Nikon — тропой маркетинговой войны

В 1970-е — 1980-е годы в мире 35-мм зеркальных камер был самый настоящий расцвет, эволюционный и рыночный «бум», когда и камеры, и оптика к ним стремительно развивались, разрабатывались новые фотопленки и системы массовой фотопечати. Все это с энтузиазмом встречалось покупателями — зеркалка считалась непременным атрибутом отпуска и вообще была почти в каждой семье. И многие компании — японские и немецкие, главным образом — участвовали в этом «буме», выходя на рынок со своими зеркальными системами. Nikon, Canon, Leica, Pentax, Olympus, Minolta, Contax, Sigma, Mamiya, Rollei, Alpa, Konica, Exacta — вот далеко не полный их список. А сейчас, в эпоху цифровых камер, осталось лишь пять из них — Canon, Nikon, Pentax, Sigma и Sony, которая полностью выкупила у компании Minolta фотографический бизнес, спасая последний от банкротства. Сейчас от той славной Минольты почти ничего не осталось, камеры существенно видоизменились, а оптика — получила совершенно новые линейки, да и от самой идеи зеркальной камеры, или хотя бы чего-то, ее отдаленно напоминающего, со старым Alpha-байонетом, Sony, видимо, в ближайшие годы совсем отойдет.

Pentax в 1970-1980-е годы был одним из грандов, производителем одной из самых популярных «любительских» систем на рынке. Более того, именно Pentax и изобрел в 1960-е годы концепцию зеркальной камеры, придумав пентапризму. Но в наши годы он пребывает в тени, утратив размах прошлых лет, давно уже не радуя поклонников какими-то прорывными новинками и словно катясь по инерции по протоптанной другими тропе… Странная судьба, но безусловно гордое наследие! Впрочем, именно история Пентакса нам показывает со всей очевидностью, насколько важно (и сложно!) даже для не самого безвестного производителя вовремя решить вопрос с хорошими матрицами для своих фотокамер. Без этого пропуск в новый для всех «традиционных» брендов цифровой мир получить не удастся. Pentax, как и Contax, одним из первых разработал когда-то полнокадровую цифровую камеру (Pentax MZ-D) — на 6 Mpix CCD-матрице Philips. Очевидно, свое цифровое будущее он связывал изначально именно с полным кадром, а не с теми вечно кропнутыми поделками (хорошие камеры, но все же), что ему приходится штамповать сейчас из года в год. Однако Contax свою камеру Contax N Digital все же выпустил в массовую продажу, и… через пару лет обанкротился. Вложения были велики, а матрица и результат с нее, как и спрос в итоге — ну так себе, и все — баланс был подорван. А Contax-то был не слабее Пентакса игрок. Пентакс же сделал прототип и проект свернул… Видимо, к счастью для себя. Но, в отличие от Кенона, у Пентакса своих матриц не было, и ему пришлось пойти путем Никона — начать покупать то, что более доступно на рынке. И вот здесь уже он не сдюжил, так как конкурировать с харизмой Никона и количеством его фанатов, готовых до бесконечности терпеть странности производителя, он не смог. Началось «влачение существования», в полной зависимости от того, что смогут выдать на рынок по гуманной цене производители матриц, сперва Sony, а потом и Samsung, с которым у Пентакса был недолгий альянс. Матрицы все были сплошь кропнутые, под них понадобилась своя оптика, которую пришлось срочно делать… Сформировалась какая-никакая армия пользователей, которая стала требовать новых камер… опять же кропнутых. Ну а пользователи, требуя новых камер, подспудно хотят и перспективы — полного кадра, не дождавшись которого, разбредаются в другие системы. Получился порочный круг, в который Пентакс против его воли и затянуло, и круг этот все сокращается и сокращается… И кончится это полным коллапсом, если в компании не возьмутся за ум и волевым решением не перейдут на полный кадр.

