Monthly Archives: October 2013

Первые примеры raw из Sony A7

Исходные файлы взяты здесь, сконвертированы в  Capture One 7 без коррекций, как есть. С1 видит их как Nex-7 и применяет к ним его цветовой профиль.

Sony A7 + Zeiss FE 55/1.8

Мне очень понравилось! Образцовая картинка, можно сказать. Чистая, прозрачная, очень резкая и детальная, а главное – очень плотная по цвету. Это заметный уход от замыленной невнятной картинки старых Alpha 850/900. Жаль, что пока нет подобных примеров для A7r.

Сравнение светосильных 135-мм объективов для зеркальных камер

Как и обещал, после обширного морфологического сравнения светосильных 85-к переходим к аналогичным исследованиям по светосильным 135-кам. Светосильным – значит F1.8 … 2.0. Темнее здесь не рассматриваем.

В предыдущем обзоре было показаны нюансы построения схем 85-мм объективов, однако же во всех них был неизменным общий момент – базовая схема светосильного дабл-гаусса, вариациями которой они являются все без исключения.

В мире 135-мм объективов мы окунаемся в бесконечно большее многообразие решений, отнюдь не сводящихся к какой-то единой базовой схеме. Это происходит потому, что 135-мм фокусное лежит на стыке, на границе классического портретного (85-135 мм) и общепринятого теле (135-300) диапазона. Поэтому формула для 135 F2.0 может явиться как вариантом “выросшего” портретного дабл-гаусса, так и быть построенной на основе какого-нибудь 200-мм телевичка – зоннара или эрностара. Все зависит от предназначения, которое видят для своей разработки ее дизайнеры. И для улучшения технических характеристик объектива базовые схемы начала 20-го века здесь дорабатываются зачастую более свободно, чем “классические” 85-ки.  Наряду с классикой соседствуют все те же хитроумные плавающие схемы с внутренней/задней фокусировкой. Асферика на таких фокусных уже не требуется, и ее тут нигде и не встречаем, зато, как и полагается “взрослым” телевикам, в мире 135-к начинают широко применяться низкодисперсные элементы (UD, ED) и даже флюорит.

Вот это интересное разнообразие схемных решений, а и также то, к каким практическим результатам приводит то или иное из них, мы и проследим в этом обзоре.

Начнем опять с Carl Zeiss – некогда пионера всех идей и патрирха современности. Базовой схемой светосильного телевика-портретника для Цейса издавна был Зоннар, появившийся еще в 1930-е годы и воплощенный в 85, 135 и 180-мм объективах этой фирмы. Sonnar 135/2.8 и 180/2.8 для Contax-Yashica – вот она, живая классика, дошедшая до наших дней. Запомним эту характерную схему с массивной центральной линзой и одиночной задней линзой (или склейкой). И посмотрим, на чем основывались схемные решения разных фирм в 1970-е годы, когда начался целый бум светосильных 135-к. Светосильные “полтинники” и 85-ки стали к тому времени уже решенной проблемой, и взоры устремились на доселе немыслимый барьер 135-го фокусного. Каждая более-менее крупная оптическая компания старалась выйти на рынок со своим вариантом 135/1.8 или 135/2.0, непрестанно конкурируя друг с другом. Эти конструкции, весьма сложные в реализации, массивные и тяжелые, были как бы визитной карточкой их возможностей. Сложность задачи была в обеспечении требуемого технического качества картинки при резко выросшем диаметре линз (82-мм передние линзы были не редкостью).

В среде японских компаний одним из пионеров был Никон, который еще в 1975 году выпустил первую версию своего “мануального” 135/2.0.

PrintМоноблочный дизайн (без каких-либо корректирующих “плавающих” схем) по схеме типа Эрностар. Показывал хорошие показатели на бесконечности, но на портретных дистанциях вблизи МДФ начинал “софтить” из-за возрастающей сферической аберрации. Объектив выпускался 30 (!) дет – по 2005 год, в Ai и Ai-s вариантах, что говорит о том, что он был востребован и ценим среди фотографов.

В 2000 году Никон выпускает его замену – интересный Nikkor AF-D 135/2.o DC, снабженный функций defocus control – управляемой сферической аберрацией переднего или заднего плана, которая позволяет достигать более плавного размытия (“боке”). Очевидно, объектив проектировался больше как портретник.

