Обзор фотокамеры Kodak DSC Pro SLR/c

Вероятно, те, кто недавно подошли к занятиям цифровой фотографией, даже и не знают, что на рубеже 1990-2000-х годов знаменитая американская фирма Eastman Kodak, известная прежде всего как производитель фото/видео пленок и налаженным массовым процессом их обработки и печати, выпускала цифровые фотокамеры под собственным брендом. Камеры весьма интересные, дорогие (так как были нацелены на профессиональный рынок) и во многом непохожие на любые другие.

Данный обзор написан в феврале 2013 года, и на этот момент в мире цифровой фотографии, помимо камер Kodak, появилась уже 21 модель полнокадровых камер: Contax N digital, Canon 1Ds, Canon 1Ds Mark II, Canon 1Ds Mark III, Canon 1Dx, Canon 5D, Canon 5D mark II, Canon 5D Mark III, Canon 6D, Nikon D3, Nikon D700, Nikon D3x, Nikon D3s, Nikon D4, Nikon D800(E), Sony Alpha 900, Sony Alpha 850, Sony Alpha A99, Leica M9 (М9-Р, М-Е), Leica M Typ 240… Сколько появилось камер с кроп-сенсорами – вообще не счесть. Они декларируют постоянное совершенствование по многим параметрам – эргономике, автофокусу, скорости серийной съемки, низкому уровню шумов, разрешению. Во-многом, это так и есть, этот прогресс не случаен, а происходит из практических потребностей рынка и прогрессирующего понимания качества изображения, росту запросов к нему. И увлеченному любителю и профессионалу есть из чего выбирать и есть что анализировать. Так зачем вообще помышлять о камерах, датированных началом 2000-х годов? Зачем воскрешать эту древность из небытия? И недостатков у них масса, и не делают их уже давным-давно – не выдержали конкуренции, отошли от мейнстрима, стали стары и ненадежны…

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться лет на 10-15 назад и поизучать историю развития цифровой фотографии. Вернуться к корням, так сказать.

В компании Eastman Kodak занимались (почти столетие) не только производством пленки и сопутствующих продуктов; самый главный нюанс заключается в том, что в ней занимались цветом и эстетикой изображения, наукой и цвете и его восприятии человеком. В те годы не было таких возможностей по цветокоррекции, как сейчас, на компьютерах, и годный цвет нужно было получать прямо с носителя. В свою очередь, это находило свое отражение в формировании стандартов цвета, который мы видим в кинофильмах, на старых отпечатках. Роль Кодака в формировании технологии воспроизведения цвета невозможно отрицать.

С развитием полупроводниковых технологий и приходом цифры интересы Кодака распространились и на них, и фактически он стал пионером всех разработок в этой области, стремясь получить в их рамках результат, естественно, подходящий под наработанный прошлыми десятилетиями опыт цветопередачи. В те годы (1980-90 гг) Кодак был чрезвычайно крупной и мощной компанией, тратившей огромные суммы на разработки в области цифровой фотографии. Что же главного им создано?

  • первые CCD-сенсоры крупного формата были разработаны при участии инженеров Кодака. Впоследствии эти разработки легли в основу собственного производства матриц Кодак для мира 35-мм камер и среднего формата. Основными клиентами Кодака, покупавшими его матрицы, были PhaseOne, Imaсon и Leica. После банкротства Кодака (в 2011-2012 гг)  это подразделение было выкуплено компанией Truesense.
  • байеровский принцип получения цветного изображения (который сейчас применяется в абсолютном большинстве цифровых камер) разработан инженером-исследователем Брайсом Байером в лабораториях Кодака.
  • стандарт изображения без антиалиасного (АА) фильтра на матрице был внедрен Кодаком, вкупе с алгоритмами программного подавления муара и подбора физического АА-фильтра для задач пользователя.
  • самая основа работы управления цветом на компьютерах – модель ICC-профилей устройств и движок CMS – была в основном разработана Кодаком при участии icc-консорциума, в который также входили Heidelberg, Apple и др.
  • основные принципы обработки сигнала с матрицы и его трансляции в привычные фотографам категории (ISO, экспозиция и пр. – фактически все, чем занимаются нынешние RAW-конвертеры и процессоры камер) – тоже заложено Кодаком.

