Monthly Archives: February 2014

Фото дня – “Вечер на острове Бурано”

Ноябрьский вечер залил канальчики Бурано мягким светом. Он окрасил все золотистой теплотой, в которой день стал постепенно угасать. На улицах и набережных стало тихо, малолюдно и безмятежно. Но и в этом вечернем мареве домики над каналами пока еще не потеряли яркости своих красок, продолжая радовать глаз своим разнообразием и звонко отражаясь в похожей на расплавленый металл, мутноватой воде венецианской лагуны…

Снято в 2011 году на Kodak SLR/c + Canon EF 24-105/4L

Фотография – для тестов? Или тесты – для фотографии?

Это будет экскурс в психологию. За годы общения на фотографических форумах я встречал разных людей. Фотографы – публика в целом замечательная, творческая. Хотя зачастую, как люди, интенсивно использующие правое полушарие и не особо утруждающие себя строгой математикой и четкостью – они нелогичные, непоследовательные и ранимые. Но это все, в конце концов, понятно и простительно, и даже во многом мило, пока не ведет к перебранкам и форумному хамству.

Но есть среди фотографов одна категория, которая, наоборот, не лишена формальной логики и способна к аналитике, но при этом, по сути – в глобальном понимании, страдает от потрясающей иррациональности. Речь – о так называемых фотографах-”тестерах”. Главная их страсть – постоянное тестирование все новой и новой фототехники – камер, оптики и аксессуаров. Дотошное, методичное выяснение нюансов детализации, краевой резкости, динамического диапазона, боке, нюансов скинтонов, точности автофокуса, экспозамера, баланса белого… Да мало ли чего там в сложных современных фотокамерах можно тестировать? Действительно, непаханное поле для напряжения аналитически способного ума.

И вот эти тесты, в разных их вариантах, начинают полностью занимать их фотографическую жизнь. Это не только съемка мишеней и тестовых сцен, но даже и результат обычной прогулки с фотоаппаратом наперевес дома, за компьютером, уже рассматривается, опять же, через призму выяснения нюансов поведения камеры в разных световых условиях и детализации объективов на мелких объектах. Понятно, что окружающим людям, которым хочется просто красивых, необычных и эффектных видов, все эти нюасны мало интересны, и тогда человек уходит в виртуал, на фотографические форумы, где обитают люди, способные оценить его изыскания. И так это все продолжается и продолжается из года в год, тестируемая техника становится все дороже, от простеньких зеркалок – к дорогим зеркалкам, всяким лейкам, хассельбладам, среднему формату, большому формату… Вес высказываний человека в фотографическом сообществе (по крайней мере, в кругу таких же “тестеров”) все растет, как и его ощущение собственной “важности” и авторитета.

И здесь мы должны сказать – СТОП! Потому что тут таится большая беда. Во всем этом техницизме быстро умирает то главное, зачем люди подходят к фотографии: живой и непосредственный поиск Красоты в мире, желание снимать только лишь для того, чтобы донести эту Красоту людям, стать ее вестником. Причем людям ведь совершенно неважно, какой камерой или объективом снята эта Красота. Это для них несущественный вопрос. Но человек-тестер ходит на съемку уже не для того чтоб снять нечто красивое. Он смотрит на ту же самую величественную сцену, что у нормального фотографа вызывает восторг от красоты природы, через ставшую уже второй натурой призму своего технократического взгляда на вещи – и видит в ней лишь очередную возможность проверить динамический диапазон своей камеры, ее цветопередачу и резкость своего нового объектива. В результате, для них не составляет проблем снять бессмысленный, уродливый объект как пример боке, красивую статую – как пример широты охвата своего замечательного “ширика” (неважно что при этом сама статуя уродливо исказит свои пропорции и расползется по кадру), а лицо человека – как лишь как пример скинтона, не утруждаясь передать его душевное состояние, отразить через снимок его характер и психологический портрет. То есть тестерам не важно, кого снимать, лицо это может быть бессмыленным, ничего не выражающим эмоционально и даже пошлым. Не ставится задача, хотя бы в малом, приблизиться к Мастерам портрета, пытавшимся представить на своих фото глубокий анализ Человека, его внутреннего мира, для чего они подолгу общались с портетируемым, проникались ощущением его человеческой Уникальности и искали способ наиболее полно выразить его через графический образ… Нет, какой там! Щелк – и пошли дальше! Потом на форум выложим, как пример скинтона или боке… Мало ли там этих людей ходит по улицам! На всех этих кадрах лежит отпечаток поверхностной сиюминутности, технократичной бездушности и в итоге – какой-то холодной бессмысленности.  В них нет тепла, нет живости, нет какой-то подкупающей искренности и непосредственного восторга перед чудесами мира, которыми отличается настоящий, смысловой и глубокий кадр.

