Все мы хорошо знаем этот прекрасный Триптих 1931-го года, хранящийся в Общественном Музее имени Н.К. Рериха в Москве.

Также известно, что центральная его часть – картина “Великая Матерь” – написана по мотивам знаменитого витража в соборе города Шартр во Франции. Это один из древнейших среди сохранившихся витражей Франции. Он знаменит своими яркими красками, секрет которых ныне утрачен. Витраж называется Notre-Dame de la Belle Verriere – досл. “Богородица из Красивого Стекла” и изображает Богоматерь и Иисуса в окружении Ангелов и деяний Христа.
Н.К Рерих развивает идею витража и изображает на месте Младенца Жанну д’Арк. Конечно же, идея картины заключается в подобии Жанны Христу, “подражании Христу”, как говорил Фома Кемпийский, когда ученик не просто поклоняется Учителю, но деятельно следует Его пути и становится подобным Ему. Средневековое согбенное, униженное преклонение сменяется идеей богоподобия. Как учил великий Будда, нет ни одного Святого и Просветленного, который не был бы когда-то человеком и, пройдя путем саморазвития, достиг высочайших вершин духа. И разве не можем мы сказать, что Жанна Д’Арк прошла путем, подобным пути Христа, имела сверхчеловеческие качества, была бесстрашным воином и гениальным стратегом, словно бы она и не крестьянская девушка, и спасла свою страну. И при этом она была настоящей святой – скромной, сострадательной, добросердечной и абсолютно бескорыстной. Она спасла Францию, подобно тому, как Христос спас мир, и претерпела за это те же крестные муки.

Prophoto RGB.
Моя статья “Жанна Д’Арк – выразительница Идеи о Богочеловеке”.