Print

По схеме это был фактически “выросший” дабл-гаусс, модифицированный “задней фокусировкой” и во многом напоминающий Nikkor AF-D 85/1.4 IF. Никаких ED-стекол здесь не применяется, что не замедлило проявиться в виде повышенных (до назойливости) продольных хром. аберраций. Возможно, такое решение было сознательным и как-то связано с работой функции DC, но на современных цифровых камерах картинка иногда преподносит очень неприятные сюпризы. Работу на открытой диафрагме тоже нельзя назвать совершенной – детализация присутствует, но при этом картинка имеет низкий контраст, прилично “софтит” и “ореолит”, страдая от цветовых сдвигов. Никаких обновлений в этом классе Никон с тех пор пока не анонсировал.

У Canon первый 135/2.0 появился лишь в 1980 году (до этого было лишь несколько поколений разных 135/3.5 и 135/2.8), в системе new-FD, но зато… какой это был объектив! Довольно удивительный для своих лет.

Print

Представляет собой усложненный в передней части классический Зоннар – как было и с nFD 85/1.8 и nFD 100/2.0. Фокусировка моноблочная, объектив был крупный и тяжелый. Зато ни технически, ни “художественно” к нему и сейчас (в эпоху цифровых камер) нет по сути никаких претензий. Отличная резкость и контраст уже начиная с открытых на любых дистанциях (МДФ – 1.2 метра) и при этом очень приятный рисунок и “боке”. Он конечно проигрывает современному 135/2L, но для своих лет смотрится очень неплохо.

Print

В системе EOS, в 1996 году, появилась совершенно новая модель – EF 135/2.0L, о которой много было написано здесь. Повторяя еще раз, скажем, что новые времена, когда нужен быстрый автофокус и готовность к скорому выходу цифровых камер (с новыми условиями к техническому качеству оптики), потребовали принципиально новых решений. Так появился объектив следующего поколения – с инновационной схемой (с элементами и зоннара, и эрностара, и дабл-гаусса), ведущей свое происхождение от сверхсветосильного телевика – Сanon 200/1.8L, с внутренней фокусировкой (перемещением малой оптической группы) быстрым УЗ-мотором и с двумя UD-элементами, эффективно борющимися с поперечными хром. аберрациями. Результат все прекрасно знают – у объектива замечательный рисунок, по плавности даже превосходящий классические зоннары (например, если сравнить его с nFD 135/2), высокий контраст и выдающиеся технические параметры при вполне гуманной цене. Любимый объектив многих поколений фотографов, одно из лиц “святой троицы” лучших современных фикс-фокалов Canon. При этом – это резкий телевик с чрезвычайно быстрым автофокусом, годящийся для съемки экшена и спорта. Говорит нам это все о том, что новая, “неклассическая” схема объектива вполне может дать фору признанной классике в плане рисунка, оставаясь при этом технически на высоком уровне и обеспечивая все практические потребности в работе профессионала.

И теперь снова возвращаемся к Цейсу. Во-первых, в рамках системы Сontax-Yashica с конца 1970-х годов выпускался интересный Carl Zeiss Planar 135/2.0, который, как говорит его название, был вовсе не зоннаром, а дабл-гауссом, произошедшим, очевидно, от светосильного Planar 85/1.4.

PrintМоноблочная фокусировка, простая оптическая схема из всего лишь 5 крупных элементов и очень массивный конструктив. Тест на современных камерах показывает явственно, почему дабл-гаусс для этого класса оптики оказывается не самым эффективным решением: резкость на открытых довольно слабая и медленно поднимается с закрытием диафрагмы. Объектив, тем не менее, имеет очень красивый, классический портретный рисунок в духе светосильной 85-ки. В 1992 году издавался как часть “юбилейной” оптики к 60-летию компании Carl Zeiss, что, в общем-то, говорит о том, что картинку с него сам Цейс считает весьма удачной и ценной.

А что современный Цейс? Тут в его активе две разработки.

Во-первых, известный Carl Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA для ФФ-камер Sony.