И этих самых камер и объективов становится у него все больше, они явно уже многократно заменяют одна другую, и задаешься вопросом – да зачем тебе это все? – на что тестер уже и сам не может дать внятного ответа. Раз людям вокруг твои художества давно стали неинтересны, то, может, лишь для того, чтобы опять нырнуть в виртуальный форум, к незнакомым тебе людям, с новой порцией технических кадров? Но какова ценность этих форумов? Пшик, если потерто модератором – то тут же и забыто, без воспоминаний и сожалений с чьей-то стороны… Вот так, у вроде бы вполне здравых и логичных людей, способных разбираться в нюансах, происходит подмена понятий и полная иррациональность в главном – в смысле того, чем они занимаются. Да и немалым деньгам, которые бессмысленно тратятся на бесплодное увлечение, наверняка можно было бы найти более благородное и осмысленное применение в наше время, полное неурядиц, катаклизмов и людских трагедий…

Друзья! Не дайте себя вовлечь в этот механический процесс, который исказит для вас сущность фотографии и убьет в вас главный ее нерв, сделав из вас фотографических инвалидов. Нужно суметь найти четкий баланс между потребностями мастера проверить по-быстрому свои кисти, для того чтоб пустить их в работу, и между местом этих кистей в общей задаче поиска Красоты, поиска Света и Цвета. Пусть этот поиск Красоты всегда будет неоспоримой, главнейшей задачей, которая побуждает нас взять в руки фотоаппарат! Неважно какой, первый попавшийся под руку.

А тесты… Ну, у них есть свое, маленькое место в жизни фотографа. Конечно, полезно знать особенности и преимущества своей фотокамеры, нюансы поведения объективов, чтобы уметь избегать их слабых сторон и повысить техническое качество результата за счет сильных. Поэтому в кругу интересов фотографа некоторые фототесты вполне могут быть. Настолько, насколько они требуются для нужд практической фотографии и будущих съемок на месте, и не более того :) И как только техническая сторона фотографии хоть сколько-нибудь начнет затмевать для нас главное – с легким сердцем вычеркнем ее из круга наших интересов, возьмем в руки простенькую камеру и откроем глаза на чудеса окружающего мира.

Написано это все по мотивам наблюдения за форумами foto.ru :) И не только foto.ru – проблема-то общая для всех больших онлайн фотосообществ – ixbt, dpreview и других. К счастью, большая часть фотографов – нормальные, адекватные люди, которым вся эта писанина и ни к чему. Но она и не для них.

Почему я решил расстаться с A7R

Думал-думал, изучал и решил – не мое!

Перво-наперво – к картинке особых претензий нет. Хорошая картинка. А вот остальное…

  • шум затвора – и впрямь неприятен и неожиданнен. Особенно когда он происходит из такой маленькой камеры. Трясется камера при этом или нет, уже неважно.
  • работать с кеноновскими стеклами – неудобно и очень небыстро в режиме АФ. Метабон своих денег не стоит.
  • камеру “перекомпактили”. Держать ее со всякими зеркальными объективами – откровенно некомфортно. Ни в какое сравнение с хватом нормальной зеркалки!
  • родной оптики считай, что пока нет, а Zeiss FE 24-70, на который я поглядывал, оказался довольно посредственным.
  • были мысли поставить на нее зеркалочные соневские/минольтовские объективы. Но, например, автофокус 135/1.8 не будет работать без переходника с полупрозрачным зеркалом, чего нам не надо.
  • дальномерная оптика ведет себя, в основном, просто смешно.

