Про оптику от Contax N (общий обзор)

Я уже касался некоторых объективов из этой серии, теперь хочу сказать несколько слов про всю линейку в целом. Для начала общие данные:

  • Анонс системы Contax N (от New – новый) состоялся в 2000 году, как нового поколения зеркальных камер и оптики. Они с самого начала четко позиционировались, как и самая первая в линейке камера Contax N1, как high-end-сегмент, тщательно дистанцированный от сегмента массового (хотя и тоже очень качественного) в лице линейки Contax-Yashica (C/Y), которая продолжала существовать параллельно. Производилась вся техника японской фирмой Kyocera под строгим контролем Цейса; фактически мощности Киосеры просто использовались Цейсом как внешняя площадка производства.
  • Новая линейка, в отличие от старой, полностью мануальной системы С/Y, получала все горячие инновации последних лет – автофокус (за счет встроенных в объектив моторов, некоторые из которых были даже ультразвуковыми), электронная диафрагма, новый (никак не совместимый со старым C/Y) байонет с большим диаметром и рабочим отрезком в 48 мм. Байонет изначально проектировался и для пленочных, и для цифровых применений.
  • Именно в этой линейке появилась первая в мире полнокадровая цифровая камера – Contax N Digital, с 6-Мпикс CCD-сенсором Philips.
  • Оптика (предмет нашего интереса) также была спроектирована с учетом новых требований – автофокуса и необходимости работы как на пленке, так и на цифровых сенсорах. Появились совершенно новые оптические схемы, непохожие на классические, применявшиеся ранее для Contax-Yashica, стали широко применяться fluoro-crown стекла с аномальной дисперсией (AD), которые Цейс применяет как аналоги широко распространенных UD (Canon) и ED (Nikon/Olympus) стекол, а также асферика. Цейсу принадлежит патент на гибридные асферические поверхности (когда на стеклянную сферическую поверхность наносится аккуратно формируемая асферичная накладка из прозрачных полимеров), и именно этот тип асферики стал широко применяться в новой оптике. Напомню для сравнения, Canon сначала пошел путем изготовления шлифованной асферики, однако сейчас тоже массово применяет гибридную асферику (наряду со шлифованной и литой) как более простой и дешевый способ получения асферических поверхностей.
  • В новой оптике, несмотря на новые технические решения в виде плавающих схем, требующих легких, подвижных фокусировочных элементов, сохранялся принципиальный для Цейса стандарт механической прочности конструкции, который долгие годы понуждал производителя делать основательные металлические конструктивы. Поэтому все объективы линейки Contax N – тоже массивные, крупные и тяжелые, напоминающие своми размерами среднеформатные. Встроенные моторы заметно увеличили их размеры по сравнению с объективами для C/Y.
  • Цветовая сигнатура этой линейки оптики стала итогом многолетней эволюции линейки оптики от Contax-Yashica и других, дальномерных и зеркальных, систем. Создавалась она одновременно со своими аналогами от Contax-645 по единым стандартам высшего качества, встав на еще более продвинутый уровень. Высокая цена оптики обеих линеек подразумевала применение новейших просветлений T* и самого качественного оптического стекла. В общем, здесь не экономили на спичках.
  • В 2005 году система Contax N прекратила свое существование, а компания Kyocera прекратила заниматься фотопродукцией. Цены на Contax N были слишком высоки, а развитие системы в народившемся динамичном мире цифровых камер – слишком медленным, что предопределило быстрое падение ее конкурентоспособности и спроса.

Итак, перед нами уникальное в мире 35-мм оптики явление. Последний “настоящий” Цейс, сделанный фактически “самим Цейсом”, да к тому же с интересной начинкой в виде развитой электроники – автофокуса и диафрагмы. Позднейшие альянсы Цейса с компанией Cosina для производства нынешних ZE/ZF объективов – это скорее более бюджетное, во многом упрощенное решение на потребу рынку. Что же касается линейки оптики ZA, разработанной в сотрудничестве с Sony для линейки камер Sony Alpha, то Цейс здесь не имеет никакого отношения к производству – он лишь разрабатывает оптическое решение под требования Sony, которая сама оптику и производит.

