Мануальные объективы — за и против. Часть 2 — оптика Canon FD/nFD.

Оптика Canon FD/nFD  относится к числу наименее изученных на современных цифровых камерах и, соответственно, она во многом недооценена. Причина тут проста — ее рабочий отрезок очень короток, всего 42 мм, что, кстати говоря, во многом «развязывало руки» разработчикам и позволяло выпускать оптику, использующую более удачные оптические схемы и при этом более компактную. Рабочий отрезок же камер современного Canon EOS — 44 мм, что не позволяет с помощью простых безлинзовых переходников устанавливать на них оптику Canon FD. Тут-то и начинается поиск нетривиальных решений. Некоторые модели оптики Canon FD поддаются безвозвратной адаптации «умельцами» на современный байонет (с полной механической переделкой хвостовика). Некоторые (по обычному совпадению, наиболее ценные и интересные), вроде FD 85/1.2, имеют неподвижно стоящую заднюю линзу на самом краю объектива, которая при пересадке байонета попадает под ход зеркала EOS-камеры, что приводит к фактической невозможности переделки такого объектива обычным способом на новый байонет без нарушения оптической схемы. Решение — хитроумные адаптеры от EdMika, о которых ниже. А в целом мануальная оптика Canon — одна из самых интересных и качественных, с передовыми решениями в своей конструкции. В 1970-1980 годы она переживала период интенсивного, качественного роста и развития, в ее рамках появились оптические решения чрезвычайно высокого уровня, что позволило известному Leica-гуру Эрвину Путцу назвать Canon «лучшим производителем оптики в Японии«.

  • Canon FD 35/2.0 SSC (concave) — интересный фикс-фокал начала 1970-х годов, построенный на передовой для своего времени «плавающей» схеме, содержащей стекла из редкоземельных элементов, из-за чего в наши годы объектив имеет слабую радиоактивность и немного пожелтевшие стекла. Отличительные особенности — вогнутая передняя линза и максимальная диафрагма F16. Объектив довольно редкий. Благодаря продвинутой начинке отличается отличной резкостью по полю кадра уже с открытой диафрагмы и приятным рисунком, хотя контраст уступает современной оптике. Не нужно путать его со второй версией FD 35/2 SSC, которая построена на совершенно иной (более простой) схеме и имеет максимальную диафрагму F22. По моему мнению, этот объектив заметно превосходит первый автофокусный EF 35/2 как по оптическим параметрам, так и по рисунку. Может быть (необратимо) конвертирован на Canon EOS с помощью замены байонета и с успехом применим на полном кадре без каких-либо ограничений. Другой вариант — использовать его, как есть, на новых беззеркальных Sony A7 (A7r) через простой переходник.

    • Canon FD 35/2.8 Tilt-shiftпервый тилт-шифт объектив для зеркальных камер (в целом, а не только Canon). Для своего времени это был настоящий прорыв в мире оптики, так как до его появления существовали только шифт-объективы. Интересен в наше время прежде всего потому, что на 35-мм фокусное до сих пор нет никаких иных тилт-шифт вариантов, даже среди современных объективов всех систем. Это мне кажется странным, так как это фокусное — очень удобное во всех отношениях. Объектив поражает своей «шелковой» механикой и качеством изготовления, под стать его высокой цене на момент анонса. Снабжен сложной плавающей схемой и демонстрирует отличное разрешение по кадру, начиная уже с открытой диафрагмы, имеет плотные, насыщенные цвета картинки. Может быть конвертирован на Canon EOS (обратимо) с помощью замены задней части на байонет от EdMika и использован на полном кадре без каких-либо ограничений.
    • Canon FD 55/1.2 Aspherical — еще одна жемчужина мануальной оптики, по моему мнению — лучший «стандартный» объектив для зеркальных камер вообще. Построен на сложной оптической схеме с плавающими элементами (дабл-гаусс с неподвижной задней линзой) и прецизионной шлифованной асферикой. Все это было прорывными решениями своего времени. Даже по сравнению с современными аналогами демонстрирует исключительную резкость уже на открытой диафрагме (на F1.2 он резче, чем любой другой известный мне полтинник с такой светосилой), очень приятный, контрастный и «объемный» рисунок, ровное, плавное «боке», а за счет высококачественного стекла и хороших просветлений — очень «прозрачную» картинку с чистыми, акцентированными цветами. Это объектив исключительный, которому пока что нет полноценной замены в мире современной оптики. Новый Canon EF 50/1.2L построен на иной оптической схеме, и, хотя он имеет свои объективные плюсы, 100% заменой для старых FD/nFD-полтинников считаться не может. С помощью хвостовика от EdMika Canon FD 55/1.2 Aspherical может быть конвертирован на байонет EOS с сохранением бесконечности, но съемка может вестить только с поднятым зеркалом по live-view, так как слишком близко стоящая задняя линза наталкивается на качающееся зеркало в ФФ-камерах EOS. На Sony A7 (A7r) устанавливается без ограничений через простой переходник.

