Полнокадровые беззеркалки от Sony — A7 и A7r: a brave new world.

Все-таки, как и ожидалось, событие состоялось, первая беззеркальная ФФ-камера (после патриарха в лице Leica) появилась на свет, и выпустила ее, как и было понятно задолго до того, фирма Sony.

A7r

Вопреки моим опасениям, камеры получились довольно-таки аккуратными и качественно сделанными. На сей раз, похоже, Sony взялась за ум и выпустила и впрямь нечто интересное и продуманное.

  • Sony отказалась от омерзительной эргономики и внешнего вида Нексов и скопировала общую компоновку и силуэт камеры (вплоть до деталей в виде вынесенного подальше от задней панели окуляра ЭВИ, самого 2,4 мпикс OLED ЭВИ и поворотного ж/к экрана) с удачного в этом плане Olympus OM-D EM-1. С компанией Olympus у Sony сейчас альянс, так что нет в этом ничего удивительного. Получилась вполне ладная, максимально компактная (насколько вообще позволяет компоновка) и в то же время прочно сделанная «тушка» со всеми необходимыми органами управления, приемлемым хватом и должным уровнем кастомизации функциональных кнопок.
  • опыт внедрения ФФ-матрицы в компактный корпус был ранее обкатан на RX1. Теперь Sony демонстрирует чудеса «плотности» упаковки компонент. Большой сенсор, поворотный экран, ЭВИ, нормальная боковая ручка под хват и куча механических органов управления, отчасти напоминающих своим расположением, опять же, RX1 — ни на чем не сэкономили. Колес управления теперь тут целых три (плюс одно для экспокоррекции), и все это настраивается по вкусу — можно сделать конфигурацию «a-la Nikon»,  а можно — «a-la Canon».
  • A7r (которая с 36-Мпикс сенсором) имеет дополнительно усиленный байонет и переднюю панель камеры — чтобы юстировка не уплывала при использовании тяжелой оптики. Это тоже грамотный момент. Видно, что продумывали всесторонне. Такое отношение идет вразрез с пофигизмом прошлых лет, когда Нексы собирали «на коленке» из совершенно разномастных, неадаптированных компонентов, и это конечно же радует.
  • в наличии грамотно спроектированный сенсор, по-крайней мере в A7r. Видно, что над ним много думали и учитывали пожелания пользователей и все горькие ошибки прошлого.  Отсутствие АА-фильтра, например, решает сразу несколько задач: обеспечивает получение максимально детального изображения, упрощает работу с дальномерной оптикой с коротким задним отрезком (которая очень чувствительна к толщине «бутерброда» фильтров над матрицей), а также, как пишут здесь, положительно влияет на точность контрастного АФ при столь малом пикселе.
  • имеются в этом сенсоре (на его краях) также и сдвинутые микролинзы (offset microlenses), сделанные к тому же по беззазорному принципу (gapless microlenses — для максимально эффективного собирания света пикселем по площади). Вот как устроены микролинзы Leica M9, Sony же учла этот опыт, а также критику своих прошлых моделей Нексов, и теперь, по-крайней мере на бумаге, сделала все аналогично. Это все облегчает работу с дальномерной оптикой. И вряд ли работа A7r с нею будет хуже, чем у Leica M9. Больше того, слой микролинз намертво приклеен к сенсору — тоже чтобы сократить общую толщину слоя над матрицей. Фотодиоды матрицы максимально придвинуты к переднему плану, чтобы уменьшить глубину «колодца» и увеличить эффективный угол захвата входящего пучка света. Все грамотно, все продумано.
  • Sony больше не балуется 12-битными равами с непонятной внутренней компрессией — здесь честный 14-бит рав.

В общем, на первый взгляд, критиковать эти камеры пока особенно и не за что, и остается только сказать — «Браво Sony. Ты меняешься к лучшему и начинаешь выпускать осмысленные вещи». Очевидно, что A7r всячески адаптирована для «гиков» — людей, которые хорошо разбираются в нюансах изображения и ценят детализацию, любят поковыряться в оптике. По этой же причине, камера максимально адаптирована для применения сторонней (читай — Leica-M) дальномерной оптики. A7 — камера иного толка, более простая в деталях, но и более универсальная. По причине наличия фазового АФ и АА-фильтра она лучше подходит под широкий спектр применений, например записи видео. Перспективы A7r под видеозапись мне представляются сомнительным — муар будет несносным.

Но вот что самое интересное во всем этом — так это оптика. Обозначаются пять четких категорий объективов, с которыми теоретически будет совместима A7(r):

