Мануальные объективы — за и против. Часть 3 — оптика Carl Zeiss для Contax-Yashica

Система Contax-Yashica — «золотой стандарт» мира мануальной оптики, главным образом потому, что оптика для нее выпускалась знаменитым Carl Zeiss, который был здесь и хорошим инноватором, и хранителем многолетних традиций, идущих от самых истоков, и блюстителем высокого качества. Причем, это был настоящий, осязаемый Цейс, которым сам как разрабатывал отпику, так и выпускал ее — на своих заводах в Германии и в Японии на мощностях фирмы Kyocera. Без преувеличения, в рамках этой системы нет плохой или неинтересной оптики. У каждого объектива здесь есть интересные качества, за которые его можно приобрести и потом получать великое удовольствие от работы с ним. Мы же остановимся, как уже было сказано, лишь на самых-самых, которым нет замены в современном мире. На наше счастье, практически любой объектив для Contax-Yashica легко устанавливается на полнокадровый Canon EOS через простой переходник и работает в stop-down режиме (с ручным управлением диафрагмой) без каких-либо ограничений. Исключение — некоторые модели раннего конструктива AE (такие как 15/3.5, 18/4, 35/1.4, 50/1.4 и другие, см. здесь), у которых в задней части объектива находятся выступающие зубцы, мешающие установке объектива в шахту и задевающие за качающееся зеркало ФФ-камер Canon. Обычно, эти зубцы просто спиливают, так как на пленочных камерах Contax их применяют теперь уже редко. Но если вы покупаете новый объектив на аукционе, лучше просто брать более новую версию MM, отличить которую можно по зеленой маркировке максимального числа диафрагмы. С ними проблем никаких нет.

  • Carl Zeiss Distagon 21/2.8 CY — замечательный широкоугольный объектив, настоящая легенда своего времени. Задуман как пейзажный «ширик» бескомпромиссного качества, с нескромными размерами (что есть один из несущественных недостатков объектива), с очень сложной ретрофокусной схемой со множеством корректирующих элементов, плавающей фокусировкой и несколькими низкодисперсными линзами, чрезвычайно эффективно подавляющими поперечные хром. аберрации. На цифровых камерах в 20 и более мегапикселей этот, уже довольно старый, объектив показывает безупречный результат по всему полю кадра, считаясь и поныне «негласным эталоном» широкоугольного объектива. Недавно он был перевыпущен Цейсом на байонеты Canon EF/Nikon F с добавлением базовой электроники. При этом, на рынке цена на старую версию для Contax-Yashica практически не упала, будучи в среднем почти такой же (ок. 1500-1700 долл), как и на более новые модели. Поэтому вряд ли имеет смысл гоняться именно за ней, а лучше купить обновленные версии, у которых есть хотя бы автоматическая диафрагма. Всем вариантам этого объектива свойственны два недостатка: сложная форма дисторсии, которая заметна при съемке интерьеров или архитектуры и не так-то просто правится в пост-обработке, и заметное виньетирование на F2.8. Специфический недостаток версии CY — еще и устарелые просветления, которые приводят к повышенной «зайцеловкости» и образуют заметные ореолы вокруг ярких объектов на контрастном фоне (например — окна с дневным светом в темном соборе). Новые версии этой проблемы лишены. Но если вдруг старая попадется за разумные деньги — имеет смысл купить, так как иных глобальных отличий от новых версий — незаметно. Эти объективы все существовали только в рамках позднего поколения MM, и, соответственно, легко устанавливаются на полнокадровый Canon EOS через простой переходник и работают без каких-либо ограничений.
  • Carl Zeiss Distagon 28/2.8 CY — еще один великолепный «ширик» производства Carl Zeiss. В сравнении с 21-м Дистагоном он довольно компактен. И хотя резкость к краям на открытых у него послабее, чем у легендарного 21-го, к пейзажным диафрагмам (F8-11) он набирает такую резкость по всему полю, что для этих целей вполне может считаться одним из лучших фикс-объективов на 28-мм фокусное. Кроме того, у этого объектива глубокий цвет и отличный контраст, с некоторым уклоном в «холодность» по балансу белого. И все это по очень умеренной цене (ок. 300 долл). Версии MMJ без проблем устанавливаются и работают на полнокадровых камерах Canon EOS без каких-либо ограничений.
  • Carl Zeiss Distagon 35/1.4 CY — эта светосильная 35-ка ценится, главным образом, за свой рисунок, который при всем многоообразии современных 35/1.4 (Canon 35L, Nikkor 35/1.4G, Zeiss 35/1.4 ZE, Sigma A 35/1.4 и пр.) представляет собой интересное сочетание «трехмерного» рисунка и плавности размытия заднего плана. И хотя технически (например, резкость в углах) объектив уступает более новым собратьям, он все так же ценится на рынке, и его стоимость держится в районе немалых 1200 долл за хороший экземпляр. Ранние версии (AE) имеют проблемы совместимости с полнокадровыми камерами Canon EOS — зеркало цепляет на оправу задней линзы. MM-версии работают без проблем.