Print

Как видно из схемы, это уже далеко не классический Зоннар (как можно было бы подумать из названия), а современный объектив – “гибрид” зоннара и эрностара, усложненный плавающей схемой и по кинематике схемы очень похожий на Canon EF 135/2L. Но – чуть более светосильный. Происхождение свое эта схема ведет, судя по всему, от Leica APO-Elmarit R 180/2.0. Сложно сказать, Цейс ли проектировал его, или все же сама Sony (вероятнее всего второй вариант, так как Цейс не пользуется тем, что принято называть ED-стеклами, в своих дизайнах, у него другие аббревиатуры). Объектив, безусловно, очень удачный, настоящий конкурент для 135L как технически, так и в плане рисунка. Однако, недостатком его, как современного инструмента, является архаичный (и довольно неспешный) АФ с приводом от “отвертки”, что ограничивает его многоцелевое применение в основном студийной, портретной и наружной фэшн съемкой. Также, несмотря на выдающуюся резкость и малые поперечные хром. аберрации, у него выраженные продольные ХА. Так что это не APO-объектив (в точности как и 135L). Интересной особенностью ФФ-системы Sony является наличие наматричного стабилизатора в камерах, и в тандеме с ними 135ZA является на сей день единственной стабилизированной “светлой” 135-кой.

Во-вторых, это недавно анонсированный Carl Zeiss APO-Sonnar 135/2.0 ZE/ZF для камер Canon/Nikon. Выдающийся объектив!

Print

Это уже, совершенно точно, разработка самого Цейса, которая, как и все прочие ZE/ZF объективы, выпускается в Японии на мощностях компании Cosina. По схеме представляет собой, на сей раз, классический зоннар (с элементами эрностара), сильно доработанный в передней части, а также снабженный сложной плавающей фокусировкой и под завязку забитый стеклом аномальной дисперсией (AD, аналог ED/UD-стекла) для подавления всех видов хром. аберраций и достижения APO-характеристики. Видимо, такой и должна быть современная интерпретация “классики”, адаптированная к миру многомегапиксельных цифровых камер: объектив чрезвычайно резкий, начиная с открытой диафрагмы, сохраняет свои качества на всех дистанциях фокусировки, лишен всех назойливых аберраций и при этом обладает прекрасным рисунком, с “налетом классики”. Жаль лишь, что этот Цейс, как и все его разработки для ZE/ZF, лишен автофокуса. При таких выдающихся оптических свойствах точность фокусировки имеет решающее значение, но она не всегда достижима в полевых условиях.

И несколько слов про “off-brand” оптику. То есть про всякие 135/1.8 Soligor, Porst, Vivitar, Sun и пр., торговавшие разработками 1970-80 годов от малоизвестных вне Японии заводов под своими брендами. Это все исполинских размеров монстры, тяжелые, с толстенными стеклами внутри и моноклеобразной картинкой. Вот – пример их схемных решений. И отнюдь не все они были одинаково плохи. Интересная история произошла в конце 1970-х годов в японской компании Sigma. Ее основатель и президент Мичихиро Ямаки (Michihiro Yamaki), говорят, был настолько увлечен темой создания светосильного 135-мм объектива, что лично курировал его создание, а объектив потом (неофициально) получил его имя. Sigmatel 135/1.8 был частью линейки оптики с собственным байонетом Сигмы Y/S (Yamaki System), выпускался под разными именами (Scalematic , XQ и пр.) и под множество байонетов зеркальных камер, вовсю продавался, как OEM, сторонним брендам, “в одежке” по их пожеланиям, и представляет собой некий “гибрид” зоннара и дабл-гаусса:

135SI

У меня был такой объектив, и я знаю его нюансы. Был и, к примеру, исполинский, но совершенно безнадежный технически (резкость-контраст) Soligor 135/1.8 с фильтром в 82 мм, сделанный на своей уникальной схеме – так что могу даже сравнивать. На фоне этих прочих “старинных” светосильных 135-к Sigmatel отличается вполне вменяемой (хотя и не без софта) работой на открытой диафрагме, а на F4-5.6 он становится даже и чрезвычайно резким. Вряд ли мы покупаем такие громоздкие и тяжелые объективы, чтобы снимать ими на прикрытых диафрагмах, но реальность того времени была такова, что ничего лучшего среди “третьих фирм” не встречается. Как бы то ни было, у компании Sigma некоторые страницы истории связаны с подобными объективами, и вполне вероятно, что в своей честолюбивой “погоне за грандами”, которую мы наблюдаем в последние годы, Sigma снова выступит с каким-нибудь 135/1.8, конкурирующим с уже почтенным по возрасту 135L и аналогами.