Sigma — это пример самурайского упрямства, камеры сугубо нишевые, со своими уникальными сенсорами типа Foveon и своей же, непрестанно развивающейся, оптикой. Для небольшой компании, занимающейся исключительно фотопродукцией — это, безусловно, подвиг, но особенного влияния на массовый рынок эта система не имеет.

Настоящих «грандов», выживших и укрепившихся в этой борьбе, осталось лишь два — Canon и Nikon. Nikon был в 1970-е годы твердым лидером рынка. Nikon — компания преимущественно оптическая, с давней историей, к тому же имевшая прочные связи с японской «военкой» времен второй мировой войны. Посему, стандарты качества у них — как надежности камер, так и дизайна и производства оптики — были безусловно высоки. Это и предопределило популярность их камер в среде профессионалов в «пленочную эпоху». Canon в те годы выступал на вторых ролях, постепенно развиваясь, но в рамках своего FD-байонета так и не сумев потеснить Nikon с роли лидера в мире профессиональной фототехники.

В недрах Canon, впрочем, занимались интереснейшими, прорывными инновациями в мире оптики и электроники, которые вскоре легли в основу системы EOS — самой продвинутой и эволюционно развитой на рынке, которая словно «всадник апокалипсиса» обрушилась в конце 1980-х годов на головы конкурентов и смяла их, раздавила своими возможностями. Новый, эффективный многоцелевой байонет, идеально подходящий для зеркальных камер и широчайшего спектра оптики для них, полностью электронное управление объективами, придававшее системе невероятную гибкость без старых ограничений в виде механических связок камеры с объективом, встроенные быстрые и бесшумные моторы автофокуса и диафрагмы, новейший умный многоточечный автофокус, сложная асферика, новые эффективные оптические схемы объективов, флюорит в телевиках, оптический стабилизатор… Всего тут и не перечислишь, но это был настоящий «дух нового времени». Конкурентам, неспешно выбиравшимся из эпохи 1970-х, лишь оставалось пасcивно наблюдать, как и массовый, и профессиональный рынок уверенно переходит на новую систему, которая с тех времен является твердым лидером фоторынка.

Но самое главное случилось в годы появления цифровых камер. Canon и здесь сумел все грамотно, взвешенно просчитать наперед, запустив производство своих собственных CMOS-сенсоров, которые предлагали прекрасный баланс возможностей при гуманной цене. И цифровые камеры Canon так же уверенно стали лидерами массового фоторынка, еще более укрепив позиции компании как безусловного «номера один» в мире фототехники. В профессиональном мире все получилось еще более эффектно — Canon быстро вывел на рынок продвинутые фотокамеры серии EOS-1Ds с полноформатными матрицами — еще одним чудом CMOS-технологии, с отличной картинкой, малошумными, полностью совместимыми со всей традиционной оптикой 35-мм стандарта, которые не оставили конкурентам на рынке никаких шансов, и полноформатные «единички» Canon быстро стали дефолтным выбором фотографа-профессионала. Вскорости цифровой «полный кадр» добрался и до любительского сектора, в виде замечательного Canon 5D, который при доступной цене открывал увлеченным любителям все богатство полноформатной оптики, что еще больше увеличило приток пользователей системы — ведь конкуренты ничего подобного не предлагали. Так сложилась современная система Canon EOS, где цифровые камеры на любой вкус органично дополняются прекрасной оптикой, без каких-либо «внутриклассовых» ограничений. Заслужен ли ее триумф? Да безусловно, ведь все это создано только лишь человеческими усилиями и трудом, направленным на постоянное улучшение качества вкупе со смелыми, научно оправданными инновациями.

Больше того, все эти идеи стали негласной основой и для камер конкурентов, которые в итоге пришли к той же самой концепции. Что такое современная цифровая зеркальная фотокамера? Это малошумный CMOS-сенсор, многоточечный автофокус, встроенный ультразвуковой мотор в объективе, схема которого — с асферикой и оптическим стабилизатором. Все это было впервые разработано и применено Кеноном.

