Обзор объектива Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS
Год выпуска: 2004, июнь

Оптическая схема

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS USM ((c) Canon Lens Work III)

Предыстория: Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS – это совершенно уникальный репортажный объектив, формально принадлежащий к категории “ультразумов” с большим (почти 11 крат) разбегом фокусных. В оптике традиционно считается, что чем больше кратность зума, тем меньше его общее качество. Так, светосильные зумы высшего качества, по картинке сравнимые с фикс-объективами, имеют максимальную кратность всего лишь 2…3 (16-35, 24-70, 70-200, 17-55); зумы более универсальные, но обычно со сниженной макс. светосилой – кратность не более 4-5 (24-105, 15-85, 70-300, 100-400) . На этом возможности создания качественной оптики по разумной цене заканчиваются.

И действительно, объективы типа “ультразумов” распространены в основном в мире любительских кроп-камер (стандартный 11-кратный диапазон – 18-200), где они формируют класс универсальных и недорогих “прогулочно-туристских” зумов, способных снять многое, но без особых претензий по качеству. Скорее, тут стоит задача сделать объектив приемлемого качества на большинстве фокусных, не применяя слишком дорогие решения и удерживая массогабариты в рамках, допустимых для “прогулочной” оптики. Увеличенный диапазон фокусных в любом случае требует применения сложных оптических схем, просчет которых стал возможен только в последнее время на мощных компьютерах, и большого числа оптических элементов, однако их общее качество невысокое, повсеместно используется пластик (в том числе и в оптике – асферика в основном недорогая гибридная), общее качество рисунка приносится в жертву необходимости хотя бы достичь сносного технического уровня картинки “по цифрам”. Кадр зачастую скучен, со слабым контрастом и не “играет”. Типичными недостатками таких объективов обычно являются: очень сильная дисторсия на ШУ, весьма заметный уровень хром. аберраций на ШУ и дальнем конце фокусных, сильно варьирующееся разрешение к краям кадра на разных фокусных, неважная стойкость к засветкам (из-за большого числа оптических элементов).

Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS появился не на пустом месте, став второй эволюцией знаменитого репортажника Canon EF 35-350/3.5-5.6L, появившегося в 1993 году и во многом определявшего уникальность системы EOS. У конкурентов в те времена не было (да и до сих пор нет) ничего похожего для профессионалов-репортажников. Оба этих объектива созданы на совершенно иных принципах, имея общим с дешевыми кроп-”ультразумами” только разбег фокусных. Главной целью их создания было создание универсального “репортажного” объектива, но с обеспечением максимального оптического качества, соответствующего высоким стандартам L-оптики. Очень непростая задача в целом, практически – нереальная! Кроме того, они рассчитаны на полный кадр, а не на кроп, что еще более затрудняет расчет оптики. Как же решена эта задача? Создана очень сложная оптическая схема с большим числом специальных и дорогих компонент (крупные UD и asph элементы), объектив изначально рассматривался исключительно для проф. сегмента без оглядки на стоимость. О компактности думать также не приходится – объективы эти большие и весьма тяжелые. К тому же, необходимость применения объектива в условиях жесткого репортажа, в самых разных погодных условиях и в “горячих точках”, диктует требования по высокой механической прочности, что невозможно без надежной металлической конструкции. Интересно, что концепция оптического дизайна во многом заимствована Canon из опыта создания оптики для видеокамер, где практика создания качественных (и очень дорогих) ультразум-объективов с очень большим разбегом фокусных является обычным делом, и где компанией накоплен значительный опыт. Однако кинопленка и видеоматрицы обычно имеют размеры, заметно меньшие чем полный кадр (36х24), и в этом заключается уникальность данных объективов.

По сравнению с 35-350L у 28-300L, очевидно, диапазон фокусных смещен к ШУ – в несколько более практичную сторону, немного увеличена кратность (с 10 до почти 11) и, являясь весьма практичным дополнением, появился 3-стоповый оптический стабилизатор (что, конечно, еще более усложнило требования по точности оптической схемы). Оптические схемы обоих имеют общие принципы, но у 28-300L она также заметно доработана и усложнена (23х16 линз против 21х15) – увеличено число UD-элементов (с 2 до 3), а также появилось сразу 3 асферических элемента.

Особенности Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS:

  • универсальный “ультразум”-объектив на полный кадр с весьма сложной оптической схемой, включающей 3 крупных UD-элемента и 3 асферических элемента (2 литой и 1 гибридный), 6 перемещающихся при зумировании групп. По числу оптических элементов (23х16) этот объектив является одним из наиболее сложных у Canon. Для сравнения,
    Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II – 23×19 (это рекорд по сложности)
    Canon EF 70-200mm f/4L IS – 20х15
    Canon EF 24-70mm f/2.8 L II – 18×13
    Canon EF 70-300/4-5.6L IS – 19х14
    Canon EF 24-105/4L IS – 18х13.
  • схема зумирования типа тромбон, прямой зум (на 28 мм объектив имеет наименьшую длину).
  • быстрый кольцевой USM-мотор автофокуса.
  • 3-стоповый стабилизатор с панорамным режимом.
  • Массогабариты: 1670 грамм, 92х184 мм, 77 мм фильтр.

