Отцы и дети

Мы уже исследовали генезис светосильных 85-мм объективов. Теперь обратимся к светосильным 135-кам. Начнем с пары, может быть, самых интересных среди современных: Canon EF 135/2L для Canon EOS, про предысторию которого я уже писал здесь, и Carl Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA для Sony Alpha. Два выдающихся примера в мире зеркальных камер, два оптических шедевра.

Говоря в своем обзоре про историю создания 135L, я упомянул совершенно новую оптическую схему, которая легла в основу его оптического дизайна. Однако, я не рассказал тогда, откуда она взялась. Оказывается, у нее тоже есть своя любопытная предыстория, которая может заинтересовать поклонников этого объектива. Давайте сравним вот что:

 ef_135_2l_usm_bd
Сверху вниз — Canon EF 200/1.8L (1988 г.), Canon EF 135/2L (1996 г.)

Сходство, я полагаю, налицо. 135L образован из схемного решения 200/1.8L путем небольших общих изменений — пропорционального масштабирования схемы и заменой переднего UD-стекла на обычное. Итого осталось только 2 UD-элемента, из-за чего 135L утратил совершенную APO-характеристику, свойственную 200/1.8L, и получил выраженные продольные ХА. В результате получился эдакий «бейби-вариант» легендарной светосильной 200-ки — с высокой резкостью уже с открытых, прекрасным рисунком и минимом поперечных ХА. Откуда «гены» такой картинки — теперь, я думаю, всем понятно. То есть схему 135L создавали не на пустом месте.

Но Canon не был единственным, кто создал 135-ку на основе светосильного ~200-мм объектива. Для Carl Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA история повторилась почти в точности. Этот не менее интересный своим рисунком и отличной резкостью объектив, как выясняется, «срисован» с Leica APO-Summicron R 180/2.0:

Untitled-2Сверху вниз -Leica-R 180/2.0 (1994 г.), Zeiss ZA 135/1.8 (2006 г.)

Сходство, действительно, очевидное, хотя оно и чуть менее выраженное, чем в паре Кэнонов. Состав стекол Лейки нам неизвестен, но для достижения АРО-характеристики конструкция таких объективов, в общем-то, обязывает широко использовать в них различные типы ED-стекол. Erwin Puts пишет, что самое переднее стекло этого объектива создано из особого состава и является чувствительным к условиям внешней среды (хрупкий флюорит?). Поэтому оно защищено стеклянной пластиной-фильтром. Очевидно, в этом смысле для Zeiss Sonnar 135/1.8 ZA тоже произошли упрощения, так как продольные ХА у него (с его двумя ED-элементами, в точности как и в случае со 135L) тоже весьма заметны. Leica и альянс Zeiss и Sony — совершенно не связанные компании, и прямого заимствования (опять же в отличие от Canon) тут быть, конечно же, не могло. Но, несомненно, дизайнеры учитывают чужие наработки.

Такие вот «отцы и дети». Полезно понимать, откуда что берется. Например, исходя из этой преемственности можем теперь прикинуть, каким будет новый 135/2L mark II. Вот 200/2L IS. Смасштабируем его до размеров 135-ки и, как в случае с 200/1.8L и 135L, выкинем одно UD-стекло. Зачем выкинем? Ну, не положено «низшему по рангу», да и не нужно уже при наличии флюорита. Один флюоритовый элемент по уровню коррекции равен двум UD, итого «эквивалентно» получается три UD — достаточно для APO-характеристики светосильной 135-ки. Останется схема, чем-то похожая на Zeiss 135 ZA, плюс один флюоритовый элемент, один UD элемент и оптический стабилизатор. Компактный, резкий и прекрасно рисующий апохромат с быстрым автофокусом — к вашим услугам.

Теперь перейдем к другим объективам в группе.

Запись опубликована в рубрике Canon, Sony, Zeiss, объектив. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.