Могут спросить – но ведь 1.8! Наверное если уж не резкость, то “бокех” у этих старых железных монстров (из которых Сигма еще самая вменяемая) – фантастический! Смотря с чем сравнивать – по мне “бокех” 135L и 135ZA кажется гораздо более приятным, лишенным неприятных чудес в виде оконтуренных бликов и цветовых сдвигов. Цвет и контраст всех этих “небрендовых” объективов тоже отнюдь не ровня L-оптике, и сидеть изучать “бокех” на унылой, сероватой, неконтрастной картинке особого интереса, имхо, не представляет. В общем, не нужно покупать все эти реликты давно минувших дней. Их любопытно покрутить в руках, но их настоящее место – в музее. Все равно вы вытащите это “ведро”, под килограмм весом, на улицу разве что пару раз, а потом устанете от его веса и заедающей механики, положите на полку, а потом, с горем пополам, и продадите. Берешь после них в руки аккуратный, ладный-компактный  135L, с его безупречной картинкой, и быстро понимаешь, как далеко шагнула конструкторская мысль за какие-то 10-15 лет…

На Sigmatel удивительно похож редкий в наши дни Pentax A* 135/1.8 (1984 год):

Print

который представляет собой аналогичную зоннароподобную конструкцию, дополненную фиксированной последней линзой (FREE). При всем при этом, имеет репутацию исключительно качественного объектива, и на вторичном рынке чрезвычайно дорог (3000-4000 USD), хотя интересен, по большей части, коллекционерам.

В 1981 году компания Minolta тоже выпускает свой вариант 135/2.0:

135MI

Схема, близкая к классическому эрностару, кое-что вобравшая и от распространенных зоннароподобных дизайнов.

Вот такое получается “биологическое многообразие”. Опять же, патентные ограничения вынуждают производителей как-то лавировать в рамках общепонятных и опробованных решений. По мере нахождения схем других светосильных 135-к буду их тоже добавлять сюда.

Но главный вывод уже ясен – идеальной светосильной 135-ки пока еще не создано. Этот мог бы быть APO-Sonnar, если бы он был автофокусным. Это мог бы быть 135L, если бы он имел чуть-чуть лучшую резкость к краям на открытой, чуть меньший уровень продольных ХА и оптический стабилизатор. Это мог бы быть и 135ZA, если бы он имел SSM-привод автофокуса и меньший уровень продольных ХА… Но увы – остается только с интересом смотреть в будущее, ожидая какой-нибудь новый Canon 135/2.0L IS или Sigma 135/1.8 OS HSM…

Новые icc-профили для Kodak SLR

За прошедшие несколько лет у меня накопилась большая наблюдательная база за тем, как ведут себя в Capture One прошлые мои рукотворные профили для Кодака. Сделанные еще в 4-й версии Capture One, эти профили открыли для меня когда-то целый новый мир цвета и потрясающих тональных созвучий, за которые мы любим эти камеры. Однако, были у них и недостатки.

  • слишком непредсказуемое поведение по глубокому синему. Небо могло без особой причины свалиться в фиолет или пронзительный циан (и все это, как и полагается Кодаку, с таким насыщенным и веселеньким оттенком :) ). Цвет рукотворного синего (красители на тканях, краски на зданиях и пр.) порой отдавал чрезмерностью и неестественностью.
  • общая слишком высокая насыщенность цветов.
  • слишком нервное поведение камеры на слабых нейтральных оттенках. Это значит, что, к примеру, тени на снегу ярко расцветали всеми нюансами, а особенно охотно начинали синить. Это плохо, неестественно. Плюс Кодаков в том, что они очень чувствительны к цвету, к малейшим оттенкам, но реакция профилей была чрезмерной.

