Monthly Archives: February 2016

К истокам трех великих рек Валдая. Часть 3 – к истокам реки Руна

В предыдущей части рассказывалось о поездке к традиционным истокам Волги. Однако, если начать внимательно исследовать географию рек региона верхней Волги, то мы увидим, что в средней части озера Стерж в него впадает река с интересным названием Руна, притоки которой находятся далеко к западу. Беря свое начала из озера Истошня и связанного с ним озера Хвошня, Руна питается рекой Чистенькая, берущей начало из озера Лопино, которое в свою очередь питается реками Уклейно и Плотица. Река Плотица уходит далеко на запад, беря исток из небольшого озера Полевое, и длина общего притока Волги, от истока Плотицы до места впадения Руны в верхневолжские озера, заметно превышает длину истока Волги от Волговерховья.

Мне встречались публикации с указанием того, что именно исток реки Плотица и должен считаться истоком Волги, однако до сих преобладает официальная версия, в которой истоком Волги признается Волговерховье. У озера Хвошня находится поселок Рунский – последний крупный населенный пункт на пути к истокам Плотицы. Было решено добраться до него и там на месте искать пути к озеру Полевое. Проблема в том, что места к западу от Рунского – малохоженные, они густо заросли лесом и покрыты болотами, и дорог там не просматривалось. В любом случае, проехать туда на машине было совершенно невозможно, значит придется идти по лесу, примерно определяя направление. Однако на этом пути нас ожидала самая настоящая удача.

Приехав в Рунский, я познакомился с замечательным человеком, Андреем, энтузиастом изучения родного края, учителем в местной школе, который прекрасно знает все тропы в округе и согласился вместе со мной попытаться найти озеро Полевое. Мы сразу же назначили дату нашего будущего похода, и в условленный день утром я приехал в Рунский и мы вышли в назначенном направлении. Сначала мы немного, насколько было возможно, проехали по старому проселку в лес, а когда дорога стала совсем непроезжей – оставили машины и пошли пешком в неизведанную чащу.

Шли мы долго, дорога вконец потерялась – на ее месте была лишь старая просека да едва заметная тропа, по которой почти никто не ходит. Лес был в прекрасном осеннем наряде, вышло солнце, и в его свете горели яркие краски вокруг. По краям тропы были густые заросли и болота, в которых жили уже совершенно непуганные звери, и Андрей даже взял с собой, на крайний случай, ружье. Часа через два, немного поплутав по пересекающимся тропам, мы вышли на старую дорогу, которая и привела нас к берегу озеру Полевого. Озеро оказалось довольно большим. По всему были видно, что люди (в основном охотники и рыбаки) здесь бывают, но очень редко, а вот бобры например оставили совсем свежие следы на окружающих деревьях. В общем, природа была совершенно не тронутой.

Исток реки Плотица мы нашли очень быстро – он находится в острой оконечности озера, где Плотица вытекает из озера узким ручьем с темной водою, заполненным старыми, словно сказочными, причудливо искривленными корягами.

Исток реки Плотица

На озере Полевом

А вот 3D-панорама истока реки Плотица

Get Adobe Flash player

На озере раньше жили люди, мы обнаружили остатки деревни у его берега и старое кладбище. Возможно, было это еще 40-50 лет назад, да и вполне заметные следы дороги к озеру говорят о том же. Вокруг озера раньше были поля, отсюда и его название. Но сейчас совершенно невозможно это себе представить – все заросло лесом.

Обратный путь был быстр и легок и занял минут сорок. Вернувшись в Рунский, мы были вознаграждены пострясающим вечерним светом на озере Хвошня:

Над озером был разлит удивительный, яркий и чистейший голубой свет, а дальние берега были освещены теплым закатным солнцем.

Ну а ранним утром, еще до рассвета, ударил мороз, и на небе разыгралась грандиозная огненно-красная мистерия, которая с приходом утра превратилась в удивительную туманную картину:

А вот и прощальный кадр, снятый, когда я уезжал из Рунского:

Я до сих пор благодарен Андрею за этот удивительный, словно каким-то провидением созданный поход, когда все сложилось: прекрасные люди, погода и знания о новых местах.

К истокам трех великих рек Валдая. Часть 2 – к истокам Волги

Если посмотреть на карту, то неподалеку от верхней оконечности озера Стерж мы видим поселок Волговерховье, рядом с которым, как это считается традиционно и как принято в науке, и берет свое начало самая великая река земли русской – Волга.
Туда-то мы и направились.