  • Canon nFD 50/1.2L — обновленная версия FD 55/1.2 Aspherical для системы Canon nFD. Все сказанное про 55-й асферик может быть приложимо и к этому объективу, за исключением того, что у него чуть меньшее фокусное, гораздо более скромные габариты и — к сожалению — чуть более слабые (некритично, но все же) оптические свойства. Аналогично, с помощью хвостовика от EdMika (он такой же, как и на nFD 85/1.2L) может быть конвертирован на Canon EOS с сохранением бесконечности, но съемка может вестить только с поднятым зеркалом по live-view.
  • Canon FD 85/1.2 Aspherical / nFD 85/1.2L — еще одна легенда мануальной оптики, предшественник знаменитого Canon EF 85/1.2L. Начинка аналогична 55-му асферику, но увеличенная до масштабов 85-мм фикс-фокала — большая асферическая линза и плавающая схема, уникальная для своего времени. Оптически объектив превосходен — вполне на уровне своего автофокусного «потомка», то есть столь же резкий начиная с открытой диафрагмы и с похожим «магическим» рисунком, но заметно более компактный. Хотя до недавнего времени — до появления конверсионного набора от EdMika — этот объектив (из-за расположения задней линзы) нельзя было полноценно установить на полнокадровые камеры EOS, есть мнение, что рисунок этого объектива и уровень выдаваемый им хром-аберраций даже интереснее, чем у EF 85/1.2L. При наличии ФФ-камеры с live-view вполне может рассматриваться ценителями качественной оптики как самобытная и более дешевая альтернатива автофокусному варианту, дорогому и тяжелому.
  • Canon FD/nFD 85/1.8, nFD 100/2.0 — два маленьких сокровища мира Canon FD, предшественники современных автофокусных EF 85/1.8 и EF 100/2. Как уже говорилось, в отличие от последних построены на классической схеме типа «зоннар», обеспечивая при этом высокое техническое качество картинки и отличный рисунок. Тем, кто ценит «зоннаровский рисунок» и хочет иметь его в рамках этих фокусных, стоит обратить внимение на эту оптику. На 85 мм-фокусное выбор «зоннаров»-то не так уж и велик — ГДРовские Цейсы 85/2 (аналоги Юпитер-9), немецкий Zeiss 85/2.8 для Contax-Yashica и — отдаленно — OM-Zuiko 85/2. При этом Canon 85/1.8 — самый светосильный среди аналогов, (теоретически) обеспечивая самое плавное размытие заднего плана. У nFD 100/2 и вовсе аналогов нету, так как основная часть 100/2 объективов конкурентов — сплошь дабл-гауссы или эрностары. nFD-версии обоих объективов могут быть сконвертированы (обратимо) на Canon EOS с сохранением бесконечности с помощью хвостовика от EdMika и использованы на полном кадре без каких-либо ограничений.
  • Canon nFD 135/2.0 — еще один уникальный объектив в мире мануальной оптики. Опять же, повторяя историю 85 и 100-мм объективов, в отличие от сложного по начинке автофокусного потомка, сделан по классической схеме типа «зоннар». Хотя по картинке в целом и уступает 135/2L, объектив этот также очень резкий, с приятным классическим рисунком и доступной ценой. Любители «зоннаров» — велком :) С помощью хвостовика от EdMika также может быть сконвертирован (обратимо) на Canon EOS с сохранением бесконечности и использован на полном кадре без каких-либо ограничений.
  • супер-телевики L-класса системы nFD — 200/1.8L, 300/4L, 300/2.8L, 400/2.8L, 500/4.5L, 600/4.5L и 800/5.6L (а также их предшественники из серии FD). Будучи объективами с ручным фокусом и довольно громоздкими в массе своей, вряд ли они годятся для профессиональной работы «в поле» в наши дни. Уж слишком критична такая оптика к точности фокусировки. Но тем не менее, все эти объективы — высшего оптического качества, лучшие среди одноклассников в свое время, с флюоритовыми и UD стеклами внутри, и при этом — довольно недорогие в наши дни, так что для «статических» применений их с успехом можно применять вместо гораздо более дорогих автофокусных потомков. Например — для астрофотосъемки, где они, благодаря своей АПО-характеристике, находят широкое применение, с успехом заменяя дорогие профессиональные телескопы-астрографы. С помощью нового ультра-тонкого переходника от EdMika и коррекции штифта-ограничителя бесконечности эти объективы можно легко установить на полнокадровые камеры EOS и пользоваться без ограничений.

Продолжение: часть 3 — оптика Carl Zeiss для Contax-Yashica.

Запись опубликована в рубрике Canon, мануалы, объектив, фото. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.