Одной из причин этих недостатков явились неточные алгоритмы профилирования программы Profilemaker 5. Причем, проблемы с синим проявлялись не только для камер Кодак, но и для всех Кэнонов. На днях я изготовил новую серию профилей, в новом программном обеспечении, и уже специально из Capture One 7. Просмотрев множество своих старых кадров с ними, в общем и целом я остался доволен. К примеру,

  • проблем с избыточностью и непредсказуемостью цвета неба больше нет. Его оттенок в целом стал более правильным.
  • общая насыщенность кадра стала чуть более умеренной. Ушла чрезмерная крикливость и “канареечность” красок, однако профиль смотрится более интересно, чем базовый dng neutral. При желании повысить насыщенность легко можно и в пост-обработке. При этом в большей части спектра насыщенность цвета не сильно уступает прошлым вариантам.
  • тени на снегу стали более натурального оттенка. Прекрасно видны все тоновые нюансы, но именно на том уровне, как их видит глаз.
  • общий контраст кадра стал более приятным, гораздо более плавным и более пригодным для пост-обработки.
  • тени в кадре стали более “открытыми” – более близкими к визуальному восприятию.
  • проработка светов не ухудшилась, а где-то стала и более аккуратной, с меньшей склонностью к вылетам на пересветах.

В архиве лежат два профиля – FS16 и FS18. Отличий между ними немного – 16-й чуть более насыщенный, а 18-й имеет более “прозрачные” тени.

Напоминаю, что Capture One не умеет работать с АББ Кодака, и для получения вменяемого цвета придется аккуратно и по возможности точно настраивать баланс белого – в самом конвертере либо в фотошопе. Кодак – камера удивительно чуткая к малейшим нюансам баланса белого, но если все настроено правильно – картинка расцветает.

Отцы и дети

Мы уже исследовали генезис светосильных 85-мм объективов. Теперь обратимся к светосильным 135-кам. Начнем с пары, может быть, самых интересных среди современных: Canon EF 135/2L для Canon EOS, про предысторию которого я уже писал здесь, и Carl Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA для Sony Alpha. Два выдающихся примера в мире зеркальных камер, два оптических шедевра.

Говоря в своем обзоре про историю создания 135L, я упомянул совершенно новую оптическую схему, которая легла в основу его оптического дизайна. Однако, я не рассказал тогда, откуда она взялась. Оказывается, у нее тоже есть своя любопытная предыстория, которая может заинтересовать поклонников этого объектива. Давайте сравним вот что:

 ef_135_2l_usm_bd
Сверху вниз – Canon EF 200/1.8L (1988 г.), Canon EF 135/2L (1996 г.)

Сходство, я полагаю, налицо. 135L образован из схемного решения 200/1.8L путем небольших общих изменений – пропорционального масштабирования схемы и заменой переднего UD-стекла на обычное. Итого осталось только 2 UD-элемента, из-за чего 135L утратил совершенную APO-характеристику, свойственную 200/1.8L, и получил выраженные продольные ХА. В результате получился эдакий “бейби-вариант” легендарной светосильной 200-ки – с высокой резкостью уже с открытых, прекрасным рисунком и минимом поперечных ХА. Откуда “гены” такой картинки – теперь, я думаю, всем понятно. То есть схему 135L создавали не на пустом месте.

Но Canon не был единственным, кто создал 135-ку на основе светосильного ~200-мм объектива. Для Carl Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA история повторилась почти в точности. Этот не менее интересный своим рисунком и отличной резкостью объектив, как выясняется, “срисован” с Leica APO-Summicron R 180/2.0:

Untitled-2Сверху вниз -Leica-R 180/2.0 (1994 г.), Zeiss ZA 135/1.8 (2006 г.)

Сходство, действительно, очевидное, хотя оно и чуть менее выраженное, чем в паре Кэнонов. Состав стекол Лейки нам неизвестен, но для достижения АРО-характеристики конструкция таких объективов, в общем-то, обязывает широко использовать в них различные типы ED-стекол. Erwin Puts пишет, что самое переднее стекло этого объектива создано из особого состава и является чувствительным к условиям внешней среды (хрупкий флюорит?). Поэтому оно защищено стеклянной пластиной-фильтром. Очевидно, в этом смысле для Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA тоже произошли упрощения, так как продольные ХА у него (с его двумя ED-элементами, в точности как и в случае со 135L) тоже весьма заметны. Leica и альянс Zeiss и Sony – совершенно не связанные компании, и прямого заимствования (опять же в отличие от Canon) тут быть, конечно же, не могло. Но, несомненно, дизайнеры учитывают чужие наработки.

