Monthly Archives: September 2016

Фото дня – вечер на реке Березайке

Снято недалеко от Березайской плотины и места, где река вытекает из озера Пирос.
Чуть дальше на левом берегу находилась когда-то (XVIII-XIX в.в.) усадьба Поречье В.С.Азарьева.

Теперь там лишь большое поле, перекопанное и заросшее бурьяном в половину человеческого роста.

Образы Ладака. Часть 2 – видовые кадры

Мульбе. Заброшенная монашеская вихара в горах

Вид на долину Ваха из старого монастыря Мульбе

Чортены в Ламаюру

Заброшенные монашесткие вихары в Ламаюру

Монастырь Ридзонг

Статуя Боддхисаттвы Авалокитешвары в монастыре Ридзонг

Вид на горы от монастыря Ридзонг

Синие дали Ладака

Вид на монастырь Ликкир и статую Будды Майтрейи

Крепость Базго. Сторожевая башня на закате

Лех. Вид на старый замок и храм Будды Майтрейи на вершине пика Намгьялов

Лех. Конь Счастья.
Изображение коня Лунг-Та на чортене около королевского дворца

Лех. Вид на перевал Кардонг от королевского дворца

Лех. Статуя Дуккар (Ушнини-Ситатапатры)
в королевском дворце

Лех. Таши Гоманг чортен

Лех. Вид на королевский дворец

Лех. Чортены

Лех. Вид на ячменые поля

Ше. Вид на старый королевский дворец

Старинная ступа на “перекрестке путей” в Ше

Статуя Будды Шакьямуни (1655 г.) в храме в Ше

Ше. Вид на Занскарский хребет

В “долине чортенов” около Ше

Вид на монастырь Тиксе

Вид на долину Инда с крыши монастыря Тиксе

Монастырь Стакна (“Тигровая шапка”) над Индом

Вид на долину Инда от монастыря Хемис

Хемис. Статуя великого Ламы Стагсанга Распы

Хемис. Статуя Гуру Падмасамбхавы

Монастырь Чемре

Краски пустыни. Роспись в монастыре Чемре

В верховьях Инда

Верхний Инд. Игра красок на скалах

Вечер на озере Тсо-Морири

Образы Ладака. Часть 1 – Страна Майтрейи

Двигаясь вдоль древнего караванного пути из Кашмира в Ладак, вскоре после проезда Каргила у местечка Шергол путешественник попадает в широкую долину, въезд которой отмечен двумя чортенами, стоящими по сторонам дороги. Это знак того, что вы достигли буддийской земли, и за вами, пораженными прекрасными красками открывшегося вида, словно плотно закрылась дверь, отделив вас от последних километров суетливого, местами – весьма неопрятного мусульманского края. Вступив на землю Ладака, первое, что до глубины души поражает вас – исполинское изображение Майтрейи (от санскр. “Майтри” – “любящая доброта”), грядущего Будды, высеченное на одинокой скале в местечке Мульбек. Изображение имеет высоту в 9 метров, датируется VII-VIII веками, и было высечено вовсе не местными мастерами, а приглашенными из каких-то других земель (возможно, Кашмира). То, что мы встречаем в качестве первого мощного буддийского знака изображение не Самого Будды Шакьямуни, а Будды будущего – Майтрейи, сразу же говорит нам о том, что мы оказались на особой земле, где царствуют свои, не похожие на остальной Тибет, традиции.

Почитание Майтрейи в Ладаке имеет распространение едва ли не большее, чем Будды Шакьямуни. В каждом монастыре, большом или малом, вы обязательно найдете изображение Майтрейи, которое чаще находится или в главном алтаре, или даже в отдельном храме в виде исполинской красочной статуи. О том, что вера эта в наши дни бьет живым родником, говорит то, что мы встречаем изображения как старинные, так и совсем новые, построенные за недавно прошедшие годы. Художественное исполнение прекрасно, оно поражает вас глубиной и нежностью красок образа, воплощающего любящую доброту и заботу. Это не суровые отстраненные лики святых в христианских храмах, это – практически материнский облик, смотрящий на вас с глубочайшим участием из-под чуть прикрытых век. В Ладаке Майтрейю так и называют – Гьялва Чамба, Всепобеждающая любовь и Милосердие. Для народа Ладака, привыкшего обращать свои мольбы к Майтрейе во всех жизненных ситуациях, он стал кем-то вроде недремлющего заботливого заступника, созвучного нашему образу Св. Николая, несущего благословение и помощь на всех путях, которые, как следует из самого названия страны (Ладак – “Страна высоких перевалов”), бывают здесь очень и очень нелегкими.

И мы с полным правом можем назвать Ладак страной Майтрейи.

Изображение Будды Майтрейи на скале в Мульбе. VII-VIII в.

Изображение Будды Майтрейи в Алчи

Статуя Будды Майтрейи в Ликкире (23 м, 1997 г.)