Ведущая роль компании Kodak в разработке цифровых технологии, как и ее мощная патентная база, вынудили производителей фотокамер, таких как Canon, Nikon, Olympus, Leica, заключать с ней договоры о сотрудничестве, которые давали им возможность использовать сенсоры Kodak для своих первых цифровых камер, а также получить доступ к пониманию основных принципов получения цифрового изображения с матрицы. Фактически, Kodak стал для них всех первым учителем-патриархом, с которого началась вся история массовой цифровой фотографии. Этот факт тоже невозможно отрицать. Взамен Кодак получал возможность использовать механику проверенных временем японских пленочных “тушек” (обычно топ-класса, типа Canon EOS-1N) и их байонет с системой оптики для создания цифровых фотокамер, которые он сочетал с собственной цифровой частью – цифрозадником и процессорами обработки – и продавал под своим брендом. История этого сотрудничества, от первых “динозавров” и до последних моделей вроде рассматриваемых SLR/c/n, прекрасно описана здесь – DCS Story, в статье, написанной Jim McGarvey, ведущим инженером фирмы Kodak по цифровым камерам.

А что произошло потом? Когда срок соглашений кросс-лицензирования между Kodak и Canon/Nikon и прочими истек, японские производители отправились в свободное плавание и вступили в жестокую конкуренцию друг с другом в мире народившейся цифровой фотографии. Nikon и Olympus предпочли не вкладывать средства в создание собственного производства сенсоров, а все так же покупать их у сторонних фирм, коими стали Sony и Panasonic, освоившие к тому времени (середина 2000-х годов) массовое производство CCD и CMOS-структур. Canon пошел непроторенным путем, увидев большие перспективы для мира цифровой фотографии в нарождающихся CMOS-технологиях и создав собственное производство сенсоров этого типа. Однако, вся идеология обработки файлов с матрицы у него осталась от Кодака. Фирменный raw-конвертер Digital Photo Professional был создан во времена камер Kodak DCS 520/560 (которые Сanon также продавал в Японии под собственным брендом как EOS D2000/6000) в тесном сотрудничестве с Kodak и так и развивался с тех пор, получая поддержку всех новых моделей камер Canon. А Kodak, потеряв возможность использовать готовую механику “тушек”, отошел от производства непосредственно фотокамер и сосредоточился на проектировании и производстве CCD-сенсоров, находивших применение в high-end цифровых задниках и научных приборах.

Как говорится в статье Джеймса МакГарви, рассматриваемая камера Kodak DCS SLR/c появилась на свет уже под занавес сотрудничества фирм Kodak и Canon. Kodak уже утратил право на использование качественных “тушек” семейства Canon EOS-1N, но еще имел право использовать популярный EOS-байонет для своих изделий, чем он и не замедлил воспользоваться. Так как в Kodak попросту не имели опыта создания качественной “коробки” для фотокамеры, они обратились в японскую компанию Sigma, которая предоставила Кодаку в качестве основы для будущей камеры “тушку” семейства SA, а после также осуществляла и само производство на своих мощностях. Поэтому на всех камерах SLR/c на стикере местом производства указана Япония. Почему именно Sigma? Решающим фактором явилось то, что основные моменты этих камер чрезвычайно близки камерам Canon, а именно – полностью цифровое решение связи камеры с объективом, на аналогичной Сanon шине данных, с таким же встроенным в объектив мотором автофокуса и электронной диафрагмой. Протокол общения камеры с объективом также практически скопирован у Canon (что собственно и открывает несложную в реализации возможность переделки камер Sigma на байонет Canon без замены прошивки/электроники). Рабочие отрезки камер Sigma и Canon также идентичны, что не приводит к необходимости как-то изменять кинематику миррорбокса. В результате, после небольшой программной доработки, появилась возможность хорошо адаптировать все существующие объективы Canon к новой тушке Kodak.

Итак,  Kodak SLR/c – это доработанная камера Sigma SD-9, у которой:

  • несколько изменены боковые панели (в том числе передняя фальшь-панель вокруг байонета в районе прилива в пентапризме – для возможности установки более крупной по диаметру оптики Canon вроде 85/1.2L) и встроена (в нижней и задней части) цифровая начинка от Kodak с уникальной прошивкой для базовой “тушки”.
  • заменен затвор (поставлен надежный и долговечный Copal).
  • стоит свой модуль автофокуса с 5 датчиками (на самих Сигмах – только один).
  • поставлен уникальный фокусировочный экран на поле зрения полного кадра и улучшена механика движения зеркала с измененными демпферами, благодаря чему оно поднимается и опускается очень мягко (у самих Сигм – долбит очень грубо и жестко).

