Обзор фотокамеры Canon EOS 5D

Canon 5D… Уже далекий 2005 год… Как его еще называют, 5D Classic. Первая полнокадровая камера, выпущенная для фотографов-любителей и ставшая поистине массовой. Камера, заслужившая любовь многих и ставшая настоящей легендой, вехой в истории цифровой фотографии. Ее выход породил настоящий бурлящий котел. Сколько открытий в мире оптики связано с ней для нас, все поиски «рисунка», «боке», возня со старой оптикой 70-х годов, почти сплошняком ставившаяся на нее без особых проблем, в поисках «чудесной аналоговой картинки», споры про «объем» картинки, невиданный доселе уровень малошумности, про резкость, детализацию полного кадра… Когда-то предмет мечтаний многих по цене в почти 3000$, сейчас продается за 700-800$ и постепенно начинает уходить со сцены.

Про нее написано много и многими, так зачем еще один обзор? Обзоры пишут, когда выходит новинка, а мы же напишем краткий обзор-ретроспективу. Поснимав на многие гораздо более новые камеры, попробуем здраво взглянуть на то, каким он был — первый «пятачок», каков «сухой остаток», и имеет ли он право на жизнь и сейчас, в мире быстро развивающегося рынка полнокадровых камер.

История повторяется. Пересматривая свои многочисленные фотографии с нее, открывая их в новых программах, я все более удивляюсь тому, насколько та картинка мне продолжает нравится, и больше того, оглядываясь на современность, — я нахожу в ней все новые положительные качества, понимая, как много в ней изначально «заложено».

  • По современным меркам, у 5D просто замечательный цвет! Пусть не такой изысканный, как у среднеформатных цифрозадников, но чрезвычайно правильный, с хорошей насыщенностью, плотный, с приятными тоновыми нюансами. И что самое ценное, он очень сбалансированный — лежит на поверхности и не требует никаких особенных усилий в проявке. Портрет, пейзаж, съемка со вспышкой и без — этой камере все равно, картинка в норме, такая, какая и должна быть.
  • у 5D есть что-то эдакое в картинке, что давно отметили студийные фотографы. Очень хорошая «плавность» и «шелковость» картинки, приятные скин-тона, что объясняется хорошими тональными переходами.
  • чрезвычайно резкая попиксельно матрица и довольно слабый АА-фильтр. Это было отмечено, например, в обзоре Nikon D700 на dpreview. А на практике это дает хороший микроконтраст кадра, прозрачность и отличную масштабируемость картинки «вверх», вплоть до формата А2.
  • ДД не рекордный, но вполне достаточный для всех возможных повседневных съемок. Не хватает — либо такое и снимать не надо, либо имеет смысл перестроить кадр… В «тянутых» тенях присутствует хороший цвет. Интересно отметить, что Capture One 7 стал заметно лучше выбирать света из RAW Canon 5D, что сняло в общем-то последние вопросы к качеству RAW-файлов и их постобработке.
  • большой плюс Canon 5D — его передача светов. Они весьма фактурны, «объемны» и имеют превосходные полутоновые переходы, в которых видны все нюансы. Это дает возможность получить пейзажный кадр, от которого возникает настоящий эффект присутствия.
  • в число неожиданных плюсов (на сей момент) я бы зачислил чрезвычайно хорошее поведение камеры на ИСО 3200 с новыми версиями конвертеров. Шумы есть, но современное ПО с ними неплохо борется, цвет никуда не уходит, детализация тоже присутствует.

В общем, с некоторым удивлением понимаешь, что никаких особенных чудес с 2006 года в мире цифровых камер не произошло. Да, камеры стали менее шумными, выросло разрешение, заметно улучшилась техническая начинка, но… какой ценой? По основному критерию — по своей картинке — Canon 5D до сих пор остается вполне актуальной камерой, которая имеет даже ряд плюсов в сравнении с современными конкурентами. Ведь в 2006 году никто и не помышлял о том, что возможны какие-то глобальные проблемы с картинкой — скверные, словно однотонно залитые скин-тона, слабый микроконтраст, замыленность и слабый, незвонкий цвет… Все то, что с таким увлечением занимает и исподволь разлагает умы владельцев новых камер. Прогресс по чувствительности и скорости работы не прошел без побочных следствий, ухищрения с матрицами ослабило их CFA, заставило применять более мощные АА-фильтры, чтобы потом было проще работать шумодаву. В 5D же этого всего нет… Есть только добротный сырой материал, не испорченный никакими аппаратными вмешательствами, из которого при умении и желании можно получить просто великолепный, образцовый результат!

Казалось бы, зачем тогда искать что-то иное? Увы, у камеры хватает недостатков, которые связаны в основном с ее механической частью. Заметный лаг затвора и автофокус, который хоть и вполне рабочий, но звезд с неба не хватает, в паре ограничивают съемку динамичных событий. Экран невнятный, который сложно сравнивать с прекрасными экранами новых камер. Пылевлагозащита слабая, что приводит к постоянному загрязнению матрицы. Слабым узлом также является зеркало, которое со временем иногда отваливается и отличается грубоватым демпфированием. Скорострельность в 3 к/с также явно недостаточна. Также камера имеет далеко неидеальный ББ и довольно часто туда-сюда, по чуть-чуть, но подвирает. Хотя в целом, по механике, аппарат очень надежный, как хорошая японская машина 90-х годов.

