Свидание с Канченджунгой

Был февраль 2007 года. Мое путешествие по Сиккиму только началось, я приехал в Дарджилинг. В это время погода в восточных Гималаях непредсказуема. Шел нескончаемый дождь, совсем как в «Хромой судьбе» Стругацких, вокруг стояли плотные облака, заполнявшие город туманом. В отелях, не рассчитанных на зимнее проживание, нет центрального отопления, в них влажно и холодно. Наутро после приезда я рано проснулся, взял фотоаппарат и пошел в сторону Обсервер Хилл. На его стороне, обращенной к Гималаям, есть дорожка, по которой любят прогуливаться туристы и местные жители, созерцая вид гор и возвышающейся над простором царицы снегов — величественной Канченджунги, Горы Пяти Сокровищ. Но увы, рано утром горы были закрыты сплошными облаками, и я гулял по дорожке, лелея тайную надежду, что, может быть, облака разойдутся. И тут я почувствовал, не увидел, а именно почувствовал в облаках какое-то движение. Облачные нагромождения вдруг стали расходиться, и в образовавшийся просвет я увидел сияющие горы. Несомненно, это была Канченджунга. Дрожащими руками быстро поставил камеру на штатив и сделал кадр.

Канченджунга в облаках

Через пять минут это чудесное, словно нездешнее, видение исчезло, горы снова закрыла однородная масса облаков, и больше ничто не напоминало о происшедшем маленьком чуде.

И так было еще несколько дней. Царица снегов более не желала показывать Свой Лик, и совершенно не хотелось уезжать из Дарджилинга, не увидел Канченджунгу во всей красе. И вот вечером одного из дней я подошел на ресепшн отеля и сказал — завтра в четыре утра мне нужно такси. Мы поедем на Тигровый Холм. Служащий отеля удивился и сказал, что никто не знает, какая будет погода. Но такси вызвал, и ровно в четыре утра оно ожидало меня у отеля. Мы поехали, в городе снова шел дождь и стоял туман, в котором пропадали контуры зданий. Но когда мы подъехали к Тигровому Холму и стали подниматься по нему вверх, как фантастическое чудо я увидел их — сияющие звезды в чистейшем ночном небе. И стало понятно, что все получится.

На вершине холма есть большая обзорная площадка. Было холодно, в чистейшей прозрачности зимнего предрассветного утра контуры далеких гор лишь угадывались. Я поставил фотоаппарат на штатив и стал ждать. Вокруг собралась толпа людей, также приехавших встретить рассвет. Где-то через час горы озарил первый проблеск лучей утра, скоро заливших вершину Канченджунги прекрасным оранжевым светом.

Краски рассвета на Канченджунге

Рассвет был долог и прекрасен. А когда пришло утро, то вся горная цепь сияла во всей чистоте и потрясающих фиолетово-синих красках солнечного дня. Непогода ушла.

Канченджунга в свете дня

В тот же день я посетил и интереснейший поселок Гум (Ghoom) в восьми километрах от Дарджилинга. Здесь, прямо у дороги, находится хорошо известный «Храм Встречи».

«Храм Встречи» в местечке Гум

На нем, как и пишет Л.В. Шапошникова в своей книге «По маршруту Мастера», действительно видно смешение разных стилей — готического (трилистник и фигурки львов, напоминающие химер), индуистского, буддийского, мусульманского. Есть там и изображение Мадонны с Младенцем, очень близкое каноническому христианскому. Но самым удивительным было найти в одной из декоративных ниш изображение Учителя и четырех его учеников. По-моему, очень символично.

Наверху, на холме, в стороне от поселка находится очень примечательный монастырь Гум, основанный ламой Шерапом Гьятсо в 1875 году. Вот что пишет о нем Н.К.Рерих в «Алтай-Гималаях»: «Пятнадцать лет назад умер замечательный лама, пришедший из Монголии. Астрологически он установил ряд важнейших событий будущего. Видели его изображение — в типе русского схимника. Сильный лик, непобедимо тверды скулы, остро зорки глаза. «Во время ухода этого сильного духа радуга играла над основанным им монастырем».»

Старый монастырь Гум

Здание монастыря богато украшено символикой. На фасаде мы видим изображение драконов. Это очень необычно, никогда прежде мне подобные изображения на буддийских храмах не встречались. Посередине здания сияет изображение Норбу Римпоче — Трех Драгоценностей, а на крыше — знак Калачакры. На углах — снежные львы. Не забудем, что лама-основатель монастыря был астрологом, сделавшим важные предсказания, и вполне возможно, что символика монастыря связана с астрологией и содержит в себе указания об этих пророчествах. Не забудем, что драконы связаны с символикой времени как такового, возвращая нас к образу Полярного Дракона как начала времен и циклов, к Змию Эдема и вообще к идее пульсации и колебания мировой энергии. Они же связаны и с затмениями.

Храм монастыря посвящен Будде Майтрейе, что, несомненно, связано с теми пророчествами о будущем, которые сделал лама-основатель монастыря.

Статуя Будды Майтрейи в алтаре монастыря Гум

Рядом со статуей мы видим изображения тех же драконов, что и на фасаде здания. Справа от Изображения — фотография ламы Шерапа Гьятсо.

На стенах расположенного ниже нового монастыря Гум, в котором находится большая монастырская школа, — изображения Коня Счастья, несущего тот же самый Норбу-Римпоче — Чинтамани, который мы видим на картинах Н.К.Рериха.

Конь Счастья

А с противоположной стороны старого монастыря Гум открывается прекрасный вид на окружающие просторы и горную цепь Гималаев, над которой возвышается сияющая Канченджунга.

Поистине, так расположить монастырь мог только настоящий поэт.

Так в одном небольшом местечке Гум сошлось воедино многое важное: загадочный храм, объединивший символику всех мировых религий, сияющая Канченджунга, светлый образ Будды будущего Майтрейи, и, наконец, символика Калачакры — науки о законах мировой эволюции и ее циклах и сроках. И, видя это, понимаешь со всей ясностью, какой явью, реальностью Востока является то, о чем так много сказано, иногда иносказательно, на страницах книг Рерихов и что изображено на их картинах.

Запись опубликована в рубрике По следам Рерихов, путешествия, Сикким. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.