1554-1

Фактически, мы вручную сделали небольшой HDR, взяв информацию из светов отдельно и не портя при этом основную массу изображения. Именно по такому же принципу работает матрица камер Fuji S3/S5 Pro. Этот метод работает не только для светов, но также и для глубоких теней, если у нас основная картинка в светлых тонах, а глубокая тень провалена. Только в этом случае работают Blend if слайдеры слева, в тенях.

Данный метод не всегда дает идеальные результаты, так как порой трудно поймать грань, где улучшение пересветов не влияет ощутимо на основной процент картинки. Могут возникнуть краевые артефакты, которые потом придется поправить вручную в фотошопе. В любом случае, всегда имеется возможность поиграться с Fill слоев, либо в Capture One или аналогичном конвертере предварительно дополнительно подвытянуть тени и света с помощью его HDR-tool.