Сага о совершенном полтиннике…

… а именно, об анонсированном вчера Zeiss Otus APO-Distagon 55/1.4.

Заявив его как начало новой линейки оптики самого высокого качества, “какое только было в мире 35-мм камер”, немцы не скупятся на эпитеты: здесь вам и свобода от любых видов аберраций (APO-полтинник! не слыхали про такой?), и выдающаяся резкость по полю, и “новый бенчмарк” для все прочих производиетелей, и уникальный medium-format look в картинке, снятой на открытых диафрагмах. Примеры впечаляют. Впрочем, цена (4000 USD) за неавтофокусный объектив поражает не меньше.

Попробуем разобраться, как устроен этот новый “царь горы” качества 35-м оптики.

Print

  1. Начнем с оптической схемы. Это Дистагон, то есть ретрофокусный “ширик” по схеме с кучей оптических элементов. А никакой не дабл-гаусс, коих 99% среди полтинников. Что это дает? Телецентричность! То есть лучи падают на матрицу максимально близко к перпендикуляру. Что снижает виньетирование и всякого рода цветовые сдвиги. Уникально ли видеть Дистагон с фокусным растоянием в 55-мм? Вообще-то, отнюдь даже нет. Таких было много в мире среднего формата, с кругом покрытия, превышающим область 645-го кадра. В этом и заключен первый секрет: это фактически среднеформатный объектив, у которого основная часть “огрехов” (виньетирование + дисторсия) остается за пределами 35-мм кадра. Отсюда же – и нескромные размеры и вес.
  2. APO-характеристика, малый уровень поперечных и продольных хром. аберраций достигаются вполне привычными методами: использованием большого числа специальных стекол, и их таких из 12-ти элементов схемы ровно половина! Четыре обычных AD-элемента и два – совсем особенных, из стекла, которое в весовом эквиваленте стоит “дороже золота” (по словам самого Цейса).
  3. Малая дисторсия и высокая резкость достигаются применением высококачественной двусторонней асферики, стоящей на самом логичном месте – последней линзой перед матрицей.

Что же мы получили? Да ничего нового! Идеи все старые, просто они собраны воедино и качественно воплощены в стекле и металле. Хочешь высококлассный фикс-объектив – проектируй его с запасом, то есть делай большой круг покрытия, ставь внутрь много-много UD/CaF2-стекла и все оставшиеся “огрехи” аккуратно добивай асферикой нужного профиля. В этом же секрет высокого качества современных tilt-shift объективов вроде 17 TS-E и 24 TS-E II.

К чему это все я? А к тому, что Zeiss, конечно, большой молодец, но всем прочим производителям, в общем-то, ничего не стоит сей подвиг и повторить, выпустив аналоги по качеству, но по более гуманной цене. Canon вполне может забить подобный объектив под завязку своим флюоритом, да и двойная асферика давно уже не уникальная особенность из области “космических технологий”. Тот же Canon обещает ее массовое применение в новой версии 35/1.4L.