  • Carl Zeiss PC-Distagon 35/2.8 CY — превосходный шифт-объектив, до сих пор лучший среди одноклассников. Если возможности тилта Canon FD 35/2.8 TS для вас избыточны, то этот Цейс будет естественным выбором в поисках наилучшего качества. Правда, и стоит он, соответственно, недешево — ок. 1000-1200 долл. Объектив крупный, тяжелый, со сложной плавающей схемой внутри; по сути — это качественный среднеформатный «ширик», поставленный на 35-мм байонет, который выдает первоклассную детализацию и контраст по полю кадра (в том числе и при шифте), уже начиная с открытой диафрагмы. Через соответствующий переходник совместим с полнокадровыми камерами Canon EOS без каких-либо ограничений.
  • Carl Zeiss Planar 50/1.7 CY — младший «планар» для Contax-Yashica имеет ряд качеств, по которым он уверенно превосходит даже «старшего брата» — 50/1.4. А именно, плавность, объемность рисунка, который не столь «нервный» в размытии, и совершенно фантастическая резкость по полю кадра на прикрытых диафрагмах. Не будет ошибкой сказать, что для пейзажных применений — это самый резкий «полтинник», какой только есть в мире зеркальных камер. К тому же, у этого объектива отличный — точный и в меру насыщенный — цвет и характерный «цейсовский» контраст, который свойственен практически всей «пленочной» оптике для Contax-Yashica. А именно, очень сбалансированная проработка светов и теней. Тени смотрятся аккуратно, они прозрачные, и на «цифре» с ее изначально немного искусственной кривой контраста позволяют получать кадры, производящие впечатления «пленочных». Цена объектива на удивление доступна — ок. 200 долл. MM-версии совместимы с полнокадровыми камерами Canon EOS без каких-либо ограничений, версии AE могут цеплять зеркало ФФ-камер типа Canon 5D.
  • Carl Zeiss Planar 85/1.4 CY — как уже говорилось, в мире светосильных 85-к это живая классика, портретный объектив per se. Понимая это, Цейс держится за свое наследие, переиздав его в обновленных вариантах (без особенного изменения схемы) для байонетов Canon EOS/Nikon F. Но этот «новый» Цейс сделан фирмой Cosina,  а «старый» — все-таки самим Цейсом. Поэтому я выбрал старый! Он более, так сказать, аутентичный. Объектив не без недостатков — не очень-то резок на открытой диафрагме и на ближних дистанциях работает слабее, чем вдали. К тому же, показывает на них заметный фокус-шифт. Но на поджатых диафрагмах становится очень резок, что в сочетании с классическим рисунком и фирменным цейсовским контрастом (плотные света — прозрачные тени, хороший локальный контраст) создает очень приятную картинку. В современном разнообразии светосильных 85-к этот объектив — на ценителя, но хорошо, что он есть. У него есть душа и какая-то своя аура. Любые версии этого объектива совместимы с полнокадровыми камерами Canon EOS без каких-либо ограничений.
  • Carl Zeiss Planar 100/2.0 CY — довольно редкий и дорогой (700-900 долл) в наше время объектив, который постепенно становится культовым. Возможно, это самая интересная из светосильных «соток» для зеркальных камер — технически безупречная, резкая и контрастная с открытой, с глубоким цветом и превосходным рисунком, который наделен волшебной степенью объемности и живого контраста. Этот объектив — по рисунку плоть от плоти легендарных среднеформатных портретников Цейса, типа 110/2 для Hasselblad, но еще улучшенный по резкости и работе на открытых диафрагмах. Искать следует новейшую версию MM (японскую), так как старые немецкие AEG отличаются чрезвычайно слабой стойкостью к контровой засветке и пониженным контрастом и к тому же имеют выступающий зубец, мешающий устанавливать их на Canon EOS.
  • Carl Zeiss Sonnar 85/2.8 CY и Sonnar 100/3.5 CY — по аналогии с Canon nFD 85/1.8 — 100/2, пара не очень дорогих (не более 350 долл) и качественных объективов, выполненных на одинаковой схеме (которая суть «чистокровный» классический «зоннар») и лишь немного отличающихся по фокусному расстоянию. От пары громоздких «планаров» 85/1.4 и 100/2 отличаются радикально — рисунком прежде всего. Первая пара подходит любителям дабл-гауссов портретного толка, вторая — тем, кто ценит прекрасный зоннаровский рисунок — естественный и объемный. И то, и другое — настоящая классика, к которой имеет смысл приобщиться.
  • Carl Zeiss Sonnar 135/2.8 CY — еще один наследник мира классики, самый яркий представить «зоннаров» в семействе Contax-Yashica. Технически объектив на высоте — резкий, контрастный, «цветастый», но главный его плюс — это очень живой и объемный рисунок. По отдельным элементам, например плавности «боке», он может и уступать, к примеру, Canon EF 135/2L, но в снимках с него есть определенный «эффект присутствия», который делает картинку в целом с него даже более привлекательной и запоминающейся, чем с гораздо более дорогих и современных собратьев.