Такие вот “отцы и дети”. Полезно понимать, откуда что берется. Например, исходя из этой преемственности можем теперь прикинуть, каким будет новый 135/2L mark II. Вот 200/2L IS. Смасштабируем его до размеров 135-ки и, как в случае с 200/1.8L и 135L, выкинем одно UD-стекло. Зачем выкинем? Ну, не положено “низшему по рангу”, да и не нужно уже при наличии флюорита. Один флюоритовый элемент по уровню коррекции равен двум UD, итого “эквивалентно” получается три UD – достаточно для APO-характеристики светосильной 135-ки. Останется схема, чем-то похожая на Zeiss 135 ZA, плюс один флюоритовый элемент, один UD элемент и оптический стабилизатор. Компактный, резкий и прекрасно рисующий апохромат с быстрым автофокусом – к вашим услугам.

Теперь перейдем к другим объективам в группе.

PhotoNinja и Canon EOS 5D

Поизучал тут новую для себя программу – raw-конвертер PhotoNinja фирмы PictureCode, которая в свое время сделала известный шумодав NoiseNinja. Программа интересна своим довольно передовым инструментарием, также можно строить свои “профили” для цифровых камер (в кавычках так как эти профили все-таки не icc-формата). Чем я и воспользовался, построив сегодня свой собственный профиль для Сanon 5D (classic) по мишени Gretag-Macbeth Colorchecker SG.

Вот что получилось на практике:


Canon 24-70L


Canon 70-200/4L IS


Canon 17-40L


Canon 17-40L


Zeiss Jena Sonnar 135/3.5


Canon 100L IS macro

Мне, честно говоря, понравилось. Тут пока не заметно “прозрачности” и аккуратности картинки из Сapture One, но цвет вполне точен. Мой профиль очень мало отличается от встроенного (built in), разве что чуть насыщеннее в некоторых цветах.

Полнокадровые беззеркалки от Sony – A7 и A7r: a brave new world.

Все-таки, как и ожидалось, событие состоялось, первая беззеркальная ФФ-камера (после патриарха в лице Leica) появилась на свет, и выпустила ее, как и было понятно задолго до того, фирма Sony.

A7r

Вопреки моим опасениям, камеры получились довольно-таки аккуратными и качественно сделанными. На сей раз, похоже, Sony взялась за ум и выпустила и впрямь нечто интересное и продуманное.

  • Sony отказалась от омерзительной эргономики и внешнего вида Нексов и скопировала общую компоновку и силуэт камеры (вплоть до деталей в виде вынесенного подальше от задней панели окуляра ЭВИ, самого 2,4 мпикс OLED ЭВИ и поворотного ж/к экрана) с удачного в этом плане Olympus OM-D EM-1. С компанией Olympus у Sony сейчас альянс, так что нет в этом ничего удивительного. Получилась вполне ладная, максимально компактная (насколько вообще позволяет компоновка) и в то же время прочно сделанная “тушка” со всеми необходимыми органами управления, приемлемым хватом и должным уровнем кастомизации функциональных кнопок.
  • опыт внедрения ФФ-матрицы в компактный корпус был ранее обкатан на RX1. Теперь Sony демонстрирует чудеса “плотности” упаковки компонент. Большой сенсор, поворотный экран, ЭВИ, нормальная боковая ручка под хват и куча механических органов управления, отчасти напоминающих своим расположением, опять же, RX1 – ни на чем не сэкономили. Колес управления теперь тут целых три (плюс одно для экспокоррекции), и все это настраивается по вкусу – можно сделать конфигурацию “a-la Nikon”,  а можно – “a-la Canon”.
  • A7r (которая с 36-Мпикс сенсором) имеет дополнительно усиленный байонет и переднюю панель камеры – чтобы юстировка не уплывала при использовании тяжелой оптики. Это тоже грамотный момент. Видно, что продумывали всесторонне. Такое отношение идет вразрез с пофигизмом прошлых лет, когда Нексы собирали “на коленке” из совершенно разномастных, неадаптированных компонентов, и это конечно же радует.
  • в наличии грамотно спроектированный сенсор, по-крайней мере в A7r. Видно, что над ним много думали и учитывали пожелания пользователей и все горькие ошибки прошлого.  Отсутствие АА-фильтра, например, решает сразу несколько задач: обеспечивает получение максимально детального изображения, упрощает работу с дальномерной оптикой с коротким задним отрезком (которая очень чувствительна к толщине “бутерброда” фильтров над матрицей), а также, как пишут здесь, положительно влияет на точность контрастного АФ при столь малом пикселе.
  • имеются в этом сенсоре (на его краях) также и сдвинутые микролинзы (offset microlenses), сделанные к тому же по беззазорному принципу (gapless microlenses – для максимально эффективного собирания света пикселем по площади). Вот как устроены микролинзы Leica M9, Sony же учла этот опыт, а также критику своих прошлых моделей Нексов, и теперь, по-крайней мере на бумаге, сделала все аналогично. Это все облегчает работу с дальномерной оптикой. И вряд ли работа A7r с нею будет хуже, чем у Leica M9. Больше того, слой микролинз намертво приклеен к сенсору – тоже чтобы сократить общую толщину слоя над матрицей. Фотодиоды матрицы максимально придвинуты к переднему плану, чтобы уменьшить глубину “колодца” и увеличить эффективный угол захвата входящего пучка света. Все грамотно, все продумано.
  • Sony больше не балуется 12-битными равами с непонятной внутренней компрессией – здесь честный 14-бит рав.