Линейка оптики Contax N в целом, к сожалению, не так уж велика, хотя потребности практической фотографии покрывает вполне. С другой стороны, создать ее всего за пять лет – это немалый труд. В линейку входят следующие зумы:

  •  Vario-Sonnar 17-35/2.8. Передовой для своего времени объектив, очень сложный по начинке (3 AD, 3 asph стекла), крупное и тяжелое “ведро” с фильтром в 95-мм. Очень резок на 17 мм, далее с увеличением фокусных потихоньку падает по качеству. Сравним оптически с Canon 16-35/2.8L II, где-то лучше (особенно на 17 мм), а где-то (середина диапазона) и уступает. Был представлен уже под занавес существания системы, в 2002 году, и соответственно выпущен в довольно малых количествах (ок. 1500 штук). Посему, на вторичном рынке встречается редко и в хорошем состоянии стоит дорого (1300 USD и выше, по ценам Injapan.ru). Интересно, что когда Цейс проектировал Vario-Sonnar 16-35/2.8 для Sony, то за основу была взята именно эта модель для Contax N.
  • Vario-Sonnar 24-85/3.5-4.5. Штатный зум для Contax N1 – дорогих камер в линейке. Объектив весьма распространен и на вторичке стоит недорого (ок 350 USD в состоянии нового), но этот факт не должен вводить в заблуждение: это действительно качественный и сложный по начинке зум – 2 AD (fluorocrown) элемента и 2 асферика. То есть он ничем не хуже, чем например новейший Canon 24-70/4L IS, выпущенный в 2011 году. Оптическое качество – соответствует. Имеет довольно быстрый micro-USM автофокус (как на Canon 50/1.4 или 70-300 IS), при этом объектив довольно компактный и легкий.
  • Vario-Sonnar 28-80/3.5-5.6. Китовый зум для дешевых камер, т.е. Contax NX. Хоть нигде этого и не сказано прямо, но этот объектив разработан компанией Sigma и лишь немного модифицирован Цейсом (просветление T* на стеклах). Производился тоже на мощностях Сигмы и по схеме от аналогичной, выпущенной на все прочие распространенные байонеты Сигмы, ничем не отличается. Сам Цейс утверждает приватно, что дескать “он хороший, иначе бы мы его не взяли”. В общем, вполне подходит под их стандарты, а потому и нечего тут сокрушаться присутствию Сигмы. Я сам им не снимал – не знаю, но подозреваю, что по картинке от топовых объективов линейки, сделанных самим Цейсом, он все-таки должен отличаться значительно. Привод АФ – обычный шумный шаговый мотор типа “вжик-вжик”, ручная дофокусировка в любой момент (FTM, как на старших моделях), без переключения режимов – недоступна. Интересная особенность – макрорежим 1:2, включаемый отдельным переключателем. Стоит на вторичке – относительные копейки, ок 100-150 USD.
  • Vario-Sonnar 70-200/3.5-4.5. Позиционировался как дополнение к 28-80 – бюджетный телевичок для простых камер. Очень компактный и легкий объективчик, разработан тоже при участии (аккуратно говоря) Сигмы, и ею же и производился. Однако, от 28-80 в этом смысле есть большие отличия. В патентной базе Сигмы он нигде не упомянут, также нет у Сигмы и объективов, хоть отдаленно на него похожих. В связи с этим, можно считать, что скорее всего разработан он был самим Цейсом (или даже Киосерой), однако отдан в производство на мощности Сигмы с целью снижения затрат и конечной стоимости. И пусть этот факт, опять же, не вводит никого в заблуждение – объектив заслуживает самого пристального внимания. При его умеренных массогабаритах он содержит 9-лепестковую диафрагму (у “старшего” цейса 70-300 – 8-лепестковая!) и обладает удивительно приятным, объемным рисунком в сочетании с отличной резкостью. А вот на приводе автофокуса сэкономили – здесь тоже стоит обычный шумный шаговый моторчик, который не совместим с FTM. Стоит на вторичке дешево – ок 250 USD в состоянии нового.
  • Vario-Sonnar 70-300/4.0-5.6. Флагманский, дорогой телезум, шедший в пару к 24-85. По начинке – впечатляет, тут и сложная плавающая схема со многими элементами, и fluoro-crown стекла, и солидный прочный конструктив, и довольно быстрый автофокус на основе micro-USM мотора с возможностью FTM. Здесь лежит небольшой его обзор и сравнение с Canon 70-300L. Объектив демонстрирует вполне ясно нам то главное, чем хороша вся оптика Contax N – замечательный цвет и прозрачную картинку с отличной резкостью. Причем стоит этот объектив секонд-хенд не так уж много – 260-350 USD в отличном состоянии.