  • Carl Zeiss Sonnar 180/2.8 CY — конечный продукт эволюции даже более именитого семейства оптики Zeiss, чем 135-ка, так как именно со 180-миллиметровой портретной «Олимпии Зоннар» в 1930-е годы началось существование всего многообразия зоннароподобных телевиков. И весь 20-й век прямые эволюции первой 180-ки всегда существовали у Цейса в его модельной гамме, как особый класс, как первоисток. В общем, живая классика, технически улучшенная за десятилетия и адаптированная к «узкому формату». Цейсс пока что не выпустил в этой цепочке телевиков ничего более нового, чем версия для Contax-Yashica, так что для ценителей 100% классики этот объектив — естественный выбор, чтобы приобщиться к этому семейству знаменитой оптики.
  • Carl Zeiss Vario-Sonnar 35-70/3.4 CY — младший из троицы high-end штатных зумов Цейса для Contax-Yashica (35-70, 28-85 и 35-135). За годы его применения энтузиастами на «цифре» у него сложилась вполне четкая репутация весьма резкого объектива, вплотную приближающегося к фиксам по четкости картинки, с типичной цейсовской цвето-контрастной сигнатурой, но при этом обладающим чрезвычайно компактными габаритами. В этом и есть его главная ценность — иметь маленький зум с удобными фокусными с картинкой хорошего фикса. С одним исключением… Какого-то особенного рисунка, которым славен, например, Цейс 28-85, у этого объектива нет, даже и намеком. Задний план отделяется от объекта слабовато, что снижает «объемность» главного объекта. Интересно, что на 70-ти миллиметрах фокусного круг покрытия этой «малышки» достигает среднеформатного кадра 6 на 6 сантиметров :) Внешность — обманчива.
  • Carl Zeiss Vario-Sonnar 28-85/3.3-4.0 CY — универсальный зум высшего класса для Contax-Yashica. Исключительный объектив, который даже в наше время вызывает сплошное удивление качеством своей картинки. Во-первых, резкость и детализация кадра по его полю (на всех фокусных расстояниях и на любой дистанции фокусировки!), пожалуй, даже превосходит современные зумы Canon 24-105L и  Canon 24-70L (первой версии). Лишь новейший Canon 24-70L второй версии вплотную приблизился к этому уровню. Во-вторых, совершенно замечательный — глубокий, звонкий — цвет, который сочетается с рафинированным светотеневым балансом. Тени — плотны, но прозрачны и полны цветовых нюансов. Света — аккуратны, нежны. В картинке есть «цепляющий» контраст, но никакой дешевой избыточности и нарочитости, как у 24-105L. В-третьих — отличный объемный рисунок на открытых диафрагмах, сочетающий безупречную резкость в зоне фокусировки с исключительно плавным размытием заднего плана (плюс доасферического дизайна). Опять же, в этом смысле он твердо превосходит 24-105L. В четвертных — строгая парфокальность, которая косвенно подтверждает высокий уровень его оптической схемы и делает его удобным для видео-съемки. Недостатки? Эргономически, мне кажется, совмещение барабана зума (типа тромбон) и фокусировки на одном кольце — неудачная идея, особенно при съемке на цифровых камерах. Фокусировка часто сбивается при малейшем прикосновении к зуму, а зум имеет свойство «вываливаться» при наклонении объектива вверх-вниз, что неудобно при съемке панорам. Также объектив тяжел и громоздок, но это, видимо, для качественного объектива неизбежно. В третьих — на широком угле на контрастных границах заметны довольно сильные хром. аберрации — все-таки, возраст объектива сказывается. Но это можно легко поправить в конвертере. И в четвертых — у объектива очень сложная оптическая схема с массой плавающих элементов. При интенсивном использовании внутри начинают появляться люфты, которые нарушают положение линзоблоков относительно друг друга. И тогда всё — исключительные оптические качества нарушаются, объектив теряет звенящую резкость и превращается в мыльноватую груду стекла и металла. Чинить такое у нас, в России, мне кажется, бесполезно, а проще купить новый незаезженный экземпляр, которые стоят на удивление (для такой оптики) гуманно (ок. 350-400 долл в Японии). Самое удивительное в этом всем одно — как Цейс в те годы, без какой-то хитроумной асферики, без суперсовременных компьютеров, не поступившись особенно разбегом фокусных, смог рассчитать такой потрясающий объектив? Я снимаю этим зумом, в основном, по live-view для точности фокусировки, и результат меня очень радует! Без колебаний рекомендую, как альтернативу современным L-кам. Объектив без проблем устанавливается на полнокадровые Кеноны, но нужно особенно тщательно следить за толщиной переходника. У 28-85 сложная плавающая схема с неподвижной задней линзой, точность работы которой может быть легко нарушена, если переходник толще или уже нормы.

Продолжение: часть 4 — оптика Olympus-OM.

Запись опубликована в рубрике Zeiss, мануалы, объектив, фото. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.