Ну, а что же Nikon? Он, как мы помним, долго почивал на лаврах и привык, что его любят и уважают. У него всегда была эдакая самурайская гордость, которая до сих пор сквозит в его публикациях и рекламных материалах, по типу — «да мы все равно все знаем лучше всех». Конечно, из наследия 1970-х за Никоном вьется шлейф из нездоровой массы «фанатов», которые готовы были долгое время прощать своему кумиру некоторую неповоротливость и слепо повторять его рекламные слоганы. Но что же получилось на самом деле? По факту, случилась у Никона великая смута и растерянность. С выходом Canon EOS стало вдруг понятно, что нет у Никона ни каких-то особенных новых оптических технологий, ни нормального автофокуса, ни развитой электроники. Но нужно было держать рынок. И тогда начались рекламные игры, которые, по моему мнению, должны быть запечатлены отдельно, как образец беспардонного PR-обмана и наглой бесцеремонности.

  • Когда Canon, самостоятельно разработав специальные шлифовальные машины, стал массово ставить асферику в светосильные фиксы и широкоугольные зумы, добиваясь невиданных доселе оптических параметров, в Никоне только отмахивались. Но потом все же выпускали объективы вроде Noct-Nikkor 58/1.2 и Nikkor 28/1.4D, снабженные асферикой.
  • Когда у Canon появился быстрый многоточечный автофокус, в Никоне упрямо держались за  жужжащщую, люфтящую «отвертку», которую они, впрочем, без тени сомнений выкинули в компактных цифровых фотокамерах — «кастратах», как их называют в народе, лишив их пользователей целого класса доступной старой оптики и искуственно их ограничив лишь узким кругом кроп-оптики.
  • когда стало ясно, что быстрые и бесшумные ультразвуковые моторы в объективах, как предложено Кеноном — это благо для репортажной съемки, в Никоне никогда не признавали это открыто, все так же теребя свою отвертку, но потом преспокойно стали делать то же самое, быстренько придумав свой AF-S.
  • Когда у Canon вышли репортажные «Марки», бившие по 10 кадров секунду на телеобъективах, в Никоне даже не подумали что-то сделать с архаичным, механическим приводом диафрагмы, просто не успевающим отработать с такой скоростью. Но об этом все и молчат.
  • когда Canon стал внедрять флюорит в телевиках и зумах, с потрясающим качеством картинки в итоге, в Nikon писали победные реляции на тему — «да дерьмо этот ваш флюорит, наши инженеры верят в ED-стекла и сделают вам лучше». Лучше -  не получалось, получалось и тяжелее по весу, и слабее оптически, но фанаты предпочитали помалкивать, либо повторять все то же самое за Никоном, так как это означало бы признать свою очевидную глупость и посыпать голову пеплом. Впрочем, это не помешало Никону все так же втихаря выпустить новейший 800/5.6 FL, напичканный флюоритом в точности по образцу Кенона, и преспокойно написать — «а вот у нас инновационный флюорит, смотрите какой хороший объектив — конкурентам до нас как до Луны»…
  • когда Canon вышел в массы со своей собственной CMOS-технологией, Никон, выбравший в качестве своей стратегии покупку сенсоров на стороне, в противовес стал уверять — «да что вы, CMOS не дает качества, мы приверженцы старых добрых CCD-сенсоров, мы не коснемся этого безобразия!» Фанаты это старательно повторяли на форумах, выискивая высокоумные аргументы и публикации на тему — «почему CCD лучше CMOS». Но прошло всего несколько лет, и CCD-сенсоров в линейке камер Никона не осталось ни одного — едва лишь CMOS можно было начать массово закупать на рынке. А про те слова старательно забыли. Ну, или, накрайняк, переиначили их по типу «а CMOS Никона — он такой особенный CMOS, он лучше всех других CMOS’ов» :) И хотя все прекрасно знают, что матрицы для Никона все так же в основном поставляет Sony (что сам Никон тщательно скрывает, лживо называя их «уникальными матрицами разработки Nikon», так как хорошо понимает, что использовать чужие сенсоры фирме с мировым именем, на