Интересно отметить, что вместе с SLR/c была выпущена и версия аналогичной камеры под байонет Nikon (Kodak SLR/n), сделанная на базе “брендовой” камеры от самого Nikon – F80, так как сотрудничество этих двух фирм к тому времени еще продолжалось. В связи с чем она по механике и корпусу не имеет ничего общего с SLR/c. SLR/n имеет ряд преимуществ перед SLR/c – а именно фирменный автофокус и более надежный экспозамер, она более компактна и эргономична, однако SLR/c имеет более светлый и крупный видоискатель и не имеет никаких проблем по совместимости с любой оптикой Canon и мануалами. По электронной части (матрица-процессор) обе камеры идентичны.

Автофокус SLR/c вполне точный и рабочий, он явно боле надежен, чем автофокус самих камер Sigma. Однако он не так быстр, как автофокус родных камер Canon, и имеет странности при работе с некоторой оптикой Canon – в частности с объективом Canon EF 135/2L, который не способен поймать фокус и беспорядочно бегает туда-сюда даже на самых простых сюжетах. К счастью, таких объективов очень мало, а решением является съемка в режиме ручного фокуса, который вполне надежно ловится зеленым индикатором в видоискателе. С другой стороны, на этом Кодаке работают без малейших проблем старые объективы Sigma для Canon, которые на более новых тушках самого Canon требуют перепрошивки. Также на нем без проблем работают и полнокадровые объективы Sigma для камер Sigma SA, которые переделаны заменой байонета на Canon EOS – сказываются общие “гены” :) Стабилизатор во всех новых и старых объективах Canon работает как положено, быть может лишь стартуя излишне “резко”.

Теперь перейдем к главному, ради чего имеет смысл снимать на эту камеру. К получаемому с нее изображению, которое заметно отличается от привычных современных стандартов. И для начала – про сенсор.

Во-первых, все предыдущие камеры Kodak, такие как DCS 560/520 (с байонетом EOS на базе тушки Canon EOS-1N) и 420/460/660/760 (с байонетом Nikon F-mount на базе тушек Nikon F4/F5) использовали собственные CCD-сенсоры Kodak и имели кроп-фактор 1,3. Такое значение получилось по нескольким причинам:

  1. от желания избежать краевых эффектов на полнокадровой матрице (виньетирование/падение резкости/цветовой сдвиг);
  2. полнокадровые CCD-сенсоры были очень сложны и дороги в производстве, так как в те времена литографические степперы не могли обработать такую площадь за один проход, и приходилось делать сенсор из двух половин, что для CCD очень трудно в плане сшивки и совмещения каналов считывания. Именно по этой причине полнокадровые CCD-сенсоры редки и в наши дни, исключением являлись лишь Contax N Digital с CCD-матрицей Philips и Leica M9 с CCD-матрицей Kodak. А кроп 1,3 вполне покрывался степпером за один проход, собственно для степпера это и есть предельный размер по площади. Эти же соображения, кстати говоря, легли в основу для рождения серии репортажек Canon 1D с кроп-матрицами. Вспоминаем преемственность идей! Действительно, для репортажки не так важен полный кадр, как четкость изображения по полю без проблемных углов, да и кроп-фактор умножается на фокусное дорогих теле-объективов, что благо при съемке спорта и живой природы. А сенсор, не теряя особенно в площади и количестве падающего света, существенно удешевляется и получается более надежен в производстве и выигрышен в плане скорости считывания.

