Monthly Archives: June 2013

Фото дня – вечером у церкви Святого Оуэна (Руан, Франция)

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

Церковь Св. Оуэна – одна из старейших сохранившихся в Руане (начало строительства – 1318 г.), хотя, конечно, она не сравнится в своей истории с кафедралем Руана – собором Нотр-Дам, ведущим свою историю от 4-го века! К сожалению, во время нашего приезда кафедраль был на реконструкции и обставлен лесами, и ничего подобного свету Клода Моне на нем нам увидеть не удалось. А вот парк за церковью Св.Оуэна удивил своей вечерней атмосферой. Здесь когда-то было старое городское кладбище, и в 15 веке инквизиторы привели сюда свою пленницу – Жанну Д`Арк, чтобы смутить ее россказнями об адских муках на фоне могил и заставить отречься от своих деяний. Ничего у них не получилось в итоге. Но примерно с тех времен время тут словно и остановилось, оставив здесь печать какой-то стихийной дремучести. И силуэты прошлого будто оживают среди этих глубоких теней, перемежающихся с яркими пятнами света от заходящего солнца.

Покупать или не покупать?

в смысле – всякие фотоновинки. Обычно ответ на это – нет.

Нельзя превращать фотографию в область удовлетворения шоппингового зуда и гаджетоманию, когда человек скупает все подряд новые и дорогие объективы и камеры, совершенно не отдавая себе отчет в том, что фактически они ему не требуются. Фотография – это вещь диаметрально противоположная этим инстинктам; она – творчество. А шоппинговый зуд нас от творчества всячески отдаляет.

Существует странная зависимость. Чем больше человек углублен в творчество, непосредственно в фотографию, тем меньше у него интерес к технике.

И наоборот – большинство техноманов и “щупателей фототехники” абсолютно бесплодны в плане творчества. И тут начинается странный отрыв от реальности, так как последние уровень своего творчества прекрасно осознают, но нисколько оным не смущаются и продолжают плавать в пространстве фотографии. Зачем – непонятно. Это очень интересный психологический момент. Вероятно, они смутно надеются, что, найдя “свой великий объектив” и “свою великую камеру”, смогут оставить свои позорные тесты, зажив полноценной фотожизнью, и прорастут на новый уровень. Увы, обычно так никогда не происходит. Привычка, проторенная дорожка сознания крепко держит в своих рамках, да и время, потраченное на “тесты”, ушло, хотя его надо было тратить на обучение искусству и творчеству, на путешествия в поисках света и цвета, на наблюдение окружающего мира, наконец. И человек занимается ничтожными механическими делами всю оставшуюся жизнь. И ужасно смотреть на все эти холодные, бессмысленные и бездушные фото, половина из которых – уродливый поиск “боке”, “тесты резкости” и поиск шумов камеры и хром-аберраций оптики, нащелканные подобными любителями гаджетов, которые ничему в фотографии так и не научились. Самое печальное, когда сам факт обладания дорогой фототехникой и всячески вышеприведенные уродливые познания становятся для их обладателями поводом для какой-то особенной гордости, за которой происходит подмена понятий. Они думают, что это и есть фотография. Точно так же как всякие пошловатые мажоры самозабвенно полагают, что, купив “Феррари”, они автоматически становятся хорошими водителями.

Производителям же фототехники, “любимым брендам”, нужно продавать все новые и новые изделия, чтобы держаться на плаву, оплачивать новые разработки и финансировать свою внутреннюю структуру. Поэтому, с одной стороны, им не очень выгодно делать “идеальную камеру”, купив которую, люди не захотят ничего более. А с другой, нужно уметь выпустить такие новинки, которые обывателю сразу захотелось бы купить. Целые отделы маркетинга работают над этим, и у них это получается, надо признать. Скажем им за это спасибо, но нужно ли нам существовать в этой волне чужих планов? У нас планы свои собственные.

Нужно лишь абсолютно трезво оценивать свои потребности, свой уровень, и понимать, что может дать та или иная камера или оптика. С оптикой вопрос более сложный, так как именно она формирует изображение, рисунок, и требуется много времени, чтобы разглядеть эти нюансы. Но, при всем при этом, во главе угла должны стоять практические и насущные запросы творчества. Будет ли художник слишком много размышлять о свойствах кистей? Кисти нужны для главного – рисовать. А не рисунок нужен для того, чтобы проверить, как рисует кисть. И если кисть плохая – настоящий художник все равно нарисует картину, не слишком раздумывая о превратностях судьбы. Когда кисть закрывает собой картину – художник перестает быть художником, и все остальное бессмысленно.

Фото дня – химеры Нотр-Дама на закате

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

Побывать в Париже и не подняться на обзорную площадку Нотр-Дама – непростительная ошибка. Лучше сделать это вечером, на закате. Весь город в синеватой вечерней дымке умиротворенно лежит перед вами как на ладони. И здесь, среди многочисленных химер Нотр-Дама ты словно отрываешься от всей его суеты и переносишься в какой-то другой, фантастический мир безудержного средневекового воображения, вдохновленного мрачными церковными догматами. Химер множество, одна чуднее другой. Их образы впитали в себя и великие географические открытия, и искаженные сказания о дальних землях, совсем не христианских, где живут диковинные звери – видимо столь же враждебные добрым христианам… Слоны, львы и прочие дикие кошки, исполинские птицы – их черты придают химерам несколько гротескный характер и поневоле засталяют улыбнуться.

И все-таки, здесь царствует своя особенная, многовековая атмосфера. Кажется, вот-вот, еще чуть-чуть – солнце сядет, и все эти кошмары средневекового человека оживут, зашевелятся и, встрепенувшись, с криком бросятся вниз, на задремавший ночной город.

Фото дня – сельская дорожка в вечернем свете (юг Франции, Пиренеи)

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

День был насыщенный. Выехав рано утром из нашего отельчика на холмах пиренейской деревушки Прексан (Preixan), что в десяти километрах на юг от Каркассона, мы целый день ездили по знаменитым горным замкам Пиренеев – Пюилоран (Puilarens), Пюивер (Puivert) и конечно же гордо стоящий на вершине горы неподалеку Монсегюр (Chateau de Montsegur), заезжали в деревушку Рокфиксад (Roquefixade) и даже успели посмотреть старую крепость в Фуа (Foix) – все интереснейшие места, полные живой истории. Там нас настиг вечер, и пришло время возвращаться назад в Прексан. Мы решили не ехать на магистраль, а прокатиться по местным дорогам. Уже под конец пути, у деревушки Лавалетт (Lavalette) мы стали свидетелями потрясающего вечернего света. Среди бескрайних золотящихся полей, упирающихся в голубые холмы на горизонте, под сенью старых деревьев вдаль уходила узенькая сельская дорожка, щедро залитая теплыми лучами закатного солнца. Атмосфера была совершенно чудесной – со своей неожиданной стороны, как и везде на юге Франции. Незабываемое ощущение настоящего пасторального умиротворения и тишины среди щебетания птиц в полях, укутанных сгущенными, плотными оттенками вечера.

Такая картина, наверное, бывает только на юге, где вечернее солнце щедро на свет и тепло, а цивилизация отступает среди нетронутых сельских просторов.

Фото дня – вечерний свет на набережной Ситэ (Париж)

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

Париж мне всегда казался каким-то холодным, не очень гостеприимным городом, деловитым, отстраненным, до смешного дорогим и переполненным праздными туристами. Этот день тоже был не по-июньски холодным – всего десять градусов тепла. И лишь яркий закатный свет, словно оранжевым прожектором упавший через ясное небо на стены набережной Ситэ, навевал вечером какие-то радостные чувства. После заката жизнь сосредоточилась вокруг Сены, которую все так же одолевали шумные туристские толпы, а по переулкам, опустевшим и враз ставшим какими-то мрачноватыми, гулял пронизывающий ветер. Стало совсем зябко и неуютно. И лишь за плотными дверями собора Нотрдам де Пари, в жарком свете свечей, в тихой мелодии вечерней молитвы Богоматери и тенях дальних закоулков жило что-то поверх этой современной суеты. Оно было живое, теплое – мимолетное касание древней души Парижа, старого города, судьба которого так неразрывно вплетена в ткань всей истории Франции.