  1. Зеркальная ФФ-оптика Sony/Minolta для A-mount, ставящаяся на эти камеры через новые фирменные переходники LA-EA3/EA4. Представляют интерес, прежде всего, уникальные объективы Carl Zeiss — Vario-Sonnar 16-35/2.8 ZA, Vario-Sonnar 24-70/2.8 ZA, Distagon 24/2.0 ZA, Planar 50/1.4 ZA, Planar 85/1.4 ZA, Sonnar 135/1.8 ZA. А также Minolta 85/1.4 G, 135/2.8 STF, 70-200/2.8 G, 200/2.8 G APO и некоторые другие. Это все оптика экстра-класса.
  2. Дальномерная оптика от Leica/Zeiss/Konica/Voigtlaender/Canon и пр. для разных поколений дальномерных камер Leica и аналогов. Выбор огромен, на любую цену.
  3. Дальномерная оптика Zeiss от Contax G. Качество на уровне, цена пока еще довольно скромная. В ближайшей перспективе — даже поддержка автофокуса через адаптер от Techart.
  4. Зеркальная оптика семейства Canon EOS — через переходник от Metabones. Выбор поистине огромен, причем работают все функции: электронная диафрагма, стабилизатор и (пусть не очень шустро) — автофокус.
  5. «Родная», только начинающая появляться, полнокадровая оптика семейства FE для E-mount. И вот тут начинаются прям-таки фантастические странности, на которые хочется обратить внимание. Заходим на страницы японского сайта Sony и читаем… Казалось бы, несколько объективов со скромными параметрами — Zeiss FE 35/2.8, Zeiss FE 55/1.8, Zeiss FE 24-70/4 OSS, Sony 28-70/3.5-5.6 и Sony G 70-200/4 OSS. Воображение сразу же рисует простенькие оптические схемы для фиксов с аналогичными параметрами, щедро распространенных в мире зеркальных камер… Но что это? Оптические схемы оказываются поразительно сложными, а несоразмерная на первый взгляд цена становится более-менее понятной. FE 35/2.8 — 7 элементов в 5 группах, 3 (ТРИ) из которых — асферика. В мире зеркалок, как мы помним, ретрофокусная схема с одной асферикой для 35/2.0 уже показывает неплохие результаты. FE 55/1.8 — еще сложнее: тоже 7 элементов в 5 группах, 3 из которых опять асферика, причем два элемента — двусторонняя (!!) асферика. Потрясающе сложный дизайн для всего лишь 55/1.8 объектива… Зум Zeiss FE 24-70/4 OSS — аналогично: 12 элементов в 10 группах, 5 (ПЯТЬ!!) асферических стекол, 1 ED-элемент. Для сравнения — зеркальный Canon EF 24-70/4L IS:

24-70F4

отличный оптически, компактный объектив, содержит всего лишь две асферики и 2 UD-элемента. Весит всего на 100 грамм больше, чем этот беззеркальный Цейс, а по размерам примерно такой же. То же самое относится и к телезуму Sony G 70-200/4 OSS — 21 элемент в 15 группах, два из которых — «продвинутая» асферика («advanced aspherical»), а также Super-ED элементы. Цена его пока под вопросом, но я слышал, что вроде бы около 3000(!!) USD. Вспомним по ходу пьесы аналогичный Canon 70-200/4L IS — объектив практически безупречный. Очевидно, схема беззеркального телевика от Sony гораздо более сложная, чем даже отнюдь не простая схема Кэнона. Вы когда-нибудь встречали асферику в телевиках такого класса? Нет? Welcome to the new world.

Снова возвращаемся к вопросу о том, что, несмотря на открывающиеся, вроде бы, преимущества, вроде отсутствия зеркала и более короткого рабочего отрезка, оптика для ФФ-беззеркалки кажется гораздо более сложным изделием, чем классические зеркальные объективы схожих оптических параметров. И притом — не всегда более компактным. А значит, и гораздо более дорогим. Тесты конечно еще покажут, в чем реальные плюсы этой беззеркальной оптики, но предварительные тенденции вполне понятны. Нам преподносят новый идол — компактность, за который нам предлагается заплатить, в общем итоге,  куда большие деньги…

Какие последствия может иметь анонс камер Sony семейства A7? Мне видятся следующие:

  • спрос на камеры Leica M9/M240 — упадет. Фактически, они не могут предложить никаких преимуществ по сравнению с A7, кроме съемки через традиционный дальномер. А при наличии ЭВИ это далеко не всем нужно. Главное, что люди получат возможность снимать широчайшим кругом дальномерной оптики на гораздо более дешевые камеры, у которых к тому же выше разрешение. А это гораздо привлекательнее.
  • спрос и цены на оптику Contax G и «недорогие» дальномерные Лейки/Коники/Фойхтлендеры — вырастут. Дорогие дальномерные объективы и так стоят запредельных денег, там дорожать некуда :) .
  • на рынке появится множество переходников с E-mount на Canon EOS, Nikon G и прочее.
  • на первых порах спрос/цена на младшие модели ФФ-зеркалок не изменится, однако потом, если эксперимент Sony окажется удачным, гранды фотоиндустрии (Canon/Nikon) последуют ее примеру, а цены на младшие модели ФФ зеркалок пойдут вниз.
  • Зеркальную систему Sony, включающую в том числе и ее SLT-камеры, по-видимому, ждет судьба, аналогичная Four-thirds. Она будет постепенно вытеснена беззеркальной системой и вскорости отойдет в небытие. Sony анонсировала грандиозный роадмэп для новых камер, в котором значится в общей сложности 15 объективов. Как всем понятно, оптику разрабатывать гораздо труднее, чем камеры, и живет она на рынке заметно более долгий срок. Так что все усилия (не бесконечные отнюдь у Sony) разработчиков брошены отныне на FE-оптику, а старым зеркальным A-mount никто заниматься не будет. Да им и так уже, в общем-то (особенно в плане полного кадра), Sony практически не занимается уже несколько лет. Спрос на зеркальную систему Sony так и остался небольшим, а особой коммерческой выгоды от ее развития так и не вышло. Во времена кризисные это, увы, приговор.
Запись опубликована в рубрике Sony, беззеркалки, фото. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.