Daily Archives: September 7, 2013

“… ты помнишь, как все начиналось?”

… или о том, что мы теряем.

Всего лишь 11 лет назад, в сентябре 2002 года, состоялась ежегодная выставка Photokina, ставшая настоящей поворотной точкой в мире фотографии – цифровой и вообще любой.

Список горячих новинок тех лет:

  • Kodak DCS Pro 14n
  • Canon 1Ds (самый первый полнокадровый)
  • CCD-сенсоры Kodak для полного кадра и среднеформатных камер, в том числе первый по-настоящему крупный СФ-чип для Sinar’а и 16-Мпикс Kodak Proback с CCD-матрицей 36х36 мм.
  • Hasselblad-H1, новая линейка оптики от Fuji к нему.
  • Sigma Sd-9 – самый первый “фовеончик”.
  • Много всякой среднеформатной пленочной техники.
  • Новая оптика для Contax-N (великолепный Planar 85/1.4)
  • Рождение системы 4/3, в кооперации между Олимпусом (сами камеры) и Кодаком (цифровая часть)
  • Новые анонсы от Минольты.
  • Leica-R9.

Странное получилось сплетение судеб. Так как практически все, что с жаром обсуждали в те дни, уже перестало существовать. А что-то, наоборот, развилось и стало мейнстримом. Ушли в небытие Кодак, Минольта, Контакс, зеркальная R-система Лейки, система 4/3, да и сам Олимпус, блиставший когда-то во времена пленочных зеркалок, дышит практически на ладан. Забыта пленка, как наследие пещерных времен. V-система Хассельблада тоже ушла в прошлое – тот самый H1 (“с автофокусом от Минольты и оптикой от Фуджи” – что ж тогда делает сам старик Хассельблад?) и стал первой ласточкой ее скорой смерти. Canon уверенно развился в направлени своих полнокадровых камер, что (при участии тех же Кодака и Контакса) стало настоящим триумфом многолетней традиции. Появились такие легендарные камеры, как 1Ds mark II, 5D… И сейчас они тоже уже забыты и никому не нужны, как и самый первый 1Ds, создавашийся когда-то с таким трепетом, с оглядкой на настоящее качество среднего формата.

А их место все увереннее занимает всякая мишура. Зеркалки постепенно сменяются беззеркалками, пластмассовыми и насквозь компьютерными. Цифровых фотокамер класса APS-C одна только фирма Sony наплодила столько, что камера, как орудие увековечения момента, совершенно потеряла свою магическую ауру, став бросовым ширпортребом. На первый план вышли несущественные гаджеты, камерофоны и спосоность по Wifi доступиться в интернет, к социальным сетям, ради которых и делается большинство фото соответствующего содержания. Качество изображения, о котором так пеклись в 2002 году, стало общим местом, уровня “и так сойдет”, а цвет зачастую просто безобразен и уныл. Вместо вдумчивого использования сделанной когда-то с таким трудом и любовью фотокамеры фотосообщество, впитав в себя идеологию потребительства, готово скупать новые и новые поделки, погрузившись в сухие тесты и в пустые флеймы обсуждений их технических параметров, цифр и графиков. А производители, чтоб выжить, словно в каком-то угаре штампуют на потребу масс все новую технику, все дальше отдаляющуюся от столетиями наработанной эстетики изображения в ущерб “уровню шумов” и чудесам видеозаписи.

Приходится с грустью констатировать факт, что все стремительно мельчает и теряет свой изначальный смысл, разлагаясь под натиском бездумия и технократизма.
Что ж ты натворила, Фотокина-2002?..