Положительные качества Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS:

  • отличная универсальность, практичность – очень широкий диапазон фокусных позволяет успешно работать в условиях репортажа для единовременного захвата широких планов и отдельных деталей. Также отлично подходит для видеосъемки на новые ФФ-камеры типа 5Д марк 2 и новее.
  • незаменимый объектив в условиях, где требуется частая смена фокусных (пейзаж-деталь) в условиях где смена объектива нежелательна (пыль, дождь) или затруднительна (например в походах и альпинистских восхождениях, где нет возможности нести отдельный рюкзак для оптики, нет возможности держать два объектива одновременно) или тряска, стесненное пространство.
  • замечательная картинка – чистые и насыщенные цвета, “прозрачность” по высшим эталонам L-оптики. Даже удивительно, как Canon смог добиться такого уровня в “ультразуме” с массой стекла внутри, хотя на это нам косвенно намекает высокая цена объектива. По моему опыту, субъективно, качество картинки с 28-300L заметно превосходит более “дежурный” 24-105L и вплотную приближается к 24-70L!
  • “эффект объемности” главного объекта, благородный рисунок на уровне качественных телезумов вроде 100-300/5.6L, совершенно не ожидаемый, опять же, от “ультразума”!
  • очень высокая резкость основной части кадра практически на всех фокусных и диафрагмах. Это действительно так, будучи исправным – это фантастически резкий объектив, даже на 300 мм! Особенно, в диапазоне 35-200 мм, где объектив практически идеален оптически.
  • хороший стабилизатор, что для такого универсального объектива является очень полезным дополнением, заметно расширяющим и без того “необъятную” сферу его применения.
  • уникально-малая МДФ – 0,7 м, в том числе и на 300 мм.
  • хорошая пыле- влагозащищенность и высокая механическая прочность конструкции. Это действительно “универсал” для самых тяжелых условий работы, объективом, что называется, “убить можно”.
  • механизм зумирования типа тромбон отлично приспособлен для быстрой смены фокусных и планов съемки.
  • блокировка зума фрикционным кольцом работает на любых фокусных, а не только (как обычно бывает) в самом компактном положении.
  • полное отсутствие каких-либо “одноклассников” у конкурентов. Существующие недорогие аналоги от Tamron и Nikon являются любительскими объективами и весьма компромиссны по качеству картинки.
  • доступный сервис и изученность слабых мест конструкции.

Недостатки Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS. Даже не смотря на всю сложность конструкции объектива и его высокую цену, “ультразум” все равно предполагает некоторые издержки, главным образом – по техническому качеству картинки на краях диапазона:

  • заметные поперечные хром. аберрации на широком угле. Иногда требует коррекции в конвертере.
  • весьма заметная (хотя не “смертельная”) дисторсия на широком угле, чуть больше, чем у 24-105L. Иногда требует коррекции в конвертере.
  • некоторое падение разрешения к углам кадра на 28 мм на открытых диафрагмах, но при закрытии до F8-11 все становится неплохо.
  • падение разрешения к краям кадра на открытых диафрагмах в диапазоне фокусных 250-300 мм. Но, опять же, зажимая диафрагму до F9-11, добиваемся хорошего результата.
  • заметные поперечные хром. аберрации на дальнем конце фокусных на контрастных переходах, которые впрочем легко убираются в raw-конвертере без особого вреда для картинки.
  • заметная не-парфокальность зума в целом – может иметь значение при съемке видео. Интересно отметить, что 28-300L практически парфокален в диапазоне фокусных 70-300мм, а при дальнейшем уходе на ШУ точка фокуса резко смещается.
  • объектив очень тяжелый и громоздкий. Носить его целый день – требует практики и привыкания. И это – главная проблема, которая может отвратить от его покупки.
  • зум типа тромбон в сочетании с большой массой выдвижной части требуют помнить про блокирующее кольцо – иначе самопроизвольно вываливается на 300 мм. Хотя ничего страшного для объектива при этом не происходит.
  • из-за сложной оптической схемы и зума типа тромбон, предполающей износ направляющих, объектив склонен со временем к некоторой потере оптических свойств при интенсивной эксплутатации. Лечится обслуживанием и заменой направляющих, проблема хорошо известная в сервисах, а ремонт довольно прост, так как объектив легко разбирается на две части.
  • конструкция “прямого зума” приводит к необходимости применять не совсем оптимальную бленду, крепящуюся за передний край тубуса.
  • очень высокая цена, которая впрочем не кажется таковой, когда понимаешь все нюансы конструкции.

Canon 28-300L, без сомнения, является одним из исключительных объективов в линейке Canon, объективов “за гранью возможного в оптике” – таких, которых не делает больше никто другой, наряду с 85/1.2L, 50/1.0L, 50/1.2L, 200/1.8L, 17 /4L TS-E.

Порекомендую ли покупать? Если ваши потребности (и ограничения!) упираются в описанные выше случаи, конечно – ДА, аналогов у этого объектива нет. Но нужно четко понимать, что, несмотря на свое выдающееся качество и универсальность, это объектив не для – всех по причине своего веса и громоздкости.

Возникает вопрос – что выбрать, 28-300L или 24-105L? Практика показывает, что если вам нужен универсальный зум-объектив для личных туристических целей, обычно 24-105L на 70-80% процентов выполняет эти задачи. Плюс, 24 мм являются действительно важным дополнением. В туристических поездках обычно всегда можно взять небольшой рюкзачок, куда можно положить в дополнение к 24-105 компактный телевичок, которые не обременит весом. Камера, постоянно висящая на шее, с 24-105 причиняет гораздо меньше беспокойств. Итого, таскать постоянно 28-300L в таких ситуациях, будучи на отдыхе да еще в жарких странах – я однозначно не рекомендую! Мой тревел-комплект – это 24-105L, 70-300L и 35/1.4L. Что же касается 28-300L, то он находит свое применение когда ваша задача – съемка часто меняющихся планов в неблагоприятных условиях, или репортаж. Тут он в своей стихии!

Ссылки на примеры: объектив у меня повяился не так давно, пока что накапливаю базу изображений. Но кое-что им снято здесь

Leave a Reply