Во-вторых, проблем совмещения нет в такой степени у CMOS-сенсоров, так как там каналы чтения независимы и разнесены по площади сенсора, соответственно проблем с их совмещением нет как таковой. Именно поэтому большинство полнокадровых цифровых камер имеют CMOS-сенсоры, и ко времени появления Kodak SLR/c/n они как раз стали выходить на рынок, интенсивно развиваясь. Основу этим переменам положил Canon, наглядно продемонстрировав возможности и преимущества полнокадровых сенсоров, возвращавших цифровой мир к стандартам рисунка пленочных времен, к полному восстановлению поведения полнокадровой оптики, и дававших новый уровень малошумности, отображаемой фотошироты картинки и детализации изображения. Кодаку, не желавшему терять свою долю на рынке студийных камер, пришлось также искать способы создания камер с полнокадровой матрицей. Поскольку сам Кодак не имел производства CMOS-структур, решением стала – впервые для Кодака – покупка стороннего сенсора для новых камер SLR/c/n у компании FillFactory, сделавшей сенсор по спец-заказу Кодака на своих мощностях. Это позволило удержать цену на камеры в разумных пределах.

Этот сенсор – довольно интересная штука, совсем не похожая на те CMOS-сенсоры, которые ставятся во все последние полнокадровые камеры от Canon, Nikon и Sony. Отойдя от своей традиции использовать CCD-матрицы, Кодак при этом открыто признал явный прогресс в мире CMOS-технологий и не погнушался применить CMOS-матрицу в своей новой камере, отмечая даже ряд ее преимуществ: более широкий динамический диапазон и лучшую проработку светов, улучшенную цветопередачу и бОльшую скорость работы. Именно этот сенсор, в сочетании с фирменными алгоритмами пост-обработки от Кодак и формирует ту характерную картинку, которой славится это семейство камер. Вот его особенности:

  • Итоговое разрешение 13.7 Мпикс, 36х24 мм.
  • Применяется аппаратное подавление шума на пикселе.
  • На сенсоре нет АА-фильтра, то есть он создан по образцу среднеформатных цифрозадников. ИК-фильтр интегрирован в матрицу.
  • CFA (массив цветовых фильтров) по стандартам Kodak, аналогичный его наработкам для CCD-сенсоров для среднего формата. Напомню, что ко времени создания этих камер Кодак уже вышел на рынок с серией знаменитых 16-Мпикс цифрозадников DCS 645/Proback для основных СФ систем.

И что же мы получаем в результате? Грубо говоря, имеем “цифрозадник”, аналогичный среднему формату, но втиснутый в рамки 35-мм стандарта, и к тому же имеющий свои приятные нюансы. Это было совершенно уникальное событие в мире цифровых камер! И именно сейчас, спустя много лет, с развитием программного обеспечения для пост-обработки, весь чудесный потенциал этой камеры становится ясен. И вот в чем он заключается:

  • фирменные кодаковские светофильтры, ориентированные на правильный цвет и работу на базовых ИСО, дают одно из лучших в мире цифровой фотографии разделение RGB-каналов, очень широкий цветовой охват (практически – Prophoto RGB!) и визуально очень плотную и “теплую” по цвету, чрезвычайно богатую по оттенки и цветовые переходы картинку.
  • в сочетании с отсутствием АА-фильтра все это цветовое богатство приобретает особую четкость и прозрачность, дающие замечательный “эффект присутствия”. Здесь и впомине нет той душноватой “поволоки” на изображениях с обычных камер, которая происходит от АА-фильтра, который все еще применяют “бренды”, для перестраховки, в борьбе с возможностью муара. При этом довольно высокое разрешение камеры дает высокий уровень детализации, годный для 100% качественной распечатки на формат А2.
  • эффект присутствия усиливается, если мы поглядим на тени в кадре. Они прозрачны, как в жизни, практически никогда не проваливаются в безнадежную “черноту”, а отличная цветопередача камеры ухватывает все малейшие нюансы цвета в них, в результате они “оживают”. Благодаря этому же, камера не перестает видеть живой цвет (в отличие от большинства новых камер) в сумерках и вообще при слабом освещении, например осенным мрачным днем. Даже здесь Кодак видит все цветовые нюансы и способен передать их живо и ярко.
  • камера дает очень сочные и фактурные света, в которых различимо множество цветовых нюансов, и довольно хорошо достает света из пересветов, из зоны, которая обозначена на экранчике в гистограмме как ERI (Extended Range). Нюансы дымки над морем, облака на вечернем или однотонном пасмурном небе, пар над водой, тоновые переходы на белых стенах, освещенных ярким солнцем – это все родная стихия Кодака.
  • на гистограмме на экранчике видны данные RAW, что дает 100% контроль над экспозицией.
  • съемка на малых ISO – 6, 12, 25, 50. Это тоже уникальная особенность этих камер, которая, правда, работает только в диапазоне длинных выдержек и, стало быть, пригождается ночью при работе со штатива или днем с использованием мощного ND-фильтра. Эти режимы ненастоящие, а представляют собой мультиэкспозицию на базовом ISO (160), что приводит к резкому снижению шумов и росту ДД. Такие ночные кадры с Кодака – это особая тема, очень положительная. Камера прекрасно видит все нюансы ночных полутонов и расцветку, а широкий ДД позволяет успешно бороться от пересветами от точечных огней. Непонятно, почему никто из других производителей не взял эту простую идею на вооружение…