Вид на монастырь Ликкир и статую Будды Майтрейи

Статуя Будды Майтрейи из храма в Ликкире

Статуя Будды Майтрейи (XVII в.) в Базго

«В старом храме, основанном королем Тхсе-дбанг рнам-ргьялом, имеется огромная статуя Майтрейи, Авалокитешвары и фрески. Древний дворец ладакских королей имеет небольшой монастырь Селджанг. В нем находится большая статуя бодхисаттвы Майтрейи, воздвигнутая королем Сенг-ге-рнам-ргьялом около 1610 г. Здесь же хранится древняя королевская библиотека Ладака. Насколько я знаю, ее содержимое никогда тщательно не исследовалось, а тома не были систематизированы. Базго была ареной серьезного сражения, когда монгольские войска осадили ладакского короля бДе-легс рнам-ргьяла, правившего между 1640 и 1680 гг.
Базго с полуразрушенными храмами и крепостями, построенными на обрывистых утесах, и причудливыми домами современной деревни, ютящимися между святилищами и песчаниковыми скалами, производит неизгладимое впечатление на путешественника; и я до сих пор лелею в памяти картину этого древнего уголка западного Тибета. Здесь, как уже было сказано, находятся самые старые монастыри Ладака.»

(Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. Глава I – Кашмир-Ладак)

Стауя Будды Майтрейи (тантрическая форма)
в храме Чам Чунг в Базго

Изображение Будды Майтрейи из храма близ
королевского дворца в Лехе (“Красный Майтрейя”). XVI в.

«Около дворца в отдельном храме помещается гигантское изображение Майтрейи. Стенопись там очень величественна. Часто стенопись Италии или русских церквей бывала или мелка или обща по пятнам; но здесь бросилось в глаза необычное сочетание широты понимания общих пятен с богатыми деталями. Изображение Майтрейи — на двух этажах. До пояса — на нижнем, Лик — на верхнем. Может быть, это разделение статуи сделано позднейшими соображениями, но идейно оно замечательно. Приходящий человек как бы не мог охватить сразу все величие символа. Надо подняться на следующий этаж, чтобы достичь Лика — как бы высшего мира. Нижний этаж тонет в сумраке, а наверху через узкие окна (без стекол) вливаются лучи яркого, всепроникающего солнца…»
(Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

Лех. Статуя Будды Майтрейи из храма
на пике Намгьялов (“Желтый Майтрейя”). XV в.

«Самый древний храм Леха, расположенный на скале Нам-ргьял рцэ-мо, посвящен Майтрейе. По преданию, его воздвиг раджа Бум-лДе.»
(Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. Глава I – Кашмир-Ладак)

Вид на пик Намгьялов и храм Будды Майтрейи

Лех. Изображение Боддхисаттвы Майтрейи на камне. X-XI в.в.

«Столица Ладака изобилует ступами, мендонгами и каменными изваяниями. … В деревушке Чангпа имеются два замечательных каменных изваяния, одно из которых принадлежит Будде Сакьямуни, а другое Будущему Будде. Сакьямуни изображен стоящим, руки сложены в жесте наставления
(дхарма чакра-мудра). Ему помогают Майтрейя и Падмапани, находящиеся по обеим сторонам главной фигуры. Второе изваяние принадлежит Майтрейе, который держит четки и вазу, или бум-па. Следует отметить, что повсюду в Ладаке Майтрейя представлен с четками в правой руке, а не со стеблем цветка лотоса, как это принято изображать на бронзовых фигурках в Центральном Тибете. Очевидно, что четки принадлежат к более древней традиции.»

(Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. Глава I – Кашмир-Ладак)

Лех. Изображение Будды Майтрейи
на камне в северной части города

Изображение Будды Майтрейи в монастыре Спитуг

Изображение Будды Майтрейи в монастыре Пхьянг

Изображение Будды Майтрейи из монастыря Тиксе
(1970 г.)

Еще одно изображение Будды Майтрейи
в монастыре Тиксе

О Великой Книге Природы

В этой краткой заметке я постараюсь изложить свой взгляд на фотографию  и ее предназначение.

Часто приходится слышать: зачем нужна реалистичная фотография? Кому могу быть интересны 100% природные краски? Ведь они так скучны, никому не понравится такое фото.

На что мы ответим: вы не понимаете самых важных вещей. В красках природы, в сочетаниях ее полутонов и цветов заложена великая истина об окружающем мире – мире, созданного величайшим Разумом. И Его творение несет на себе отпечаток Его Мудрости. Все наше представление о красоте, и допустимых или недопустимых красках и образах происходит именно из природы, отдаем мы себе в том отчет, или нет. И в том, как вечернее солнце красит облака, заключено грандиозное Откровение и самая главная Формула, которая в едином, целостном образе, словно в открытой книге, дает нам все знание об окружающем мироздании. Нужно лишь открыть глаза и научиться читать эту книгу. Вместо этого мы стремимся разделить эту целостность на части, на малозначительные детали, пишем тысячи разных формул, а потом снова пытаемся из них сложить первоначальное единство, которое почему-то было нами не замечено, не оценено и, по неразумию, отброшено.

Так будем же учиться видеть, внимательно и углубленно наблюдать за красками природы, их осмысливать, запоминать и пытаться воспроизвести. И фотография будет нам в этом отличным помощником.

Италия. Рассвет над Монтегаббионе (“Град Обреченный”)

Вечерняя буря над Сполето

Закат над Лигурийским морем