Daily Archives: October 8, 2013

Полнокадровый Pentax – уже скоро

С чего ты это взял, спросят меня. Этот миф уже несколько лет возникает с завидной регулярностью, но воз по-прежнему и ныне там.

А вот почему:

k3-vs-k5iis-front-001k3-vs-k5iis-top-001Анонсированный сегодня Pentax K-3 – камера безусловно интересная, хотя и снова кропнутая, но она дает нам пищу для некоторых размышлений.

  • Эргономика “старших” тушек Пентакса, можно сказать, устоялась во времена K-7 и K-5, найден отличный баланс умеренных габаритов и юзабилити. Зачем тут что-то менять? Но, как мы видим, тушка К-3 стала заметно крупнее. Первая мысль, которая приходит в голову – сделано с прицелом на ФФ-камеру, которая выйдет непосредственно следом.
  • ТТХ К-3 – весьма “полные”, там фактически нечего добавить. Разрешение сенсора – “потолочное”  на сей момент, высокая скорострельность, новый автофокус. Это полный аналог Canon 7D и Nikon D300, “выше” которых производителям уже нет смысла подниматься. Куда дальше может “расти” Pentax в рамках кропа, тут уже не совсем понятно.
  • При этом, Pentax с усложнением начинки своих моделей присваивает ей все “менее высокий” индекс модели: от К-7 до К-3. А К-1 – он для чего подразумевается? Значит, есть в планах что-то иное! Так как, по логике вещей, в рамках “кропа” нынешний К-3 – это как бы и есть К-1, топ-модель. Поэтому, я уверен, что К-1 есть в планах, и он полнокадровый.
  • Требование рынка к Пентаксу (в данном случае, уже ультимативное) – выпустить наконец полнокадровую камеру, или же пользователи безвозвратно уйдут на другие системы – достигло сейчас своего апогея. Полнокадровые камеры перестают быть дорогой роскошью и становятся массовым сегментом. Поэтому переход Пентаксистов (людей обычно скромных в тратах на фототехнику) на полнокадровый Canon/Nikon сейчас прост как никогда прежде.
  • И наконец, полнокадровый 24-Мпикс сенсор от Sony (главного партнера Пентакса по матрицам), стоящий в разных своих модификациях в Sony A-99, Sony RX1 (RX1-R), Sony A7 (будущий полнокадровый Nex), Nikon D600, Nikon D610, стал, очевидно массовым и дешевым. Бедняга Пентакс получает доступ к сенсорам лишь во вторую очередь, когда все остальные уже его опробовали, и сливки рынка сняты, и цена на него падает. Сейчас именно такое время – Sony вполне может этот сенсор начать поставлять и Пентаксу.

В общем, все говорит за то, что если полнокадровый Пентакс вообще будет, то это случится в ближайшие несколько месяцев. Судя по К-3, это будет довольно компактная, очень приятно лежащая в руке, прочная и качественная камера с современным многоточечным АФ и светлым большим видоискателем, которая сразу же найдет себе много почитателей. Но и то, что удерживает производителя от такого шага – тоже вполне понятно. Это необходимость быстрой одновременной разработки большого числа новых полнокадровых объективов. Это сложный и затратный процесс, гораздо более трудоемкий, чем выпуск новых камер, конструкция которых в основных узлах уже давно отлажена. Пентакс слишком долго был привержен кропу, и всю свою оптику проектировал исходя из кроп-матриц. А R&D ресурсы у него, к сожалению, несравнимы с оными у того же Canon.

Что может предложить Пентакс на сей момент для ФФ-камер? С одной стороны, история оптики Pentax чрезвычайно богата всевозможными моделями, и при желании можно найти объектив серии K, A, FA и даже старые М42 на все фокусные среди уже выпущенных за прошлые десятилетия. С другой, большая ее часть спроектирована из расчета на пленку, а на цифру хочется уже чего-то более нового… В блоге Райса Хая имеется следующая таблица, из которой следует, что из серии DA-объективов (наиболее свежих) с полным кадром совместимы:

  • DA 35/2.4 (на открытых виньетирование все-таки слишком большое)
  • DA 40/2.8 Limited и его варианты
  • DA 50/1.8
  • DA* 55/1.4
  • DA 70/2.4 Limited
  • DA* 200/2.8
  • DA* 300/4.0

Никакие зумы серии DA, к сожалению, на полный кадр не подходят. Но, хоть кое-что из фиксов у нас уже есть. Хотя вопрос их реального поведения (особенно к краям) на полном кадре “цифры”, естественно, требует дальнейшего уточнения. Странно и жаль, что новейший дальнобойный DA* 560/5.6 и очень удобный DA* 60-250/4 не совместимы с полным кадром. Это совершенно недальновидный ход, который мы отнесем к одной из “странностей” Пентакса.

Следом нужно упомянуть замечательную троицу FA-”лимов” – 31/1.8 limited, 43/1.9 Limited и 77/1.8 Limited. Они, как следует из названия, совместимы c полным кадром без ограничений. К ним же примыкают более-менее свежие FA 50/1.4, D FA 50/2.8 macro и D FA 100/2.8 macro.