Хорошо, скажет читатель. Допустим, я вам верю. Но если это так, почему камеры Кодак помнят немногие? И что же сейчас? Это все было, но и ведь прогресс не стоит на месте? Выходят все новые и новые камеры, они ведь должны быть еще лучше во всем?

Отвечаем: верить не надо. Лучше посмотреть внимательно примеры внизу страницы. Или здесь.

В остальном, нужно понимать две вещи. Во-первых, у этих камер хватает и недостатков, которые собственно и предопределили их уход со сцены. Об этом чуть ниже, но это не значит, что мы должны забыть их плюсы. Но все-таки помнят о них немногие, а остальные увлеклись прогрессом. А в отношении прогресса все оказалось довольно просто. Прогресс шел по пути увеличения универсальности камер, их применимости в самом широком спектре условий съемок. Появились умопомрачительные ISO 102000, скорость съемки в 12 кадров в секунду, видео… Никто не спорит, что это полезно, но нужно понимать и то, что это не дается даром! Потребность в сверхвысоких ISO (ну а какой первый тест новой камеры из магазина? “так, а каков мой спящий кот на ISO 25600… усы попиксельно?.. класс! пойду положу на форум!..” на большее фантазии не хватает.) и “свой”, куда-то проэволюционировавший взгляд на цвет у японских компаний предопределили манипуляции с CFA новых камер, он стал совсем не такой добротный, насыщенный, как у Кодаков. Также все махинации с балансом каналов, с предобраткой RAW,  с аппаратными шумодавами все дальше двигают картинку в холодную сторону искусственности, неестественной техничности. Потребность в увеличении скорости работы входит в конфликт с аккуратностью считывания базовых RAW-данных. А про работу на базовых ISO, про ту самую качественную прозрачную картинку, никто особенно не думает, полагая что она и так никуда не денется. Ну и та же самая “универсальность”, боязнь столкнуться с массовым непониманием рядовых пользователей, вынуждает по максимуму избегать проблем с муаром, добивая картинку сильным АА-фильтром. Таким образом, в общем и целом – подобмыленный, подскушненный, всячески искуственно “улучшенный-обезжиренный” продукт – это то, к чему пришел сейчас прогресс в мире цифровых камер. Вот то, что сейчас ценится на рынке. Виноват – только рынок и его запросы, так что посмотрим внимательно в зеркало – это мы сами громко просили, чтоб было все подряд и помногу, а инженеры исполнили. И в итоге – очень далеко ушли от той картинки, которую выдавали ранние камеры, и Кодаки в частности.

Ну а что же недостатки Кодаков SLR/c/n? Они вот какие:

  • как любой ранний CMOS, камера шумна. Тени плохо переносят серьезные манипуляции, а рабочее ISO камеры – фактически только базовое, 160-200. Выше ISO 320 подниматься смысла нет. На фоне рабочих ISO хотя бы 800-1600 у первых полнокадровых Canon это смотрится, конечно, смешно.
  • света имеют хорошую фактуру только до появления серьезных пересветов, а потом резко сваливаются в дырку. Поэтому нужно следить за гистограммой и избегать пересветов в RAW. У новых камер увод в пересветы гораздо более плавный.
  • камера страдает колоршифтом к краям кадра на “незнакомых” ей объективах. Обычно успешно лечится, как именно – чуть ниже.
  • у камеры большой буфер (512 Мб), но низкая скорость покадровой съемки и записи на флешку. Так что она не для серийной съемки.
  • камера склонна заметно муарить на самых разных объектах – фактуре одежды, решетках, заборах, мелкой ряби на воде, даже на траве… Впрочем, и эта проблема имеет простое решение, о котором тоже ниже.
  • при повышении ISO очень грубо включается аппаратный шумодав, который сильно обмыливает картинку, даже в RAW.

