Обзор объектива Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar

Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar
Год выпуска: 2001, май

Предыстория:

О компании Voigtländer. Основана в 1756 в Австрии, стала производить фотокамеры в 1840 году. В 1924 году немецкий концерн Schering Gruppe выкупил компанию и в 1956 году продал ее подразделению Zeiss Ikon. В 1970 году компания была полностью поглощена Zeiss`ом, который в 1974 году продал права на производство камер фирме Rollei. После нескольких лет забвения, компания RingFoto в 1980 годах полностью выкупила бренд Voigtländer и использовала его имя для различных товаров, продаваемых в сети ее магазинов (зеркальные “мыльницы”, пленки, аксессуары и пр.).

В конце 1990-х годов японская фирма-производитель оптики Cosina купила лицензию на использование бренда Voigtländer в своей новой линейке зеркальных и дальномерных фотокамер и объективов. Очевидно, никакого прямого отношения всё это к разработкам “настоящей” фирмы Voigtländer не имеет, но Cosina старается найти применение их ранним оптическим дизайнам.

К Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar это впрочем не относится, это новая и собственная разработка фирмы Cosina для зеркальных камер. Объектив относится к классу SL – “Super-Lux”, то есть к линейке топовых объективов фирмы.

125apo

Особенности Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar:

  • довольно сложный оптический дизайн 11×9, с плавающей схемой (с неподвижным задним элементом для коррекции картинки на близких расстояниях – CRC (close-range correction)), включающей 2 ED-элемента.
  • 1 : 1 макрообъектив, при этом МДФ ~ 38 см, что означает расположение объекта съемки на расстоянии ~ в 17,3 см от края объектива.
  • полный апохроматический дизайн (высокий уровень коррекции как поперечных, так и продольных хром. аберраций).
  • линза заметно увеличивает свою длину – на 73 мм – при фокусировке с бесконечности на МДФ.
  • автофокуса нет, но в EF-версии (в отличие от версии для Nikon) есть базовая электронная начинка – автоматическая диафрагма и чип для общения с камерой.
  • специальная пылевлагозащита отсутствует.
  • скругленная 9-лепестковая диафрагма.
  • Массогабариты: 690 грамм, 76х95 мм (Canon EF-версия, на бесконечности), 58 мм фильтр.

Положительные качества Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar:

  • высокое техническое качество картинки – отличная резкость, начиная с открытой диафрагмы на любых фокусных расстояниях (в том числе и на бесконечности), очень малый уровень хром. аберраций (что придает картинке “чистоту” и прозрачность, неиспорченную каким-либо заметными аберрациями), отсутствие заметного оконтуривания контрастных бликов.
  • глубокие и реалистичные цвета на снимке. Этот объектив – настоящий “Мастер Цвета”, что вообще свойственно качественным апохроматам. Таких объективов на самом деле не так уж много, за компанию можно упомянуть, например, Canon EF 180/3.5L Macro и Canon EF 200/2L IS.
  • очень плавное и приятное “боке”, одно из лучших в мире зеркальных объективов. За это его даже называют “cream machine”, что в сочетании с общей “чистотой” картинки, приличной максимальной светосилой, высокой резкостью и хорошим цветом-контрастом позволяет выделять объект съемки на фоне и делать очень впечатляющие кадры самого разного характера – от макросъемки до портретов и пейзажей.
  • хорошая равномерность разрешения по полю на F4 и далее, ровное поле зрения – хороший пейзажный объектив-телевик.
  • надежный металлический конструктив.
  • очень длинный ход фокусировочного кольца (почти 2 полных оборота) позволяет точно и аккуратно выставлять фокус при съемке со штатива.
  • высокая стоимость на вторичном рынке, и нет проблем со сбытом, если захочется продать.

Недостатки Voigtländer SL 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar
(да, есть и недостатки :) ):

  • через мои руки прошло несколько таких объективов для Canon EOS, и я могу констатировать, что у всех них была разная максимальная четкость картинки, несмотря на чудовищную (по нынешним временах) стоимость этих объективов на вторичном рынке. То есть, качество сборки компании Cosina, скорее всего, было не совсем уж идеальным. (Ну а лучший я есс-но оставил себе :) )
  • резкость и разрешение объектива очень высокие, но для своих денег они отнюдь не рекордные. Скажем так – есть альтернативы и конкуренты. Например, Leica-R APO Makro-Elmarit 100/2.8, различные Sigma, Canon L и Carl Zeiss могут оказаться даже в лидерах.
  • объектив уже давно снят с производства, а на вторичном рынке он стоит совершенно несуразных денег (2500-3000 долл за версию для Canon и Nikon, при этом, его за такие деньги еще и охотно покупают) по причине своей “легендарности” (из-за действительно высокого качества картинки) и чрезвычайной редкости. Так, версия для Canon всех байонетов, включая FD, была выпущена тиражом всего лишь в 1500 экземпляров, из которых актуальная EF-версия составляет примерно половину… То есть не более 700 экземпляров на весь белый свет.
  • очень долгий ход фокусировочного кольца делает весьма занудной обычную съемку этим объективом с рук, как портретником и телевиком; малейший уход объекта из фокуса вынуждает интенсивно докручивать фокус.
  • довольно длинное фокусное и большая светосила диктуют высокие требования по точности фокусировки, что при быстрой съемке не всегда достижимо в ручном фокусе и без live-view.
  • для компактного объектива он довольно тяжелый – в конструкции много металла.
  • объектив хотя и надежен по конструкции, тем не менее не имеет адекватного сервиса в России. Случись что серьезное – дорогая покупка превратится в выброшенные деньги.
  • хотя и солидная, но неудобная родная передняя крышка (закручивается по резьбе). Лучше на время съемки заменить на обычную пластиковую на пружинных прижимах.

Порекомендую ли покупать? Это вопрос не простой. Если его нынешняя стоимость не шокирует (или вдруг подвернется недорого), а отсутствие автофокуса и стабилизатора ни грамма не смущает – конечно ДА! Вперед на поиски! Так как это великолепный объектив, обладающий прекрасной картинкой. Но стоит помнить, что цена на него сильно завышена, и для практического использования (пусть и без статуса “особой легенды”) в наше время есть много хороших, удобных и заметно более дешевых альтернатив, например Canon EF 100/2.8L IS macro, Canon EF 180/3.5L macro, Canon EF 135/2L, Sigma APO 150/2.8 OS macro,  Carl Zeiss Macro-Planar 100/2 ZE и т.д. Так стоит ли гоняться за “легендой”, если вам просто хочется качественно и удобно поснимать макро или получить красивый рисунок? Все перечисленные выше альтернативы вас не разочаруют, уж поверьте!

Примеры:

Leave a Reply