Ну и каков сухой остаток? А подождем пару лет! Вышел у Sony, как и было предсказано, блин комом. Очередной гаджет. Теперь должна пройти еще, наверное, пара лет, когда система разовьется, а все указанные недоделки будут как-то решены. Появятся новые камеры, с хорошим хватом. Наверное, матрицы “допилят” и для дальномерной  мануальной оптики. В наследниках 36 Мпикс матриц, наверное, появится фазовый автофокус, который сделает ненужным адаптеры с полупрозрачными зеркалами. И новая версия кеноновского адаптера (Метабон или конкуренты), может быть, научится его использовать (сейчас он уже есть в A7, но адаптерами для кеноновской АФ-оптики он не используется). Несомненно, появится и наматричный стабилизатор – чего не предвидится у Canon. И вот тогда можно будет смотреть на эту систему, не как на курьезную игрушку, а как на удобную, универсальную и практичную.

Так что, интерес мой к этим камерам не иссяк. Это отличная платформа для дальномерной оптики, всякой-разной зеркальной, а также прекрасный плацдарм для проектирования новой светосильной и широкоугольной оптики, не стесненный присутствием зеркала. Можно свободно применять такие схемы, о которых на зеркалках мы могли только мечтать… Так что – подождем. С интересом.

Небольшое сравнение трех 35-мм объективов: как оптика влияет на цвет.

Сравнение будет трех не простых объективов, а легендарных: Pentax FA 31/1.8 Limited, Canon 35/1.4L и Carl Zeiss Vario-Sonnar 28-85 для Contax Yashica. Почему именно они? Многолетний опыт пользователей показывает, что всем им свойственна превосходная цветопередача и передача полутонов. Несмотря на то, что объектив Carl Zeiss является зумом, мы уже имели шанс убедиться в том, что в плане цветопередачи он не уступит лучшим фикс-фокалам самого Цейса, да и других производителей. Вот и давайте их сравним на одном и том же примере.

Камера – Kodak DCS SLR/c, для обоих фиксов F7.1, для зума – F5.6, так как при съемке им стало чуть темнее. Мы не сравниваем резкость, ХА и прочие технические вещи. Смотрим только цвет. В камере принудительно установлен одинаковый ББ на всех кадрах, экспозиция и профиль камеры также нормализованиы в Capture One 7. В фотошопе одинаковыми средствами поправлен ББ по сцене и скорректированы уровни, потом из tiff-файла сохранем jpeg в пространстве Adobe RGB.

Canon:

Pentax:

Zeiss:

And the winner is: 35L. Увы, Pentax не оправдал моих надежд! Картинка с 35L просто зримо чище, правильнее по нейтральным тонам и насыщеннее в глубоких. У “лима” заметен увод в желтоватый на нейтральных тонах и избыток красной заливки на кирпичных. также его контраст кажется мне чуть более грубым, не столь прозрачным в тенях и нижних полутонах, как у Кенона. Картинка с Цейса в целом ближе к 35L, но она просто во всем чуть менее внятная.

Фото дня – “Старый Таллинн”

В ночь моего приезда Таллинн завалил снегопад, и январский утренний старый город был тих, толком еще не успев проснуться. На улицах было пусто – ни толп гуляющих туристов, ни спешащих куда-то горожан. В этой тишине, в маленьком скверике на Олевимяги стояло старое дерево. Словно обсыпанное сахарной пудрой, оно было чуть укрыто тонким слоем выпавшего ночью снега, который создал какой-то удивительный контраст между светлым и темным, превратив в строгую графику изгибы его темного ствола и ветвей, причудливо раскинутых вокруг над темной землею, в которой холодным мерцанием поблескивали свежие лужицы.

Снято на Canon 5D Mark II + Canon EF 24-105/4L

Фото дня – “Вечер на Москве-реке после снегопада”

Сегодня весь день шел снег. Мягкий и приятный, он быстро заполнил все вокруг. Москва-река только вскрылась от сковывающего ее ледяного покрова после ушедших морозов, и огромные куски льда хаотично и грандиозно замерли по всему ее пространству. Как только снегопад ушел, над рекой воцарилось полное спокойствие и какая-то вязкая тишина.