В общем, камеру сложно назвать универсальной. Это все и предопределило быстрый уход со сцены этого семейства, под бурным натиском системных новинок от Canon и Nikon. Некогда ученики, они с легкостью затмили своего учителя с точки зрения массовости. Однако, люди с опытом, разбирающиеся в истории фотокамер, камеры Кодак всегда ценили за их особенный цвет и картинку на малых ISO, считая что и сейчас он остается все таким же уникальным.

В связи со всем, что сказано выше, можно высказать и некоторые практические рекомендации:

  1. Нам очень повезло, что эти Кодаки совместимы с двуми основными системами – Canon EOS и Nikon F. Потому что тем, кто хочет поизучать их картинку, можно купить себе какую-то современную полнокадровую камеру для повседневной съемки (вот оно, благо прогресса! :) ) и соответствующий Кодак – для работы при хорошем свете. Потому что в качестве одной-единственной камеры на все случаи жизни Кодак никак не годится. И покупать его в этом качестве я никому не рекомендую.
  2. Малое рабочее ISO камеры во многом предопределяет выбор оптики. К примеру, гуляя в парке даже летним днем, в тени на ISO 200 вы столкнетесь с выдержками 1/30-1/40. То есть либо вы используете светосильную оптику, либо – оптику со стабилизатором. Причем, если нужна более-менее широкая ГРИП в таких условиях, стабнутый фикс/зум безальтернативен и должен быть у вас в кофре. Для SLR/c я рекомендую Canon EF 24-105/4L IS, который очень хорошо себя ведет на этой камере по цвету-контрасту, резкости по полю, автофокусу, балансу масс и диапазону фокусных. Учитывая малую вибрацию от зеркала, выдержки в 1/15 на статических сюжетах такой комплект отрабатывает на ура.
  3. О борьбе с муаром. Я использую простой способ, так как до сих пор работаю в 32-битном Photoshop CS3 (именно из-за того, что у меня под него подобраны все необходимые плагины), поэтому совет применим к аналогичной конфигурации. В комплекте со старыми версиями Capture One (3.7 например) идет установщик плагина к фотошопу PhaseOne DeMoirize. Правда, он работает только на 8-битных изображениях. Поэтому обрабатываем картинку как обычно, в 16 битах, добиваемся результата, который нас устраивает по цвету, контрасту и проч. После переводим картинку в 8 бит, с помощью лассо выбираем пострадавшую от муара область, вызываем означенный плагин, выбираем режим “качество” и подбираем настройки под нашу проблему. Плагин работает аккуратно и творит чудеса, попробуйте.
  4. Об обработке raw (то есть dcr) файлов Кодака. Здесь кроется еще одна большая проблема, так как для получения того самого, удивительного результата с этой камеры, ради которого мы терпим все неудобства, нам придется очень вдумчиво  поработать с ПО проявки и пост-обработки. Опять же, я не рекомендую покупать Кодак тем, кто не готов погрузиться в тонкие нюансы этой темы и кто хочет результат “out of the box”. Для вас есть Canon 5D марк III (например). Зато, взявшись воевать с Кодаком, в итоге вы научитесь многим вещам, о которых ранее и не задумывались, и научитесь видеть такие нюансы картинки, которые и делают ее правильной и красивой. Вот этим Кодак и хорош – он многому учит… Итак, по RAW-конвертерам:
    - Родной RAW-конвертер Кодака, DCS Photodesk, порой выдает отличные цвета и ДД, но плох невнятной детализацией и неумеренным шумодавом. Тем не менее, рекомендован к освоению. Имеет проблемы на новых версиях Windows (например 7 x64), уже может не запускаться.
    - Универсальный и вездесущий Adobe Lightroom файлы Кодака видит, но результат выдает в целом невнятный… Попробуйте и убедитесь сами! Кодак способен на гораздо большее. Однако, у Lightroom есть и преимущество – он хорошо достает фактуру из пересветов в кодаковских равах.
    - Irident RAW Developer есть только под Mac и оставил неплохое воспоминание, имеет смысл глянуть.