самом деле, несолидно), для фанатов те матрицы, что стоят в Никоне, и впрямь какие-то особенные: «они разработаны Никоном и только выпускаются Sony». Несмотря на полную идентичность маркировки самого сенсора в Никонах, Пентаксах, Фуджи и прочих. Вот такие извивы и придумки :) И мало кого из них беспокоит тот странный факт, что Sony, как разработчик сенсоров, гораздо опытнее, чем Nikon, и вряд ли ей нужны советы инженеров последнего. В общем, как бы не хотелось Никону тут создать себе антураж солидности, никаких матриц он сам не выпускает. Но он постоянно ищет, к кому можно обратиться либо за разработкой и производством, либо же за прямой закупкой готового сенсора, подходящего под их запросы — к Sony, Toshiba, Aptina или Renesas. Все собственные разработки Никона закончились на неудачных матрицах типа LBCast, стоявших в D2H, после чего все разработки на эту тему были прекращены. И что рынок выдает на сей момент — то Никон и покупает. И это во многом обуславливает возможные характеристики его фотокамер.
  • самый главный маркетинговый позор ждал Никон при выходе полнокадровых цифровых камер Canon. Никону быстро стало понятно, что их установка — покупать чужие матрицы для фотокамер, вместо кропотливой разработки своих собственных, — терпит полное фиаско, так как за разумные деньги никто полнокадровых сенсоров в те годы не предлагал. Сложно в проектировании и производстве, и очень дорого, да и по параметрам не совсем то, что у Canon — шумно, неэффективно, медленно. В результате, был запущен маркетинговый слоган «нам не нужен полный кадр!«, в бэкграунде которого Никон подробно внушал своих фанатам, что «для качества кадра фулл-фрейм это плохо», «что мы никогда не станем выпускать своих фулл-фрейм камер» и «оставайтесь с нами и смело скупайте кроп-оптику». Чего больше в этих словесах — элементарной технической беграмотности, близорукости или же циничного вранья своей «преданной публике» (так как в то же самое время уже полным ходом разрабатывалась линейка полнокадровых камер) — мне непонятно. Но публика, видимо недалеко ушедшая от баранов, довольно закивала головой; все неугодные тесты, где было видно превосходство фулл-фрейма — отвергла и стала повторять вслед за своим «царем-батюшкой», как попугаи — «нам не нужен фулл-фрейм!» Сколько было от них, «убежденных выискивателей превосходства кропа», скандалов на форумах, не перечесть. И каков уровень скудоумия за этим всем, не выразить в понятиях нормального человека. Ну не нужен вам фулл-фрейм, кто ж заставляет в конце концов? Зачем насильно убеждаете других людей в этом? Но грянул гром… В 2008 году Никон, без предупреждения, как ни в чем ни бывало, выкатывает на рынок D3. И всем всё стало понятно. Фанаты умылись, «массово купленная кропнутая оптика» отправилась на барахолку… Фанаты повернулись, как флюгер, и начали скандировать — «фулл-фрейм наше все!» и «до Никона-то и фулл-фрейма нормального толком и не было», и тому подобную чепуху. Но, как уже говорилось, всем все с тех пор более чем понятно, особенно про умственный уровень попугаев. А через несколько лет Никон, как ни в чем ни бывало, победно напишет у себя на сайте: «Мы являемся компанией с самым большим числом фулл-фрейм камер, предлагаемых к продаже» :) )))
  • когда у Canon появились камеры в 20 с лишним мегапикселей, у Никона, опять же, бывшего заложником ситуации с матрицами на рынке, ничего подобного пока не было. Ну, и начались заявления — устами, немного нимало, из топ-руководства: «А зачем нам 20 мегапикселей? Мы считаем, 12-ти (как в D700) вполне достаточно для всех нужд! мы не будем наращивать мегапиксели! нам это чуждо, вы что! мы будем думать о качестве!» Можно подумать, о качестве думаете только вы, в Никоне :) Но опять же грянул гром… Сперва вышел Д3х о 24-х мегапикселях… а потом и Д800 о 36-ти мегапикселях… Которые многим показались даже чрезмерными… И опять всем все стало понятно.