А также и фиксы:

  • Planar 50/1.4. Фактически, это старый-добрый полтинник от Contax-Yashica, который был вставлен в новый корпус и снабжен micro-USM автофокусным мотором с FTM. Оптическая схема 1-в-1, возможно применены более новые просветления. Кому-то нравится эта живая классика. Объектив кстати недешев – 450-500 USD.
  • Planar 85/1.4. А вот этот объектив – штука уникальная, больше ни в каких системах не встречающаяся. Много про него сказано здесь, добавлю лишь, что он был выпущен в конце 2002 года и вместе с 17-35 является одним из наиболее редких в системе (выпущено не более 1000-1500 штук). Но в нем есть настоящая магия, не меньшая, чем в Canon 85/1.2L. Идеальная 9-лепестковая диафрагма и довольно шустрый (в сравнении даже с 85/1.2L второй версии) и точный привод автофокуса с возможностью FTM довершают картину.
  • Makro-Sonnar 100/2.8. Еще один уникальный объектив, обзор которого можно почитать здесь. Не имеет ничего общего ни со 100-мм макро-планаром для Contax-Yashica, ни с более новым макро-планаром 100/2 для ZF/ZE, которые являются объективами с ручной фокусировкой и используют гораздо более простые оптические схемы. Помимо резкости и очень плавного, маслянистого размытия в ближней зоне, объектив дает потрясающий цвет, который, возможно, и является его главным достоинством. 7-лепестковая диафрагма, МДФ в 0,32 м и весьма шустрый шаговый привод АФ с возможностью FTM помещаются в неубиваемом железном корпусе-тубусе нескромных размеров и веса.
  • ну и наконец Tele-Apo Tessar (TAT) 400/4. Объектив специфический и очень редкий, тоже выпущенный уже под занавес существования системы в 2002 году и, видимо, обозначающий собой начало так и не состоявшейся линейки профессиональных супер-телевиков. Известно про него следующее: судя по МТФ-ам, объектив одинаково резок по всему полю как на открытой, так и на прикрытых диафграмах. Практика подтверждает – резкость объектива исключительная. Приставка АПО в названии для Цейса никогда не была пустым звуком – это значит, в нем и впрямь минимум хром. аберраций и все тот же отличный цвет. При довольно простом дизайне из 7 оптических элементов, да при приличной входной апертуре это означает лишь одно: почти все стекла в нем – дорогие AD-элементы. При своем немалом фокусном объектив довольно легкий и компактный.

Вся эта замечательная оптика, созданная с такой любовью, рисковала быть потерянной навеки с крахом системы Contax N в 2005 году. Новых камер, в особенности цифровых, уже не предвиделось, все разработки были свернуты. Над оптикой замаячила вполне серьезная угроза стать частью никому не нужной, “мертвой” системы, которая, будучи полностью электронной, к тому же ни через какие переходники-адаптеры не совместима с прочими “живыми” системами; в последние ее дни она распродавалась по смехотворно низким ценам. И так бы оно и было, если б не канадская фирма Conurus, которая, приметив идеологическое сходство объективов Contax N и Canon EOS, не научилась заменять в контаксовских объективах электронику, делая их полностью совместимыми с зеркальной системой Кенона, самой развитой на рынке. Переделка недешева, и имеет ли она смысл? Я не вижу смысла тратить деньги, например, на 50/1.4 и 28-80, так как первый можно купить дешевле в исполнении для ZE (пусть и без автофокуса), а второй и вовсе простенькая Сигма. Уникальность же остальных объективов, их потрясающий цвет и контраст, прекрасный рисунок, мне кажется, заслуживают того, чтобы поснимать хотя бы двумя-тремя их них.

В настоящее время я владею почти всеми этими объективами, кроме 28-80, 50 и TAT. И скоро, надеюсь, смогу выложить много новых фото с 17-35, 24-85 и обоих телезумов.