В общем, на первый взгляд, критиковать эти камеры пока особенно и не за что, и остается только сказать – “Браво Sony. Ты меняешься к лучшему и начинаешь выпускать осмысленные вещи”. Очевидно, что A7r всячески адаптирована для “гиков” – людей, которые хорошо разбираются в нюансах изображения и ценят детализацию, любят поковыряться в оптике. По этой же причине, камера максимально адаптирована для применения сторонней (читай – Leica-M) дальномерной оптики. A7 – камера иного толка, более простая в деталях, но и более универсальная. По причине наличия фазового АФ и АА-фильтра она лучше подходит под широкий спектр применений, например записи видео. Перспективы A7r под видеозапись мне представляются сомнительным – муар будет несносным.

Но вот что самое интересное во всем этом – так это оптика. Обозначаются пять четких категорий объективов, с которыми теоретически будет совместима A7(r):

  1. Зеркальная ФФ-оптика Sony/Minolta для A-mount, ставящаяся на эти камеры через новые фирменные переходники LA-EA3/EA4. Представляют интерес, прежде всего, уникальные объективы Carl Zeiss – Vario-Sonnar 16-35/2.8 ZA, Vario-Sonnar 24-70/2.8 ZA, Distagon 24/2.0 ZA, Planar 50/1.4 ZA, Planar 85/1.4 ZA, Sonnar 135/1.8 ZA. А также Minolta 85/1.4 G, 135/2.8 STF, 70-200/2.8 G, 200/2.8 G APO и некоторые другие. Это все оптика экстра-класса.
  2. Дальномерная оптика от Leica/Zeiss/Konica/Voigtlaender/Canon и пр. для разных поколений дальномерных камер Leica и аналогов. Выбор огромен, на любую цену.
  3. Дальномерная оптика Zeiss от Contax G. Качество на уровне, цена пока еще довольно скромная. В ближайшей перспективе – даже поддержка автофокуса через адаптер от Techart.
  4. Зеркальная оптика семейства Canon EOS – через переходник от Metabones. Выбор поистине огромен, причем работают все функции: электронная диафрагма, стабилизатор и (пусть не очень шустро) – автофокус.
  5. “Родная”, только начинающая появляться, полнокадровая оптика семейства FE для E-mount. И вот тут начинаются прям-таки фантастические странности, на которые хочется обратить внимание. Заходим на страницы японского сайта Sony и читаем… Казалось бы, несколько объективов со скромными параметрами – Zeiss FE 35/2.8, Zeiss FE 55/1.8, Zeiss FE 24-70/4 OSS, Sony 28-70/3.5-5.6 и Sony G 70-200/4 OSS. Воображение сразу же рисует простенькие оптические схемы для фиксов с аналогичными параметрами, щедро распространенных в мире зеркальных камер… Но что это? Оптические схемы оказываются поразительно сложными, а несоразмерная на первый взгляд цена становится более-менее понятной. FE 35/2.8 – 7 элементов в 5 группах, 3 (ТРИ) из которых – асферика. В мире зеркалок, как мы помним, ретрофокусная схема с одной асферикой для 35/2.0 уже показывает неплохие результаты. FE 55/1.8 – еще сложнее: тоже 7 элементов в 5 группах, 3 из которых опять асферика, причем два элемента – двусторонняя (!!) асферика. Потрясающе сложный дизайн для всего лишь 55/1.8 объектива… Зум Zeiss FE 24-70/4 OSS – аналогично: 12 элементов в 10 группах, 5 (ПЯТЬ!!) асферических стекол, 1 ED-элемент. Для сравнения – зеркальный Canon EF 24-70/4L IS:

24-70F4

отличный оптически, компактный объектив, содержит всего лишь две асферики и 2 UD-элемента. Весит всего на 100 грамм больше, чем этот беззеркальный Цейс, а по размерам примерно такой же. То же самое относится и к телезуму Sony G 70-200/4 OSS – 21 элемент в 15 группах, два из которых – “продвинутая” асферика (“advanced aspherical”), а также Super-ED элементы. Цена его пока под вопросом, но я слышал, что вроде бы около 3000(!!) USD. Вспомним по ходу пьесы аналогичный Canon 70-200/4L IS – объектив практически безупречный. Очевидно, схема беззеркального телевика от Sony гораздо более сложная, чем даже отнюдь не простая схема Кэнона. Вы когда-нибудь встречали асферику в телевиках такого класса? Нет? Welcome to the new world.

Снова возвращаемся к вопросу о том, что, несмотря на открывающиеся, вроде бы, преимущества, вроде отсутствия зеркала и более короткого рабочего отрезка, оптика для ФФ-беззеркалки кажется гораздо более сложным изделием, чем классические зеркальные объективы схожих оптических параметров. И притом – не всегда более компактным. А значит, и гораздо более дорогим. Тесты конечно еще покажут, в чем реальные плюсы этой беззеркальной оптики, но предварительные тенденции вполне понятны. Нам преподносят новый идол – компактность, за который нам предлагается заплатить, в общем итоге,  куда большие деньги…

Какие последствия может иметь анонс камер Sony семейства A7? Мне видятся следующие:

  • спрос на камеры Leica M9/M240 – упадет. Фактически, они не могут предложить никаких преимуществ по сравнению с A7, кроме съемки через традиционный дальномер. А при наличии ЭВИ это далеко не всем нужно. Главное, что люди получат возможность снимать широчайшим кругом дальномерной оптики на гораздо более дешевые камеры, у которых к тому же выше разрешение. А это гораздо привлекательнее.
  • спрос и цены на оптику Contax G и “недорогие” дальномерные Лейки/Коники/Фойхтлендеры – вырастут. Дорогие дальномерные объективы и так стоят запредельных денег, там дорожать некуда :) .
  • на рынке появится множество переходников с E-mount на Canon EOS, Nikon G и прочее.
  • на первых порах спрос/цена на младшие модели ФФ-зеркалок не изменится, однако потом, если эксперимент Sony окажется удачным, гранды фотоиндустрии (Canon/Nikon) последуют ее примеру, а цены на младшие модели ФФ зеркалок пойдут вниз.
  • Зеркальную систему Sony, включающую в том числе и ее SLT-камеры, по-видимому, ждет судьба, аналогичная Four-thirds. Она будет постепенно вытеснена беззеркальной системой и вскорости отойдет в небытие. Sony анонсировала грандиозный роадмэп для новых камер, в котором значится в общей сложности 15 объективов. Как всем понятно, оптику разрабатывать гораздо труднее, чем камеры, и живет она на рынке заметно более долгий срок. Так что все усилия (не бесконечные отнюдь у Sony) разработчиков брошены отныне на FE-оптику, а старым зеркальным A-mount никто заниматься не будет. Да им и так уже, в общем-то (особенно в плане полного кадра), Sony практически не занимается уже несколько лет. Спрос на зеркальную систему Sony так и остался небольшим, а особой коммерческой выгоды от ее развития так и не вышло. Во времена кризисные это, увы, приговор.

Краски осени-2013 на Kodak – 2

Продолжаем наслаждаться удивительным осенним светом :) Давно не было таких чудесных красок, вспыхивающих всем многоцветием в мягком солнечном свете под глубоким сине-голубым небом.


Canon EF 24-105/4L IS


Voigtlaender APO-Lanthar 125/2.5 macro

Все фото в Adobe RGB!