Список этот можно продолжать и продолжать. Но наверное и не нужно, так как самые яркие примеры «маркетинговой войны» здесь уже упомянуты. Это потрясающий пример беспардонной лжи и промывания мозгов пользователям. Лжи, которая легко говорится, и так же легко забывается, потому что Никон без обиняков берет и применяет чужие разработки, которые еще год назад он яростно критиковал. При этом, никаких сущностно новых идей за последние 20 лет самим Никоном так и не создано — все его как бы «непохожие на других» концепции показали себя во времени нежизнеспособными и недальновидными. Как, например LBCast- матрицы или беззеркалки Nikon-1. Я понимаю, что у Никона стоит вопрос выживания в непростых реалиях современной экономики, но ведь и конкуренты находятся в тех же самых условиях! Замечены ли были Canon, Pentax или скажем Leica в подобных безобразиях? Нет, ни разу. Ни малейшей неаккуратности со их стороны, никаких ложных прогнозов, никаких подковерных игр по отношении к конкурентам — все предельно корректно.

Главный вопрос, который возникает из этого всего — как же Никон относится к своим пользователям? Кто они для него — разумные, здравые люди, или же масса, которой можно вертеть направо и налево, выжимая из них деньги снова и снова? Почему же Никон считает, что:

  • людям можно беспардонно вешать лапшу на уши, вроде того же «никогда не будем делать фулл-фрейм», «смело покупайте кроп-оптику», хотя в то же самое время уже полным ходом разрабатывать D3? Или про «12 мегапикселей, которых всем достаточно»? или про «великий F-mount», который на словах незыблем и совместим через десятилетия, а на деле там общее только название, и чья компоновка приносит гораздо больше неудобств и ограничений, чем пользы?
  • можно открыто воровать чужие разработки (как например с дизайном мыльниц P7000 и Р300) и без тени сомнений продавать как свое, уникальное?? кто возьмет это в руки?
  • можно спокойно менять каждый год вендоров матриц, скупая что ближе лежит, не прикладывая никаких особенно усилий по унификации их цветовой сигнатуры? В результате, каждый раз с выходом новой камеры народ с тревогой ждет — «а что там с цветом-то у новой матрицы? опять сюрпризы?» И потом по три года ищет методы волшебного «профилирования», «недоэкспонирования», «накручивания фильтров» и прочей забивающей мозг чепухи, чтобы картинка стала хотя бы как-то удобоваримой и условно приятной. В попытках оправдать свои чудесные камеры они готовы даже изнасиловать свое естественное цветовосприятие, придумывая всякие «рефлексы», «естестенные цвета» и так далее, что со стороны смотрится, как минимум, просто смешно.
  • можно, в итоге, преспокойно подменить нормальную и понятную цветовую характеристику матриц и итоговую картинку, кривизна которой в последние годы (в лице D7000 и D600/D800) стала притчей во языцех, абстрактной погоней за динамическим диапазоном, ISO и прочим, попутно отвратительно манипулируя мозгами через родственные сайты вроде ДХО, однозначно работающие на Никон? Почему такая подмена понятий? От неумения делать нормальные сенсоры или же от простого непонимания основ цифровой фотографии?