Во время этих поездок в Питер и верхнюю Волгу заезжали мы несколько раз и в Валдайский монастырь. Наиболее красиво он, на мой взгляд, смотрится ночью, когда его стены освещены подсветкой.

В последних отблесках белых ночей

Такие картины мы видели ранним утром, прямо около дороги Москва-Питер

Так нас встретил Осташков на рассвете осеннего дня:

И наступившим утром… Была золотая осень.

По дороге на Волговерховье невозможно не остановиться и не полюбоваться видом маленькой речки Глушицы, кувшинки, изгибы и травные берега которой выглядят как в какой-то нездешней сказке:

Несомненно, само Волговерховье – место особенное. Какую-то торжественность ощущаешь здесь – в месте, где маленьким ручейком начинается сама великая Волга! Здесь ко всему хочется относиться бережно, чтобы не потревожить эти заповедные места.

Исток Волги

И памятный камень, слова на котором выражают все самое главное, что ощущаешь здесь:

Вдали виден старый собор.

Сложно себе представить, что из маленького, ранимого ручейка вытекает самая великая река России, которая в нижнем своем течении станет настолько грандиозна, что не видно берегов. Самые настоящие морские просторы. Вот вид на Волгу с Молодецкого куграна в Тольятти:

Вечером того дня, вернувшись в Осташков, еще успел доехать и до Ниловой пустыни и поснимать собор по сенью звезд:

Такова была первая поездка к истокам Волги. Но была еще и вторая.

К истокам трех великих рек Валдая. Часть 1 – к истокам Днепра и Западной Двины

В 2011-2012 годах мы посещали труднодоступные, редко посещаемые европейцами истоки величайших рек Тибета – Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда, расположенных около священной горы Кайлас. Однако простая мысль пришла мне в голову – если мы смогли увидеть такие труднодоступные места, то почему до сих пор не добрались до истоков рек, расположенных совсем рядом? Волга, Днепр, Западная Двина, Дон – это все великие реки земли русской, истоки которых расположены, в основном, на Валдае, то есть совсем недалеко от Москвы.

Сказано – и сделано. В 2014 году мы посетили истоки Днепра, Западной Двины и Волги. И получилась увлекательная история, которую хочу поведать читателям.

В июне мы повидали истоки Днепра и Западной Двины.

Исток Днепра расположен в нескольких километрах от села Бочарово Сычевского района, которое находится неподалеку от города Зубцов на трассе Москва-Рига. Проехав Бочарово, нужно еще 3-4 километра ехать по грунтовой дороге, а в лесу слева от вас будет течь маленький ручеек, называемый Бочаров ручей, который и является первым течением Днепра. Скоро на повороте вы увидите справа широкое поле, на котором будет виднеться деревянная церковь и другие строения. В расположенном рядом лесу и начинается Днепр.

Здесь начинается великий Днепр

Днепр, Днiпро – особенная река, связующая Россию с Киевом, югом Украины и Черным морем – древним Понтом Эвксинским. Старая Ладога, Новгород Великий и Киев – три центра, три начала, три магнита истории России, с которых началась вся наша история. По Волхову, Западной Двине и Днепру шел с севера на юг великий путь из варяг в греки. Шедшие из Швеции – “от варяг” – торговые суда из Финского залива шли но Неве до Ладоги, далее заходили в Волхов, доходили до Новгорода и озера Ильмень, далее шли по Ловати до ее верховий, где волоком, через систему маленьких рек и озер, переправляли ладьи в Западную Двину, по которой они могли уйти назад в Балтику, либо дальше – в Днепр, по которому был путь в Киев и дальше в Черное и Средиземное моря. По этому же пути с севера пришел когда-то на царство Рюрик “с братьями Трувором и Синеусом” – на самом деле верной дружиной (Трувер) и двором (Синхуус), чтобы основать поселение в Старой Ладоге, затем город на месте современного Новгорода, а потом уже и Киев. “Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, Аскольд и Дир, освободившие полян от хазарской зависимости. В 882 году Киев был завоёван новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «се буди мати градам Руским». С этого момента Киев стал столицей Древнерусского государства (Киевской Руси)” (Wikipedia).

Н.К.Рерих. Заморские гости. 1902 г.

“Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями – всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай.

Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом. Полосы красные, зеленые, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. На килевом бревне пустого места не видно – всё резное: крестики, точки, кружки переплетаются в самый сложный узор. Другие части ладьи тоже резьбой украшены; с любовью отделаны все мелочи, изумляешься им теперь в музеях и, тщетно стараясь оторваться от теперешней практической жизни, робко пробуешь воспроизвести их – в большинстве случаев совершенно неудачно, потому что, полные холодного, кичливого изучения, мы не даём себе труда постичь современную этим предметам искусства эпоху, полюбить её – славную; полную дикого простора и воли.

Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под Солнцем. Паруса своею пестротою наводят страх на врагов; на верхней белой кайме нашиты красные круги и разводы; сам парус резко одноцветен – чаще он полосатый; полосы на нем или вдоль или поперек, как придется. Середина ладьи покрыта тоже полосатым намётом, он накинут на мачты, которые держатся перекрещенными брусьями, изрезанными красивым узором, – дождь ли, жара ли, гребцам свободно сидеть под намётом.

На мореходной ладье народу довольно – человек 70; по борту сидит до 30 гребцов. У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам Конунг там стоит. Конунга сразу можно отличить от других; и турьи рога у него на шлеме повыше, и бронзовый кабанчик, прикрепленный к гребню на макушке, отделкой получше. Кольчуга Конунга видала виды, заржавела она от дождей и от солёной воды, блестят на ней только золотая пряжка – фибула под воротом, да толстый браслет на руке. Ручка у топора тоже богаче, чем у других дружинников, – мореный дуб обвит серебряной пластинкой, на боку большой загнувшийся рог для питья. Ветер играет красным с проседью усом, кустистые брови насупились над загорелым, бронзовым носом; поперек щеки прошел давний шрам. Стихнет ветер – дружно подымутся вёсла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, по Ильменю, Ловати, Днепру – во самый Царьград; идут варяги на торг или на службу.”

(Н.К.Рерих. Пути Благословения. По пути из варяг в греки)

А вот несколько видов из крепости, стоящей на месте первого поселения Рюрика в Старой Ладоге

И вид на Рюриково городище от Перынского скита на Волхове у Великого Новгорода

Не увлекательно ли вспоминать эти великие, смелые пути древности? Кто придумал их? Кто, при всей разделенности и разрозненности древних племен, знал, что такое возможно, кто знал все озера, реки и речушки и проходы по ним? Сколько опасностей и трудностей было на них! «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…» (Н.К.Рерих. По пути из варяг в греки. Там же) И сколько разных, непохожих друг на друга земель и народов было на нем! Как прекрасны были древние Киев и Новгород, как необычны, культурны и высокоразвиты они были в те далекие времена! И не пора ли нам, одурманным смутой новейших времен, вспомнить о нашем былом и нерушимом славянском единстве? Разве не ужасно видеть каких-то мрачных заокеанских стервятников и продажных своекрыстных дельцов, залетевших в древний русский город, одурманив молодых и необразованных? Что для них вся тысячелетняя история?

Переночевав в городе Андреаполе, на следующее утро мы отправились к истокам Западной Двины, еще одной важнейшей реки, связующей Русь с Западом – Прибалтикой и Балтийским морем. В Латвии Западную Двину называют Даугавой, на ней стоит старая, все еще сохраняющая свою тысячелетнюю атмосферу Рига.

Западная Двина около Андреаполя

Памятник “варяжскому пути” в Андреаполе

И истоку реки ведет небольшая проселочная дорога, уходящая влево от дороги Андреаполь-Пено. Поворот на нее будет после того, как вы проедете большое озеро Охват, которое будет справа. Из этого озера и вытекает Западная Двина. В конце дороги сейчас делают брусчатый настил, и там пришлось оставить машину и дальше идти минут 20 пешком. Сам исток верхнего течения Западной Двины, который называется Двинец, находится на западной оконечности озера Корякино.

Начало Западной Двины

Часовенка у истока

После посещения истока Западной Двины мы собирались еще заехать в Волговерховье, которое расположено недалеко, и где, как общепринято считается, берет свое начало Волга. Однако, доехав до последнего поворота на дорогу на Волговерховье в верхней части озера Стерж, мы поняли, что дальнейшую программу выполнить не успеваем. И нам пришлось быстро отправляться в сторону Санкт-Петербурга – по местным гравийным дорогам, тянущимся вдоль побережья верхневолжских озер.

В Санкт-Петербурге нас ждала отличная погода, позволившая снять несколько интересных кадров.

Вечернее солнце

Закат над Невой

Вестники лунного света. “Суперлуние”.

Ну а к истокам Волги мы поехали в следующий раз, и это оказалось связано с неожиданными и интереснейшими находками. Часть 2 – к истокам Волги.

Построение ICC-профилей для Capture One с помощью Rawdigger, ArgyllCMS и утилиты makeinputicc

Нам понадобится Rawdigger (Profile edition), а также утилита Ильи Борга makeinputicc, которая использует бинарники Argyll CMS. Предварительно имеет смысл почитать вот этот материал по настройке Rawdigger’a.

После того, как мы сняли raw-файл мишени (в точном соответствии с пунктами 1-6 описанной здесь методики), открываем ее в Rawdigger и накладываем на патчи Colorchecker’а Selection Grid, как показано на следующей картинке.

Далее экспортируем измерения, указав следующие параметры:

Гамма ориентировочно 1,6, чем меньшее у нее значение, тем менее контрастным будет полученный профиль. В данном случае использовалось значение 1,57.

Полученные данные мы открываем в утилите makeinputicc, указав следующие параметры:

Reference data – файл промеров ВАШЕЙ мишени. Такой файл должен быть, иначе профиль будет не точным. У меня эта методика заработала только тогда, когда вместо предлагаемых по умолчанию я использовал именно данные своей мишени.
Данные промеров мишени можно получить с помощью Measure Tool из комплекта Profilemaker. Device data – результаты измерений вашего снимка мишени Rawdigger’ом. Profile quality – ultra. Algorithm – gamma+matrix (по рекомендациям самого Ильи).

В полученной таблице отклонений (deltaE2000 report) не должно быть значений больше, чем 6. Иначе ошибка является большой. В данном случае по одному из цветов ошибка составляет почти 8, что конечно не хорошо, но учитывая что такой цвет один, нужно смотреть на поведение профиля по реальным фото. Созданный программой профиль (он находится там же, где лежит файл в результатами промеров мишени Rawdigger’ом) нужно установить в систему, перезапустить Capture One и начать работать с фотографиями, чтобы понять, как он себя ведет.

ICC-профили для Leica M9

Так же как и для 7D, давно пробовал строить профили для Leica M9. И результат так же был не очень хорошим. Где-то профили работали лучше штатного, а где-то были совсем не впечатляющими. Однако, после успешного профилирования 7D через Rawdigger + Argyll CMS, попробовал применить ту же методику и для Лейки. И результат получился неплохой. Нельзя сказать, что полученный профиль получился идеальным, но он явно лучше и штатного для Capture One, и тех, что получались у меня ранее.

Немного примеров. Пейзажи:

Городские кадры:

О самой камере могу сказать, что, конечно, с точки зрения эргономики и удобства использования она выглядит явным анархронизмом. Совершенно не понравилось снимать через дальномер, очень не комфортно смотреть через постоянно двоящееся изображение в видоискателе. Держать камеру неудобно, и технические возможности ее тоже выглядят, по современным меркам, отсталыми. Даже самая простая зеркалка, например Canon 5D, представляется более предпочтительной из-за своего универсального оптического видоискателя и автофокуса. А вот сенсор у Лейки превосходный. Картинка чистая, цвета звонкие и яркие. Цена камеры, несомненно, сильно завышена, как и цена оптики. Реальность такова, что дизайны объективов для зеркальных камер в наше время нисколько не уступают по своим оптическим характеристикам дальномерным, правда, не являясь столь же компактными, но при этом стоят гораздо меньше и снабжены автофокусом и оптическими стабилизаторами.

Камера для съемки мишеней и тестовые кадры были предоставлены Дмитрием Вишневским, за что ему огромная благодарность.

Профиль можно скачать здесь.

Солнечное затмение 1 августа 2008 года

В июле-августе 2008 года мы путешествовали по Алтаю. 31-го июля был последний день нашего похода, и 1-го августа мы с группой должны были выехать на автобусе из Тюнгура в сторону Новосибирска. Конечно, про затмение мы все знали заранее – еще бы, такое редкое событие, полное солнечное затмение, да еще видимое на Алтае! – и поэтому вопрос того, где именно мы сможем его увидеть, был для меня в тот день основным.