Все остальное – то есть вся линейка зумов и широкоугольные фиксы – в настоящий момент может быть почерпнута только из наследия прошлых лет. Среди них можно выделить, как наиболее “свежие”, автофокусные FA 20/2.8, 28/2.8 AL, 35/2 AL, 50/1.7, 135/2.8 IF и (уровнем повыше) FA*-фиксы 24/2 AL, 85/1.4 IF, 200/4 IF macro, 300/2.8 IF, 300/4.5 IF, 400/2.8 IF, 400/5.6 IF и 600/4 IF. И довольно многочисленные FA-зумы, в числе которых стоит отметить 20-35/4 AL, 24-90/3.5-4.5 AL, 28-70/4 AL, 28-80/3.5-4.7, 28-105/3.2-4.5 AL, 70-200/4-5.6 и 100-300/4.5-5.6. Есть также тройка профессиональных и реально неплохих и насейчас FA*-зумов  28-70/2.8, 80-200/2.8 IF и 250-600/5.6 IF.

Сторонние производители тоже не обходят K-mount своим вниманием. Carl Zeiss выпускал для Пентакса следующие версии своей зеркальной оптики: Distagon 18/3.5 ZK, Distagon 25/2.8 ZK, Distagon 35/2.0 ZK, Planar 50/1.4 ZK, Makro-Planar 50/2.0 ZK, Planar 85/1.4 ZK и Makro-Planar 100/2 ZK. К сожалению, такие выдающиеся объективы Цейса, как Distagon 21/2.8, Distagon 25/2.0 и Distagon 35/1.4, не были выпущены в версии для K-mount. Sigma в настоящее время выпускает варианты на K-mount для таких полнокадровых объективов, как 12-24/4.5-5.6 II, 24-70/2.8 HSM, 70-200/2.8 OS HSM, 70-300/4.0-5.6 OS, 120-400/4.5-5.6 OS HSM, 150-500/5.0-6.3 OS HSM, 15/2.8 fisheye, 35/1.4 Art, 50/1.4 HSM, 70/2.8 EX macro, 85/1.4 HSM, 150/2.8 HSM macro, 300/2.8 APO HSM, и некоторые другие.  Tamron ранее предлагал для Пентакса версии 28-75/2.8, 70-200/2.8, 70-300/4.0-5.6, 90/2.8 macro, а также первую версию (без оптического стабилизатора) 28-300.

В общем, на первых порах найти что-то для полнокадровой тушки вполне можно будет. Да и сам Пентакс наверняка анонсирует что-то новое с выходом полнокадровой камеры. Фактически, он сейчас находится в том же положении, что и Никон на момент анонса D3. Вроде как, старая оптика есть, и ее много, но по-хорошему всю ее надо перевыпускать заново… В первоочередных видятся: широкоугольные фиксы (на 20 и 28 мм хотя бы) и два-три самых необходимых зума – штатник 24-70, ширик типа 17-35 и телевичок 70-200. А как там будет в реальности – увидим! :)

Сага о совершенном полтиннике…

… а именно, об анонсированном вчера Zeiss Otus APO-Distagon 55/1.4.

Заявив его как начало новой линейки оптики самого высокого качества, “какое только было в мире 35-мм камер”, немцы не скупятся на эпитеты: здесь вам и свобода от любых видов аберраций (APO-полтинник! не слыхали про такой?), и выдающаяся резкость по полю, и “новый бенчмарк” для все прочих производиетелей, и уникальный medium-format look в картинке, снятой на открытых диафрагмах. Примеры впечаляют. Впрочем, цена (4000 USD) за неавтофокусный объектив поражает не меньше.

Попробуем разобраться, как устроен этот новый “царь горы” качества 35-м оптики.

Print

  1. Начнем с оптической схемы. Это Дистагон, то есть ретрофокусный “ширик” по схеме с кучей оптических элементов. А никакой не дабл-гаусс, коих 99% среди полтинников. Что это дает? Телецентричность! То есть лучи падают на матрицу максимально близко к перпендикуляру. Что снижает виньетирование и всякого рода цветовые сдвиги. Уникально ли видеть Дистагон с фокусным растоянием в 55-мм? Вообще-то, отнюдь даже нет. Таких было много в мире среднего формата, с кругом покрытия, превышающим область 645-го кадра. В этом и заключен первый секрет: это фактически среднеформатный объектив, у которого основная часть “огрехов” (виньетирование + дисторсия) остается за пределами 35-мм кадра. Отсюда же – и нескромные размеры и вес.
  2. APO-характеристика, малый уровень поперечных и продольных хром. аберраций достигаются вполне привычными методами: использованием большого числа специальных стекол, и их таких из 12-ти элементов схемы ровно половина! Четыре обычных AD-элемента и два – совсем особенных, из стекла, которое в весовом эквиваленте стоит “дороже золота” (по словам самого Цейса).
  3. Малая дисторсия и высокая резкость достигаются применением высококачественной двусторонней асферики, стоящей на самом логичном месте – последней линзой перед матрицей.

Что же мы получили? Да ничего нового! Идеи все старые, просто они собраны воедино и качественно воплощены в стекле и металле. Хочешь высококлассный фикс-объектив – проектируй его с запасом, то есть делай большой круг покрытия, ставь внутрь много-много UD/CaF2-стекла и все оставшиеся “огрехи” аккуратно добивай асферикой нужного профиля. В этом же секрет высокого качества современных tilt-shift объективов вроде 17 TS-E и 24 TS-E II.

К чему это все я? А к тому, что Zeiss, конечно, большой молодец, но всем прочим производителям, в общем-то, ничего не стоит сей подвиг и повторить, выпустив аналоги по качеству, но по более гуманной цене. Canon вполне может забить подобный объектив под завязку своим флюоритом, да и двойная асферика давно уже не уникальная особенность из области “космических технологий”. Тот же Canon обещает ее массовое применение в новой версии 35/1.4L.