  • можно массово выпускать новейшую оптику с шаговыми моторами внутри, как с например 50/1.4G, 24/1.4G, 35/1.4G и 85/1.4G, которые известны черепашьей скоростью своего автофокуса, и при этом просить за нее такие безумные деньги? Сравним, к примеру, Canon 35/1.4L  и Nikkor 35/1.4G. У Canon внутри стоит дорогая шлифованная асферика, быстрый ультразвуковой мотор, и стоит он 1300 долл. У Никкора — простецкая литая асферика и шестеренчатый привод автофокуса, цена 1800 долл. Тем более, пара Canon 85/1.2L  и Nikkor 85/1.4G. У Canon прецизионная механика в металлическом конструктиве, целый компьютер внутри управляет автофокусом, огромный УЗ-мотор от супер-телевика, дорогущая огромная шлифованная асферическая линза — стоит 2100 долл. Никкор — пластиковый конструктив, никакой асферики, шаговый мотор — 1800 долл… За что?
  • можно массово выпускать новые объективы все сплошь с таким фокус-шифтом, доходящим до уровня неработоспособности автофокуса даже на старших камерах? 14-24G,  24/1.4G, 28/1.8G, 35/1.4G, 50/1.4G, 85/1.4G — неполный список. Как можно пренебрегать такой базовой характеристикой объектива? У Canon один такой есть — 50/1.2L,  и то вокруг него масса непонимания и скандалов. А никанисты молчат, молча жуют, что дали.
  • можно выпускать объективы с таким уровнем хром-аберраций и дисторсии? Или пленочные камеры, единство с которыми на протяжении многих лет превозносилось Никоном как великое благо F-mount, уже позабыты-позаброшены? Ощущение что в Nikon оптику проектируют теперь студенты, в качестве курсовой работы.
  • можно так наплевательски относиться к качеству своих фотокамер? Перекошенный автофокус в D800, масло в D600 и многое другое — это примеры вопиющие, и, как я понимаю, и есть то самое легендарное качество 1970-х, за которые «профессионалы выбирали и выбирают Никон».
  • можно откровенно дурить своих клиентов рекламной пустышкой, выпуская камеры типа Nikon DF? Ведь, подавая ее как новый «ретро-класс», Никон не сделал ничего сущностного во всей ее разработке. Камера собрана из кусков, понадерганных из других камер — матрица, экспозамер, пентарпизма, автофокус… все взято от других моделей, а из «как бы ретро» здесь только корпус с крутилками, резко контрастирующий с типичной (уродливой, надо заметить) современной задней панелью. Не предусмотрена даже установка сменных фокусировочных экранов, что было бы логично при заявленной адаптации камеры к использованию старой, мануальной оптики. Особенно неуместно смотрится здесь автофокус от кроп-зеркалки, скученный в центре кадра — видимо, сие «экономичное решение» и есть «Pure Photography», как говорится в рекламе. Полное впечатление, что камеру эту по-быстрому и без души «слепили из того, что было», придумали маркетинговый слоган для падкой на гаджеты публики, да и спихнули на рынок. Никаких новых идей у Никона, похоже, нет.
  • можно, например, открыто спонсировать всякие кровавые охотничьи сафари, рекламируя свою оптику, или поддерживать старые реваншистские устремления Японии к возврату «спорных территорий» до последнего игнорируя Россию как официальный рынок сбыта своей продукции (было и такое)?

Вопросы, вопросы и вопросы. Странный ты стал, Никон. Не такой, как был раньше, когда-то давно… Еще больше вопросов возникает к тем, кто добровольно играет в эти мазохистские игры, механически повторяя вслед за Никоном его хитрые маркетинговые бредни, скупая втридорога сию сомнительную, явно теряющую в содержании продукцию, да потом еще и с пеной у рта оправдывая свой выбор. Но это уже, мне думается, лежит вне сферы фотографии, уводя нас в область клинической медицины…

Запись опубликована в рубрике Canon, Nikon. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.