Празднование Нового Года в монастырях Сиккима

В время новогодних праздников хочется вспомнить о том, как встречают Новый Год в других странах. Вспомнилось, как зимой 2007 года я путешествовал по Сиккиму, и вот 16 февраля был тибетский Новый Год. Во всех монастырях он отмечается с размахом — ламы устраивают красочную мистерию Цам. Мне посчастливилось увидеть ее в Румтеке — главном монастыре Гангтока.


Джамсаран — один из Божеств-Защитников

Мы видим многочасовое мистериальное действо, полное глубокого внутреннего смысла, герои и зрители которого встречаются с разными (гневными по большей части) божествами и духами, носящими «страшные» маски в обличье разных фантастических животных и птиц. Перед нами проходят образы божеств-защитников — Махакалы (Великого Времени), Ямы — владыки смерти (он же Эрлик, Чойджал), воинственного огненно-красного Джамсарана, а также множество Их спутников, носящих похожие маски. Краски и костюмы эффектны и ярки, по контрасту с обычно пасмурной погодой, стоящей в это время в Гималаях. Гневные божества (не забудем, они именно божества, зачастую являющиеся лишь формой божеств мирных) преследуют своей целью уничтожить и разрушить грешное, несовершенное и бренное, оградить благочестивых и праведных, изгнать злых и темных духов, укрепить человека в его пути и вере, помогая ему избавиться от омрачений и привязанностей, и, таким образом, приблизить его к Просветлению. В этом и состоит смысл мистерии — в символическом напоминании о преходящести всего темного и несовершенного, о неминуемой победе над злыми силами и очищении простраства, выражающемся в финальном огненном сожжении пирамиды из теста, символизирующей грехи и несовершенства места и присутствующих.


Верховные божества праздника — Защитники (Дхармапалы)

Мистерия Цам — в главном своем значении вовсе не развлекательный театр, в обывательском смысле этого слова, она скорее близка к изначальной античной трагедии, вышедшей из Мистерий, где человек вел диалог с божествами. Из нее позднее, в результате воцарения светскости, вышел наш общепринятый театр. У нас осталась лишь форма, но на Востоке театральное действо и в наши дни сохраняет свое исконное ритуальное значение. Над мистерией Цам думали лучшие умы Тибета, она вобрала в себя многие отголоски культов Индии и древнего Тибета, да, наверное, и всей Центральной Азии, и в своем глубинном смысле созвучна всем общемировым традициям, возникшим из первоначального солярного культа — Солнца, претерпевающего сезонные превращения, идущего путем испытаний через условия материи, рождающегося, умирающего и воскресающего к новой жизни, оставив прошлое и начинающего новый виток. Образ двуликого Януса, смотрящего в прошлое, оценивая все сделанное, и одновременно обращенного к будущему, античное божество нового года, — имеет тот же смысл. Не жизнь прошлым, не ностальгия о безвозвратно ушедшем, а трезвая беспристрастная оценка, выявление ошибок и несовершенств, отказ от них ради главного — неостановимого движения вперед в вечной жизни. Нет на этом пути никакой смерти, над которой следовало бы сокрушаться и омрачаться, смерть — такая же, неотъемлемая и необходимая, часть существования, лишь приносящая смену формы. И потому смертью правят столь почитаемые боги, Яма и другие Защитники, которые явили нам свои лики, и, поняв их, мы более не смущаемся любыми грозными личинами Великого Перехода.


Танцоры в масках Защитников


Круговые процессии монахов во дворе монастыря


Танцоры в масках Защитников

Роль «Белого Старца» — Цаган Убугуна, развлекающего народ шутками, который и является главным «человеческим» персонажем мистерии, встречающим на своем пути богов, — в этом представлении, видимо, отдана четырем шутам, один из которых, для потехи публики, был в маске экс-президента США Джорджа Буша-младшего, известного своими несуразными высказываниями. Шуты веселят присутствующих, передразнивают и всячески мешают монахам из процессии и, таким образом, разряжают атмосферу. Все же театральное действо, предназначенное, в основном, для широкой публики, не должно быть уж слишком серьезным и нарочито назидательным.

Снято на Canon 350D с объективами Canon 70-200/4L, Tokina 80-400.

Всех читателей с Новым Годом!

Запись опубликована в рубрике Индия, путешествия, Сикким, Тибет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.