А вскоре опустился на город и сизоватый вечер, смешавший отблески огней в темной воде с сюрреалистическими голубоватыми островками льдин, густо укрытых снегом…

Снято на Canon 5D Mark II + Pentax FA 31/1.8 AL Limited.

Первые впечатления от Sony A7R

1. Эргономически.
Сделана камера качественно, приятная прорезиненная ручка с надежным хватом, все рычажки и “крутилки” оставляют ощущение добротности и надежности. С небольшими дальномерными объективами лежит в руке нормально. Однако держать камеру одной рукой, как мы привыкли с ФФ-зеркалками, с более тяжелыми объективами (типа Canon 50L, Canon 85L) – уже неудобно и некомфортно. Сразу понимаешь, что тут не объектив ставится на камеру, а наоборот – камера есть придаток к объективу. Это обратная сторона миниатюризации, свойственная всем беззеркалкам. Обидно, что колесо на задней панели не получается назначить на изменение выдежки/диафрагмы, как в Canon. Приходится привыкать к двум верхним “крутилкам”, которые ближе к тому, что мы имеем в зеркалках Sony и в Никонах. Расположены эти две “крутилки” не слишком удобно – палец на них, как в Кенонах, сам как-то не ложится. То же касается и кнопки спуска, сделанной в ретро-стиле. Неудобно расположена клавиша С2, выполняющая по умолчанию увеличение изображения при просмотре. Смысл рычажка AF/MF-AE вообще остался за гранью моего понимания.

2. Функционально.
Тем, кто говорит на примере этой камеры (в которой ЭВИ один из лучших на сей день), что ЭВИ лучше ОВИ, следует все-таки спуститься на землю. Нет, он не лучше, но – я бы сказал так – терпеть его можно. Не нравится сам характер изображения, отвлекающий от предмета съемки. Не нравится разница в цвете и балансе белого в сравнении с реальной сценой. Не нравятся стробирующие полосы при съемке при искусственном свете. В общем, не будем путать божий дар с яичницей – ЭВИ можно потерпеть, с ним можно работать, но особого удовольствия это не приносит.

Но не забудем и о плюсах: ЭВИ позволяет работать с фокусировкой и экспозицией прямо по матрице, и – например, при съемке мануальными объективами – это решает сразу нескольких известных проблем, с которыми в этой ситуации сталкиваются владельцы зеркалок. Раньше, в камерах с ОВИ, для нахождения точного фокуса нам приходилось использовать всякие “костыли” в виде “одуванчиков” и фокусировочных экранчиков с клиньями Додена (которые тоже требовали аккуратной и трудоемкой юстировки), а теперь же фокус быстро и, самое главное, 100% точно выставляется с помощью пикинга и функции увеличенного просмотра зоны фокусировки, причем в любом месте кадра (а не только по центру). Также в ЭВИ постоянно “под руками” контроль пересветов, гистограмма и настройка баланса белого итогового кадра – больше нет проблем с постоянно недосвеченными кадрами из-за ошибающегося экспозамера, как на пятаках с мануалами. То же самое касается и работы с tilt-shift объективами – теперь мы не имеем проблем с экспозицией, контролем фокуса и виньетирования при шифте и можем более точно оценить результат работы тилта, поскольку изображение в ЭВИ ничем не отличается в этом смысле от итогового кадра. Окуляр ЭВИ можно без проблем вынести чуть дальше от экрана, что тоже грамотный штрих в этой камере. Идеалом же мне видится некий гибридный видоискатель, в котором на изображение в ОВИ можно было бы интерактивно накладывать различные элементы данных из ЭВИ – гистограмму, фокусировку по матрице, привью итоговой картинки.

Фокус-пикинг в целом – полезный элемент, но точность его, на практике, в этой камере неидеальна. Увеличение зоны фокуса работает гораздо надежнее. Плохо себя ведет пикинг и при ночной съемке, где он конфликтует с точечными огнями фонарей и гирлянд.

Откидной экранчик – тоже несомненный плюс в плане удобства съемки. Да, он есть и на зеркалках, с их продвинутым live-view (например, как в Canon 70D или Canon 700D). Но почему его не встроили, к примеру, в Canon 6D – вне моего понимания. Маркетинговое выкидывание полезных особенностей в бюджетных камерах должно иметь какие-то разумные границы. И насегодня получается, что Sony является единственной фирмой, предлагающей на рынке ФФ-камеры с откидным экраном.