Фото дня – вечерний огонь Руана

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

В 2010 году мы устроили большое путешествие по Франции. Взяли машину и объехали почти всю страну. Руан был нашей самой западной точкой. В этом старом городе все проникнуто героической памятью о Жанне Д’Арк, и каждый камень во мрачных стенах Дворца Архиепископа и в мостовой Рыночной Площади вопиет о тех невероятных мучениях, что причинила ей “святая церковь”. Здесь, на площади, Жанну жестоко сожгли, и новая часовня (модернистского стиля) и неплохой музей в доме на площади хранят память о тех временах.

Живо представив себе атмосферу тех лет, пламень того костра, в вечер погожего летнего дня мы шли через старый город, назад к центральной площади, неподалеку от которой в подземном паркинге стояла наша машина. И в одном из узких переулков мы, сами того не ожидая, стали свидетелями потрясающей световой картины. Переулок переходит в длинную старинную улочку, уходящую далеко на запад, и в этом месте над аркой построена очень красивая часовая башенка. Ее украшают астрономические символы – знаки Зодиака и солнечный диск, покрытые яркой позолотой. В канун летнего солнцестояния, в самые длинные дни года, солнце садится как раз в раствор этой улочки и прямыми лучами бьет в золотой диск башенки. Случайно так получилось, или нет – вот не знаю (думаю, что это сделано отнюдь не случайно, так как на то нам намекает солнечная символика башни), но эффект просто потрясающий – минут на десять яркое солнечное марево наполняет всю улицу, горит огнем на золоте башни, пространство буквально звенит, насыщенное вечерним светом… И в это же самое время гулко и мелодично ударили колокола стоящего рядом Кафедраля. Стоя перед сияющей золотой башней, мы буквально купались в гудящих волнах света и звука, и этот солнечный свет словно слился в воображении с тем огнем костра, что мы только что так ярко представляли себе на рыночной площади, и шесть прошедших с тех времен столетий на секунду исчезли, словно растворились в какой-то невероятной точке, где исчезает и пространство, и время.

Фото дня – вечерний вид на мосты в городке Сент-Аффрика

снято на Canon 5D Mark II + Canon 24-105/4L IS в июне 2010 года

Сент-Аффрика – маленький городок со странным названием, расположенный во французских Миди-Пиренеях недалеко от Мийо (Millau).

Еще утром мы были в Тулузе – провожали друзей на поезд. Время отпуска подходило к концу, и мы уже готовились покинуть южную Францию, чтобы добраться до Парижа, вернуть машину и ехать в аэропорт. Осмотрев Тулузу, на нашем верном Suzuki Swift мы выдвинулись на восток, в сторону магистрали А75, собираясь вечером увидеть знаменитый мост в Мийо (Viaduct de Millau). Навигатор услужливо подсказал, как нам сбросить 150 километров пробега, и повел прямой дорогой, минуя автобаны, через маленькие городки и деревушки. Признаться, заставил он нас и понервничать, потому что в итоге увел от нормальных дорог в горы и леса, где мы часа два крутились по грунтовкам и всяким лесничествам. Было ощущение фантасмагории и полного абсурда – едем в Париж по проселочным дорогам :) Время близилось к закату, и мы торопились успеть в Millau. Но, немного поплутав, в итоге мы все-таки “обрели реальность”, спустившись с лесов на горах на какие-то осмысленные асфальтовые развилки, и вскорости приехали в маленький городишко со смешным названием Saint-Affrique, который находится всего в 7-8 километрах от магистрали и моста Мийо. Причем тут Африка, в Пиренеях-то? Но мы спешили, ехали быстро, и размышлять на эту тему было некогда. Потом я узнал, что это странное название происходит от имени епископа АфрИка, отправленного сюда в изгнание от трона Вестготов еще аж в 7 веке нашей эры. Старое место с массой достопримечательностей вокруг.

Однако открывшееся мимолетно с дороги зрелище старой готической колокольни и перекинутых через речушку Сорг (Sorgue) мостов (тот, что на переднем плане – 14 века!), залитых игрой искрящегося вечернего света и мягких глубоких теней, было настолько неожиданным, каким-то совсем сказочным, будто из другого мира, что мы, не сговариваясь, потянулись к фотокамерам, тут же остановив машину, и побежали снимать этот потрясающий вид.

И в Мийо мы успели – как раз на закате, как и планировали. Но это уже другая история :)