Автобус выехал рано утром и шел очень медленно. Водители явно никуда не торопились, практически “спали” за рулем, и поэтому строить какие-то планы о том, где именно мы окажемся во второй половине дня, было невозможно. Решение пришло само – когда проезжали Горно-Алтайск, мы с друзьями решили просто выйти из автобуса, добраться до города, где к тому времени установилась ясная погода, и дальше уже на месте найти лучшую точку для наблюдений.

Местные жители подсказали нам, что лучшим местом, где уже начали собираться все желающие посмотреть затмение, была гора Тугая (ударение на последней букве), самая высокая точка в окрестностях города. Туда-то мы и направились. Пришли заранее, за несколько часов до затмения, но на саму вершину подниматься не стали, а расположились на склоне и стали ждать. На штатив я поставил Canon 5D с телевиком Carl Zeiss Mirotar 500/8, защитив его солнечным фильтром Baader Planetarium, и параллельно приготовился снимать общие планы на Canon 350D с Тамроном 18-200.

В телевик в 16-50 местного времени мы увидели первое касание. И тут началось напряженное ожидание дальнейших событий. Постепенно луна все больше закрывала солнечный диск, и, хотя поначалу никаких изменений на солнце невооруженным глазом заметно не было, становилось все темнее, а в природе начали происходить удивительные изменения.

Перед затмением:

Во-первых, пришли облака. Сначала я посетовал на то, что они испортят нам картину наблюдений, однако потом понял, что они были настоящим даром небес. На них, как на экране, разыгралась потрясающая световая картина, сопутствовавшая закрытию солнечного диска и появлению первых солнечных лучей. Облака эти были сами по себе довольно необычные, они были словно тонкой работы бахрома, аккуратно и бережно прикрывшая солнце, немного ослабив его блеск, но нисколько не ограничивая видимость картины происходившего.

Свет солнца через эти облака был совершенно необычным, мягким, словно частью пейзажа какой-то другой планеты:

Когда луна уже заметно закрыла солнечный диск, первым делом замолчали птицы. Незакрытая часть солнечного диска через просветы в облаках излучала потрясающие лучи:

За несколько минут до полной фазы стало уже совсем темно, и полная тишина воцарилась вокруг нас. Неожиданно, все разом, перестали стрекотать кузнечики. На облаках в это время начала разыгрываться грандиозная, мощная световая симфония, сопутствовавшая последним моментам закрытия диска солнца. Справа налево пробегали и били просветы между облаками яркие лучи, краски постоянно менялись, от нейтрального белого до темно-оранжевого. Я назвал эту картину “Сотворение Мира”, она чем-то напоминает иллюстации Густава Доре к “Книге Бытия”. Действительно, в это время Свет проходил через символическую смерть и грядущее возрождение из Темноты, чтобы осветить мир своими новыми, заново рожденными, ясными лучами.

И, наконец, последние моменты перед полным затмением:

Самым удивительным моментом был “последний луч”. Произошло то, чего я никак не ожидал. В последние секунды перед полным закрытием солнце сияло особенно ярко, слово бы крича пронзительным криком о своих последних мгновениях. А потом вдруг край солнца в последний раз ярко вспыхнул, по облакам пробежал яркий луч, переливавшийся всеми цветами радуги – от зеленого до фиолетового, и в ту же секунду настала полная темнота. Она была оглушающей – такое ощущение, что пространство вокруг схлопнулось, словно бы ты во мгновение перенесся в безвоздушность, которая гулко ударила по ушам абсолютной тишиной.

В телевик в это время было снято само полное затмение:

Прошло еще несколько мгновений, и с правого края темного диска вновь ударил первый, такой яркий, словно заново рожденный луч солнца. И через несколько секунд вокруг уже было светло, как обычно днем.

Нижележащий Горно-Алтайск вновь был освещен солнечным светом, постепенно приходя в себя после грозного небесного явления и, как ни в чем ни бывало, готовился встретить вечер.

А нам еще предстояло добраться до Барнаула, что превратилось для нас в отдельное, увлекательное приключение.

Краски Пномпеня

В январе 2011 года мне довелось побывать в Камбодже. В конце поездки заезжал в Пномпень, где посетил Национальный Музей и Королевский дворец.

Выкладываю фото оттуда, которые позволят прикоснуться к тамошним ярким краскам.

В Музее

Canon 50/1.2L


Canon 24-105L

В Королевском дворце


Canon 35L

Все фото в Adobe/Prophoto RGB.