3. По картинке.
Картинка мне в общем нравится, она кажется понятной и аккуратной. У камеры довольно точный баланс белого и хороший запас в светах и тенях. Какого-то ощущения “щенячьего восторга” по поводу 36 Мпикс без АА-фильтра я пока не ощутил – те же самые впечатления, что и от 5D mark II когда-то, только чуть больше, чуть детальнее. Несколько сравнительных наблюдений:

  • микроконтраст и “сочность” картинки мне, пока что, в 5D mark II кажутся заметно более интересными, как и работа камеры в светах. Сони в сравнении кажется немного “рыхловатой”, что, скорее всего, есть следствие менее крупного пикселя ее матрицы. Но возможно, что этот вопрос решится с помощью профилей в конвертере, которые для Canon уже давно мною построены и изучены вдоль и поперек. Интересно, что при 50% даунсайзе картинки для веба повышать резкость в кадре с Sony приходится больше (примерно раза в полтора), чем с 5D mark II, несмотря на отсутствие в ней АА-фильтра.
  • “фантастический ДД” матриц Sony на практике не привел ни к каким существенным отличиям от привычных Кенонов по картинке и пост-обработке. При правильном экспонировании желания “вытягивать тени” ни там, ни там, не возникает, так как ведет к потере контраста и субъективной приятности картинки. Не стану отрицать, что, возможно, тени Sony тянутся лучше в каких-то нюансах, но это явно не главное соображение, коим следовало бы руководствоваться при выборе камеры для съемки и планировании пост-обработки.
  • дефолтные профили для Sony A7 в Capture One мне кажутся вполне приемлемыми, обеспечивая аккуратный контраст, довольно точный цвет и баланс белого. Насыщенности хочется иногда добавить, но не сильно. Впрочем, с профилями еще попробую поработать.
  • если сравнивать A7r с прошлыми зеркалками Sony (А850 например), то ее картинка кажется заметно более “причесанной” и правильной. Нет больше того откровенно безумного, мешавшего работать подсинивания теней (у A7 они все равно подсинивают, но уже в меру), нет аляпистой “цветости” там, где ее не ждешь, нет систематического увода по балансу белого в теплоту, нет бессовестного недосвета в одну ступень. Нет и шумности, рыхлости и мыльности картинки в той степени, что была свойственна первым ФФ-сенсорам Sony. У A7r картинка довольно чистая, резкая и правильно проэкспонированная. В общем, я считаю, для самой Sony – это шаг вперед.
  • цвет всех последних ФФ-камер Sony – A99, A7 и A7r – абсолютно идентичен. По крайней мере, встроенные профили в С1 для них при применении к одному и тому же файлу по итоговой картинке ничем не отличаются. А вот от профилей для Nex-7 и A850 они отличаются заметно. Профиль для А850 дает чуть иной оттенок красного и усиливает его несколько меньше (видимо, CFA A850 отличается от новых камер именно по красному), а в профиле от Некса красный лишь немного отличается оттенком. В остальных цветах отличий я пока не заметил.
  • приятно удивила камера при ночной съемке – низким уровнем шумов и общей чистотой картинки на условно высоких ISO (800-1600). При таком разрешении – это неожиданно.
  • при съемке при искусственном свете, при люминисцентных лампах, как и на Nikon D800, иногда проскакивают неестественные желто-фиолетовые рефлексы на лицах. Правда, происходит сей пренеприятный (ибо трудно излечимый) казус довольно редко.

4. По оптике.
Я купил эту камеру из-за ее “всеядности”. ФФ-сенсор в сочетании с коротким рабочим отрезком и фокусировкой по матрице позволяет устанавливать на нее, в общем-то, любую стороннюю оптику через различные переходники. В том числе, забытую и невостребованную в наши дни: Contax G, Minolta SR, Canon FD, Konica AR. Что же получилось на практике?

