Про оптику от Contax G

В преддверии скорого, уже очевидно реального анонса полнокадровой беззеркалки от Sony, возникают вот какие соображения:

  • Неизвестно, какого качества матрицу туда поставит Sony, возможно — они опять наступят на те же самые грабли, что и с первыми Нексами, поставив неадаптированный на краях сенсор от обычной зеркалки. А возможно, и учтут свой горький опыт, как они поступили с Nex-5N. Будем надеяться, что так и будет. Это значит, она вполне сработается и с дальномерной оптикой. В любом случае — матрица будет по типу той, что уже стоит в RX1 — то есть 24 Мпикс, и возможно без АА-фильтра, что для дальномерных стекол полезно. В этом смысле, выход камеры RX1-R без АА-фильтра намекает нам на уже начинающуюся унификацию. Однако, если камера поимеет успех (что скорее всего, на первых порах, так и будет) — она станет сигналом и для других производителей выпустить аналогичные продукты.
  • Главная идея — компактность. Камера будет легкой, по типу все той же RX1. Это значит, что и оптика на ней должна быть компактной. По начинке наверняка будет аналог Nex-7 — развитые органы управления и встроенный OLED-видоискатель.

Спрашивается, почему бы и не попробовать поснимать на такую камеру? Вот только главный вопрос — а где взять оптику? Сейчас у Sony на полнокадровый E-mount нет ничего, кроме старой зеркалочной оптики. Все прочие E-mount объективы — кропнутые, и вообще посредственного качества даже на кроп-матрицах. Наверное, Sony приурочит к выходу камеры и анонс нескольких новых полнокадровых объективов, но наверняка они будут дорогими (так как планируются, по слухам, фиксы Zeiss и G-зумы), хотя и с автофокусом и прочими прелестями автоматики. Другая традиционная альтернатива — фиксы от системы Leica-M — еще более небюджетная материя, с которой совсем пропадает смысл в такой камере как дешевой и компактной альтернативы зеркалкам. При всем при этом, хочется заиметь качественную, желательно брендовую, оптику малых размеров и отличного оптического качества.

И вполне логичным решением в этом случае становится линейка дальномерной оптики от Contax G. В сущности, на сейчас мне она кажется наилучшим выбором, и вот почему:

  • это проверенная годами линейка фиксов с самыми нужными фокусными расстояниями: 21, 28, 35, 45 и 90 мм.
  • оптическое качество этих объективов безупречно: они обладают фирменным цейсовским цветом, очень породистым рисунком и феноменальной резкостью. Особенно в этом плане выделяются 21, 28, 45 и 90 мм объективы.
  • они чрезвычайно легкие и компактные.
  • у них приятная внешняя эстетика.
  • у них есть привод автофокуса, который на кропнутых Нексах уже сейчас работает через специальный переходник Techart. А ручное управление диафрагмой и фокусом на беззеркалке с пикингом и лайф-вью не представляет никаких проблем.
  • и наконец, пока еще они на вторичном рынке весьма дешевы, так как (пока что) не совместимы ни с одной полнокадровой цифровой камерой. Что, вероятно, очень скоро изменится, может уже через месяц. В любом случае, даже если первый ФФ-Некс окажется не самой удачной для них камерой, приобретение линейки этих объективов имеет смысл с прицелом на будущие модели полнокадровых беззеркалок.

Ken Rockwell так отзывается о фиксах для Contax G:

  • Biogon 21/2.8. Чрезвычайно резкий объектив, самый резкий из всех вариантов 21-мм дальномерных объективов. МТФ’ы на сайте Цейса нам недвусмысленно говорят о том же. Дисторсия (в отличие от печально известного зеркалочного Дистагона 21/2.8) — исчезающе малая. Именно поэтому и есть такой большой интерес к дальномерным ШУ-объективам на новых камерах. Ретрофокусная схема не дает такого же качества, как ни старайся. Это самый дорогой объектив в линейке, ~650 USD за б.у. Рейтинг на сайте photodo.com — 4.3, что беспрецедентно высоко для ШУ-объектива.
  • Biogon 28/2.8. Все то же, что сказано выше про 21/2.8, применимо и к нему, однако дисторсия даже меньше, а резкость на аналогичном уровне, не уступающем дальномерной Leica-M 28/2.8 Asph. Объектив при этом очень компактный и выполнен по полностью симметричной схеме. Стоит на вторичном рынке от 280 USD. Рейтинг photodo.com — 4.2.
  • Planar 35/2. Выполнен по схеме простого симметричного дабл-гаусса, что в мире зеркальных камер уже невозможно — из-за более длинного рабочего отрезка. Теоретически, это должно благотворно влиять на резкость, уровень аберраций и рисунок. Однако взгляд на МТФы на сразу показывает, что он более слаб на краях кадра, чем те же биогоны. При этом, Роквелл считает 35-мм объектив все равно весьма резким (в сравнении с зеркалочными вариантами аналогичных объективов), хотя и чуть мягковатым на открытой, а его боке — довольно нервным. Дисторсия есть, но минимальная. На вторичке это объектив встречается пореже, чем те же 28-й и 45-й, и стоит ок. 350 USD. Рейтинг photodo.com — 4.1.
  • Planar 45/2. Стандартный штатник для Contax-G камер — еще более классический симметричный дабл-гаусс, чем 35-ка. Схема очень простая, объектив маленький и довольно дешевый (~300 USD), однако, по словам Роквелла и сайта photodo.com — это один из самых резких объективов в мире с индексом в 4.7, который уступает лишь могучему Canon 200/1.8L. Для сравнения, такие заслуженные зеркалочные штатники, как Canon 50/1.4 или Zeiss Planar 50/1.4, получили лишь по 4.4-4.5.  Дисторсия есть, но минимальна, боке среднее, чуть хуже нейтрального (видимо, из-за 6-лепестковой диафрагмы).
  • И наконец Sonnar 90/2.8. Телевик-портретник на схеме Зоннара, который оптически является двойником Zeiss Sonnar 85/2.8 от Contax-Yashica. Объектив, опять же, очень компактный и легкий. Я имел возможность поснимать им, пересаженным на байонет EOS, на своем Сanon 5D mark II, и результат меня очень приятно удивил. Во-первых, у объектива потрясающе насыщенный и звонкий цвет. Если это косвенно говорит про цветность всех объективов линейки, то она выше всех похвал. Во-вторых, он и впрямь чрезвычайно резкий, подтверждая индекс photodo.com в 4.4 единицы. И в третьих, знаменитый классический, настоящий «зоннаровский» рисунок не может оставить равнодушным. Стоит он совсем дешево — ок. 200 USD на вторичке.

Какое же резюме по этой оптике? По сути, как говорится — «no-brainer». Компактная, легкая оптика с исключительными оптическими свойствами (по крайней мере — в сравнении с аналогами на пленке), которая стоит сейчас более чем разумных денег. Да еще и с возможным автофокусом. У всех объективов простые (с минимальным количеством линз), но эффективные оптические схемы, отличное просветление T* и стекло высшего качества, что дает чистоту и прозрачность картинки. Ничего большего мне, на маячащую на горизонте полнокадровую беззеркалку, и не нужно.

Запись опубликована в рубрике Contax, беззеркалки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.