    - Silkypix, как обычно, выдает неплохой цвет, но слаб по части четкости картинки, и это убивает “прозрачность”.
    - хорошо продвинулся по части поддержки Кодаков RPP. Правда, он только под Mac, зато бесплатен, имеет интересные внутренние алгоритмы, а также новые профили.
    - я сам лично работаю с кодаковскими равами в Capture One. Так исторически сложилось, я выбрал этот конвертер еще для своих камер Canon, привык к нему, он мне нравится своим отличным качеством картинки, и я захотел так же точно интегрировать в него и работу с материалом с Кодака. К сожалению, C1 не видит равов Кодака напрямую, что вынудило меня попробовать работу через Adobe DNG, конвертируя dcr-файлы с помощью Adobe DNG конвертера. Тут мы встречаем следующие проблемы:
    1. C1 не понимает АББ Кодака, соответственно имеем проблему выставления правильного ББ для каждого кадра. Но это не страшно, все равно деваться некуда – АББ Кодака в реальности практически бесполезен. Я выставление ББ делаю уже после, в фотошопе с помощьюумного плагина PowerRetouche WhiteBalance (рекомендую!). Заморачиваться со съемкой всяких серых карт – не стоит, занудно и неэффективно.
    2. С1 не знает нюансов шумового паттерна Кодака и исходно ставит чрезмерные параметры шумодава для его DNG, которые я рекомендую (индивидуально по кадру) поуменьшить, хотя в целом шумодав С1 для Кодака подходит хорошо.
    3. С1 не может включать LLC-коррекцию для равов Кодака. Жаль, это хороший инструмент, мог бы прекрасно прибирать colorshift. Пути решения – ищем. Впрочем ХА, дисторсию и прочую геометрию С1 прекрасно правит.
    4. И, наконец, самое главное. С1 не знает цвета этой камеры и не имеет правильных профилей для ее DNG. Зато – великий плюс С1 – он позволяет нам самим строить и подключать свои профили, чем я и воспользовался, и результат меня вполне устроил. Обычно я использую свой профиль FS10, он самый универсальный, но иногда также применяю и встроенные в С1 DNG Neutral и DNG workspace. Все по вкусу – пробуйте!
    Но итоге, результат из С1 меня иногда просто поражает – он резкий, четкий, прозрачный, с отличными звонкими цветами, а после небольшой доводки (ББ-уровни-контраст) в Photoshop – просто чудо! Для работы с тенями и светами Кодака в С1 есть прекрасный HDR-tool, будто для нас и делали… С1 версии 7 снял последнюю “неувязочку” при работе с файлами Кодака – слабый запас по пересветам. Теперь, благодаря обновленному движку, C1 достает невероятное богатство в светлых тонах, сохраняя при этом все прочие плюсы своей картинки! В общем, стоит не пугаться кажущихся трудностей и попробовать освоить связку С1 с Кодаком.
  5. Пару слов об улучшении баланса белого. АББ – довольно бесполезен. Кодак это та камера, где пресеты ББ действительно имеют смысл. Снимаете на солнце – не забудьте поставить в меню камеры ББ – “солнечно”. Потом будет меньше проблем при пост-обработке.
  6. Еще пара слов – про колоршифт. Итак, факт в том, что наш бедный-несчастный Кодак болен еще и колоршифтом. Почему, например, на камерах Canon его нет, а на Кодаке есть – для меня загадка. Но проблему нужно решать. И опять же, нетривиально. Полноценно и гибко колоршифт убирается только в родном конвертере DCS Photodesk, а для всех прочих конвертеров особую важность приобретает параметр Lens Optimization, доступный в меню камеры. Таким образом, нужно аккуратно прописать объектив в камеру, и не пренебрегать этим для всех новых объективов. Делается это один раз, камера потом объектив распознает и все настройки применяет как надо, и в сторонних конвертерах эта настройка тоже работает.
    Как это сделать? Выбираем Add new lens, далее в камере включается внутренний визард, который подсказывает, что нужно сделать. А именно выставить короткое значение зума, навестись на бесконечность, снять кадр, потом то же самое на дальнем зуме. Значения коррекции оптимизации для каждого положения можно получить, загрузив тестовый dcr с однотонной поверхности (скажем, небо) в Photodesk и там добиться равномерной картинки. Запомнить полученную цифру оптимизации и ее-то и прописать в камеру.
  7. Про юстировку автофокуса. Ну понятно, камера-то старая, сервиса толком нет, а АФ мажет. Как юстировать? Очень просто. Готовим маленький Г-образный шестигранный вороток (из стандартного набора воротков, диаметр кажется 0.8 мм, в общем самый тонкий), объектив посветосильнее (например 85/1.2L), камеру на штатив, делаем тестовые кадры по мишени на открытой диафрагме, смотрим насколько недолет/перелет. Далее переводим камеру в режим чистки матрицы, лезем к дальней бобышке под вторичное зеркало и начинаем крутить ее туда-сюда воротком… Процесс, думаю, “интуитивно понятен и несложен”. Хотя и зануден!
  8. Про ресайз для печати. Хотим напечатать А2, а по факту разрешение картинки максимум тянет на А3… Используем плагин к фотошопу – фрактальный ресайзер AleinSkin BlowUP. Для этих камер отрабатывает лучше любых других методов…
  9. Про подбор выдержек. Кодак в целом любит маленько недодерживать. И еще, лучше давать коррекцию в плюс, чтобы чуть больше света дать в тени, для их меньшего шума. Поэтому имеет смысл ставить поправку +0.3 на большинстве сюжетов, либо даже +0.7 на ярком свету и снеге. Сложные сюжеты лучше снимать в 0. Критерий – смотрим гистограмму пробного кадра, и на ней не должно быть слишком больших вылетов в область ERI, с резким подъемом кривой в право и ее резким же падением сразу после. Это значит – невосстановимый пересвет. А о тенях можно не переживать – там практически никогда не бывает мертвых черных зон, Кодак их прекрасно различает, и лишь совсем сильный недосвет способен привести к грубым проблемам.
  10. Еще про оптику. Кодак способен выдать хороший цвет, в общем-то, с любым объективом. Но для лучшего цвета лучше поставить на него и лучшую оптику, которая даст нужный контраст и полутона. По моему опыту, со следующими объективами SLR/c особенно хорош: Canon 35/1.4L (мой лучший выбор!), Canon 50/1.2L, Canon 50/1.0L (потрясающе чистая картинка, но объектив редок и дорог), Canon 100L IS macro (хороший выбор для макро с рук), Canon 180L macro, Canon 70-200/4L IS (очень резкая и четкая картинка), Canon 24/1.4L II (потрясающе глубокий цвет, хотя может быть очень сильный муар), Zeiss Makro-Sonnar 100/2.8 N (увы, тоже редкий вариант), Zeiss Distagon 28/2 ZE (хорош по полутонам),  Voigtlaender 125/2.5 APO – великолепный цвет.  Canon 24-70L на Кодаке проявляется замечательно по картинке, резко-прозрачно, с чистыми красками, но его часто подводит автофокус. Интересные метаморфозы происходят на Кодаке с Canon 16-35/2.8 L II – видимо благодаря отсутствию АА-фильтра, угловая резкость выше всех похвал, да и цвета просто шикарные. Понятно, что на SLR/n другой расклад, и там будут свои рекомендации.

Ниже находятся фотогалерия примеров фото, снятых на Kodak SLR/c. Все фотографии сделаны по единой методике: проявка в Capture One с профилем FS10 либо DNG workspace, с коррекцией экспозиции и теней/светов, экспорт в Photoshop, где подправлен баланс белого, уровни, и финальная быстрая коррекция с помощью Nik Viveza. Некоторые фото в Adobe RGB, и у каждого фото сохранен подробный EXIF, причем из-под С1 Кодак прописывает в него оптику так:
- 35(или 24)L он видит как 35(или 24)/F1.6;
- зумы класса 2.8 видит как (фокусное при съемке)/F2.6;
- макрик 100/2.8 (то есть 100L IS macro или Zeiss 100/2.8 N) – тоже как 100/F2.6;
- 50/1.4 – как 50/F1.6;
- 50/1.2L – как 50/F1.5;
- 50/1.0L -  как 50/F1.4;
- а вот 24-105L или 70-200/4L – как (фокусное при съемке)/F4.0. Хоть тут верно! :)

Приятного просмотра!

Часть 1:

и часть 2 – просто краски!

Leave a Reply