  • надежды, возлагаемые мной на качество работы A7r с компактной оптикой от Contax G, оправдались лишь наполовину. А именно, оба “ширика”-биогона (Carl Zeiss 21/2.8 и 28/2.8) оказались неработоспособными на этой камере. Первый демонстрирует все самые неприятные нюансы совместимости классических дальномерных “шириков” с цифровыми матрицами: сильный колоршифт, виньетирование и падение резкости к краям, которые приводят к полной бессмысленности съемки им на A7. Второй страдает, в большей степени, от краевого замыливания, тогда как колоршифт на кадрах с него еще можно попробовать убрать программными средствами. А вот 35/2 и (особенно) 45/2 и 90/2.8 проявили себя очень неплохо! Всем им свойственны хорошие, глубокие цвета и отличный контраст. 35/2, пожалуй, самый слабый из этой троицы с точки зрения технического качества. У него подмыливают самые уголки, да и вообще резкость к краям кадра несколько пониже, чем ожидаешь после знакомства с 45/2. А вот 45-ка и 90-й – это просто чудо! Великолепная резкость по кадру, звонкие цвета, живой контраст при очень миниатюрных размерах. То есть, вопрос со штатником и портретником для A7r можно считать закрытым. А вот ширики и 35-ку придется, видимо, использовать от Кенона. Имеются в виду новые 24/2.8 IS, 28/2.8 IS и 35/2 IS. Последний, судя по оптическим тестам на Lensrentals, превосходит даже “родной” Zeiss FE 35/2.8.
  • второй интерес у меня к покупке A7r происходил от ее совместимости (через адаптер от Metabones и аналогичные) со всей зеркальной оптикой Canon EOS. Эта идея, опять же, оказалась состоятельной только наполовину. Metabones – адаптер недешевый (400 USD). И было весьма удивительным, при такой цене, столкнуться с отнюдь даже не идеальным качеством этих адаптеров. Во-первых, толщина адаптера плавает, пусть и в небольших пределах, от экземпляра к экземпляру. Во-вторых, при установке на него обычного кеноновского объектива (типа 40 STM) он необъяснимым образом цеплялся за внутренние лепестки байонета адаптера и защелкивался с каким-то страным усилием и скрежетом. Знакомым пришлось разобрать адаптер и подточить внутренности его байонетного кольца до устранения дефекта. Попутно выяснилось, что внутренняя начинка адаптера (пружинные лепестки байонета), тоже, мягко говоря, не самого высокого качества. В общем, обычный такой китайский переходник, сделанный “на коленке”, но стоящий при этом немалых денег. Да и в реальной жизни, при съемке на кеноновскую оптику через этот адаптер поведение автофокуса, в целом, оказалось довольно ненадежным: наводится объектив очень медленно (еще медленнее, чем на 5D mark II в режиме live-view!), с многочисленными ступенчатыми доводками, иногда просто промахиваясь (с ложной индикацией, что фокус пойман) или вовсе не “цепляясь” там, где даже самая простенькая кеноновская зеркалка не имела бы никаких трудностей с захватом фокуса. А в темное время суток, даже со светосильной оптикой, автофокус вообще отказывался наводиться, причем по объекту с хорошим контрастом. В итоге, для кеноновской оптики я быстро отказался от работы с автофокусом, перейдя в режим ручного фокуса с контролем по пикингу – и получаться все стало гораздо быстрее. Впрочем, остальные электронные функции объективов работают без замечаний: стабилизатор включается вовремя и мягко, не “зависая” излишне после кадра (совсем как на родных зеркалках Кенона), работает ручной фокус для оптики с focus by wire (типа 40 STM), диафрагма отрабатывает как положено, а в экзиф правильно пишутся параметры объектива. В общем, учитывая, что от автофокуса все равно приходится отказыватся, не вижу смысла брать именно дорогой Metabones, a не какой-то более дешевый китайский аналог, типа Deotech, который способен обеспечить те же базовые электронные функции.

Немного примеров:


Объектив – Carl Zeiss Planar 45/2 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 45/2 G


Объектив – Carl Zeiss Sonnar 90/2.8 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 35/2 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 35/2 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 45/2 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 45/2 G


Объектив – Carl Zeiss Planar 45/2 G


Объектив – Canon EF 35/1.4L


Объектив – Canon EF 35/1.4L


Объектив – Canon EF 35/1.4L


Объектив – Canon FD 55/1.2 Aspherical

Все фото в Adobe RGB