Если сравнить 5D с 5D mark II, то можно сказать вот что:

  • цвета в 5D несколько более насыщенные, зато 5D mark II заметно более аккуратен и точен, имеет заметно больше полутонов и более широкий ДД. Вкупе это создает эффект более «правильной» картинки, которая кажется заметным шагом вперед в плане общего качества. При этом, не могу отделаться от ощущения, что с файлами со старого 5D работать чуть проще и приятнее, хотя итоговый результат может быть одинаков.
  • попиксельно резкость камер практически одинакова, но у 5D чуть повыше микроконтраст.
  • камеры одинаково хорошо работают со светами, хотя из 5D, пока хватает запаса его ДД в светах, они кажутся даже чуть более фактурными и реалистичными, а из 5D Mark II — более плавными.
  • 5D Mark II имеет действительно заметно лучшую детализацию, и это очень большой плюс.
  • автофокус 5D Mark II заметно более надежен.
  • пылевлагозащита у 5D mark II надежная и рабочая, и матрица у него пачкается заметно медленнее. И очень спасает встроенный механизм ее очистки — это важно!
  • у 5D Mark II отличный экран, который не идет ни в какое сравнение с невнятным экраном в 5D.
  • по шумам у 5D Mark II есть несомненное преимущество, которое к тому же подкреплено заметно бОльшим разрешением матрицы и возможностью даунсемплинга. Но хорошее поведение 5D на высоких ISO тоже не нужно сбрасывать со счетов. У него ISO абсолютно честные — если 3200 есть в меню, им можно пользоваться. К ISO 25600 в 5D mark II есть вопросы…
  • батарея 5D Mark II — большой шаг вперед, держит заметно дольше. Хотя и в 5D она вполне рабочая…
  • видоискатель 5D mark II заметно светлее и чище.
  • live-view — не маркетинг и не безделушка, а практически важная вещь. Жаль, что в 5D его нет…

В общем, по картинке 5D вполне на уровне, в остальном во многом уступает. И если для вас все эргономические и технические недостатки 5D не столь важны, я считаю, что сейчас, за те деньги, которые просят за него, это просто подарок! Может быть, и не имеет смысла гоняться за чем-то более новым. Полный кадр, с великолепной картинкой, с автофокусом, надежный, хорошо изученный и в целом беспроблемный — и всего за 700 долларов.

Несколько практических наблюдений:

  • 5D не очень требователен к оптике, и благодаря своему «жирному пикселю» и слабому АА-фильтру, сам по себе резок, например 24-105L на нем просто избыточно четок по всему кадру. Это приятный нюанс, который дает повод не ломать над этим голову в такой степени, как этого требуют камеры по 20 и более мегапикселей. Нужно лишь, чтобы автофокус не ошибался по-серьезному, и все будет хорошо.
  • 5D хорошо откливается на качественную оптику, дает прекрасную по цвету и контрасту картинку с L-объективами. Однако, он просто расцветает с оптикой Carl Zeiss, даже старой — от Contax/Yashica. Ее выверенный контраст и насыщенный цвет хорошо ложится на матрицу 5D, давая одновременно и очень качественную, и приятно-»аналоговую» картинку. Также, камера хорошо передает нюансы старой, менее техничной и контрастной мануальной оптики, сохраняет ее характер.
  • я работаю с файлами камеры в Capture One, разработав для нее свои icc-профили, которые прошли многолетнюю проверку. Скачать их можно здесь, в самом низу страницы. Родной профиль Capture One, по моему мнению, не очень удачен. Он холодит, хуже передает света и в целом смотрится менее интересно по цвету. Обязательным этапом пост-обработки у меня является финальная коррекция баланса белого, которую я делаю с Photoshop с помощью плагина PowerRetouche White Balance. Последняя версия Capture One — седьмая — заметно лучше работает с пересветами в файлах 5D, так что теперь, с точки зрения качества RAW, имеем беспроблемную и понятную камеру.
  • если вы много снимаете на мануальную оптику, то, так как live-view на камере нет, лучшим решением контроля фокуса будет установка фокусировочного экрана с «клиньями» (split-image focusing screen). Подтверждающие чипы на переходниках — «одуванчики» — зачастую не способны решить проблему, так как ведут себя по-разному на разных объективах. Сам Canon не делает таких экранов для 5D, что мы ему поставим в минус. Я думаю, они прекрасно знают, что многие увлечены старой оптикой на камерах низшего звена, так почему не пойти навстречу любителям? Я в своей камере использовал экран от Haoda, который является переточенным экраном от камер серии EOS- 1. Экран нобходимо будет отъюстировать, аккуратно регулируя его положение в оптическом тракте (между пентапризмой) с помощью кусочков тонкого скотча по самым краям, и проверяя на реальных кадрах. К сожалению, в конце 2012 года фирма Haoda закрылась, но наверняка есть и альтернативы.
  • для увеличения разрешения картинки я применяю специальный пакет ПО Fixerlabs Sizefixer. Он имеет патентованный алгоритм фрактального типа, и формате А2, поигравшись с настройками, можно добиться просто отличного качества отпечатка с 5D.

С особенным удовольствием выкладываю примеры. С этой камерой мы повидали вместе много удивительных мест и красот природы, спасибо ей за добрую память!

Первая часть — Алтай:

Вторая — Тибет, Непал, Россия, немного Алтай:

Запись опубликована в рубрике Canon, фото, фотокамера. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий